Минск. Собор Петра и Павла.

Минский Свято-Петро-Павловский Собор, Екатерининская церковь, памятник архитектуры с элементами ренессанса. Построен в начале 17 в. вместе с Минским Петро-Павловским монастырём православным братством. В 1793-95 отремонтирована и переименована в Екатерининскую (известна и под названием Жёлтая). Каменная 3-нефовая 6-столповая базилика с 5-гранной апсидой и 2 башнями. Главный фасад фланкирован двумя трёхъярусными башнями-колокольнями со шлемообразными куполами. Над апсидой — фронтон основного объёма с люкарной. Боковые фасады декорированы высокими пилястрами. Стены завершены тонкопрофилированным карнизом. Рядом с церковью сохранился церковный дом 19 в. В 1972—79 храм реставрировался. Поклониться иконам святых Виленских Мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, святителя Феодосия Черниговского с частицей мощей православные верующие приходят в Свято-Петро-Павловский собор белорусской столицы. Здание Петропавловской церкви — одно из старейших в Минске.
Собор основан в 1613 году как главный храм одноименного православного мужского монастыря. Петропавловское братство являлось одним из самых влиятельных в городе. В 1795 году храм был переосвящен в честь святой Екатерины небесной покровительницы императрицы российской Екатерины II и стал называться Свято-Екатерининским собором. В 1870-1871 годах проведена полная реставрация, во время которой сделаны росписи, по свидетельству современников, сравнимые по богатству с росписями храма Христа Спасителя в Москве. В 1933 году Свято-Екатерининский собор был закрыт и разграблен. Богослужения возобновлены в 1941 году. Тогда же главный престол храма был переосвящен во имя святых Петра и Павла, правый придел — во имя святой великомученицы Екатерины, а собор опять стал называться Свято-Петро-Павловским. Здание использовалось в качестве архивного хранилища до 1991 года.
Сегодня при храме действует 2 православных братства: во имя святых Виленских Мучеников, образовавшиеся в 1992 году, и братство студентов-медиков в честь свт. Николая Чудотворца, образовавшееся в 1998 году. Ежедневно священники проводят пасторские беседы с прихожанами.
Туристская энциклопедия Беларуси. Мн. Беларуская Энцыклапедыя, 2007.

Свято-Петро-Павловский собор самый древний православный храм в г. Минске. Православные жители, подвергавшиеся притеснениям со стороны католиков, создали в городе православное братство. Оно решило построить на свои собственные средства большую каменную церковь.
В 1612 г. началось возведение храма. Из виленского православного Свято-Духова монастыря Петра и Павла прибыли иноки для помощи в строительстве. В 1613 г. строительство монастырского храма было в основном закончено. Освящен во имя апостолов Петра и Павла. В этом же году здесь поселились монахи, приехавшие из Вильно, и начались ежедневные службы. Через 4 года при монастыре уже существовала православная школа.
В 1613 г. король Речи Посполитой Владислав IV даровал монастырю привилегии — держать школу для людей христианских и их детей, а также иметь типографию. В 1620 г. успешно завершилось строительство каменной церкви и монастыря.
Почти 200 лет храм и располагавшийся при нём монастырь были единственными хранителями православной веры в Минске. Неоднократно устраивались погромы монастыря и церкви. К концу XVIII в. монастырь пришел в упадок: к 1787 г. в нем жили лишь 5 монахов. Православных оставалось в Минске немного. Горожане придерживались в основном католической и униатской веры.
В 1793 г. после второго раздела Польши город был присоединен к России. Петропавловский мужской монастырь упразднили. В 1795 г. храм обновили на средства, пожертвованные Екатериной II. В обновленной церкви находился Минский кафедральный собор, названный Екатерининским в честь русской императрицы. Однако минские церковные власти пришли к выводу, что собор находится на неудачном месте. Кафедральный собор был перенесен, а бывший главный минский храм превратился в обычную Екатерининскую церковь. В 1812 г. во время французской оккупации храм был превращен неприятелем в лазарет, а все церковное имущество и утварь были разграблены. В 1871-1875 гг. пришедший в ветхость храм был почти полностью перестроен. Над храмом воздвигли большой купол, полностью переделали иконостас и расписали стены.
В 1933 г. храм был закрыт, а его имущество подверглось разграблению. В самом соборе был устроен склад.
Вскоре после оккупации Минска немецкими войсками богослужения по инициативе прихожан были возобновлены. Службы совершались до конца 1944 г. В июле 1944 г. вскоре после освобождения Минска храм был закрыт. Храм был сильно поврежден в годы Великой Отечественной войны. После войны здание отремонтировали, в нем долгое время находился государственный архив.
7 декабря 1991 г. в Петропавловском соборе был совершен первый за 46 лет молебен. 6 апреля 1999 г. были освящены и подняты на звонницу 8 вновь отлитых колоколов. В 1992 г. внутри собора, который серьёзно пострадал в результате использования его в качестве склада и архива, начались реставрационные работы. Были проведены неотложные аварийно-консервационные работы: демонтированы перекрытия, проведены работы по укреплению кладки, началась реставрация стенных росписей храма. В январе 2001 г. число колоколов дополнилось еще одним, самым большим.
План храма в виде прямоугольника, близкого к квадрату, расчленен на три нефа. Средний из них завершен граненой апсидой. Главный фасад фланкируется по углам башнями. Такой прием был традиционным в Беларуси при сооружении церквей, приспособленных для оборонительных функций. При реконструкции храма в 1970-х гг. фасады его были изменены, построены новые трехъярусные башни-колокольни и купол над средним нефом (разобран в XIX в.). В настоящее время башни получили шатровые завершения, а фасады освободились от позднейших пристроек. Собор имеет три престола: главный престол освящён в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, правый престол — в честь вмц. Екатерины, левый — в честь святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евфстафия.
По материалам сайта piligrim.by

Полное название — «Собор во имя святых апостолов первоверховных Петра и Павла». Другие названия: «Петропавловский собор», «Екатерининская церковь». Год основания — 1612. Архитектурный стиль — барокко.
Собор святых апостолов Петра и Павла — древнейшая церковь в городе Минске. Собор был основан в 1612 году на добровольные пожертвования 52 лиц из дворян и прочих жителей Минского воеводства, во имя святых Апостолов Петра и Павла. Храм был возведён в конце 1620-х годов как церковь Минского Петропавловского православного мужского монастыря.
В 1793-1795 гг. храм был отреставрирован на средства, пожертвованные российской императрицей Екатериной II. В 1795 г. храм отремонтирован и освящен во имя святой великомученицы Екатерины и становится городским собором, именуясь Свято-Екатерининским собором. С 1795 по 1799 г. являлся кафедральным собором Минской епархии. В 1870-1871 гг. был основательно перестроен, проведена полная реставрация, во время которой сделаны росписи, по свидетельству современников, сравнимые по богатству с росписями храма Христа Спасителя в Москве.
Осенью 1933 г. закрыт, члены клира арестованы и расстреляны, в помещениях храма был устроен склад для хранения пищевых продуктов. В декабре 1941 г. богослужения были вновь возобновлены, главный престол храма был переосвящен во имя святых Петра и Павла, правый придел — во имя святой великомученицы Екатерины, а собор опять стал называться Свято-Петро-Павловским. Службы продолжались до декабря 1944 г., после чего собор вновь был закрыт и перестроен для размещения в нём государственного архива.
После Великой Отечественной войны храм был приспособлен под жильё, а затем — под Архив научно-технической документации БССР и Архив-музей литературы и искусства БССР. 7 декабря 1991 г. богослужения вновь возобновлены и собор освящен заново во имя святых апостолов Петра и Павла.
С 1997 г. в храме вновь ведутся работы по восстановлению его интерьера. Сегодня церковь отреставрирована, её башни получили шатровые завершения, а фасады освободились от позднейших пристроек. Петропавловский собор является единственным памятником архитектуры эпохи Ренессанса, сохранившимся в Минске. Храм внесен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь как памятник архитектуры республиканского значения.
При храме существуют два братства: во имя Трёх Виленских мучеников (образовалось в 1992 г.) и братство студентов-медиков в честь свт. Николая Чудотворца (образовалось в 1998 г.).
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1630882

В начале ХVII века в Белоруссии энергично насаждалось униатство. Очень многие минские церкви превратились из православных в греко-католические. Обеспокоенные происходящим, православные минчане в 1611-1612 годах организовали несколько собраний, на которых решили возвести новый православный храм и основать при нём православный монастырь во имя святых апостолов Петра и Павла. Землю пожертвовала княжна Авдотья Друцкая-Горская, среди жертвователей оказались ещё 52 горожанина. Возводили собор под руководством нескольких православных монахов виленской Свято-Духовой обители, которых специально прислал в Минск настоятель монастыря архимандрит Леонтий (Карпович). Строительство заняло всего год. К концу 1612 года стены были готовы, а уже в следующем году в Свято-Петропавловском монастыре совершались богослужения. Новая минская обитель подчинялась виленскому Свято-Духову монастырю, который в те времена признавал над собой власть Патриарха Константинопольского. В свою очередь, в ведении Петропавловской обители находились один женский монастырь в Минске, а также мужские монастыри в Логойске и Прилуках. Почти 200 лет Петропавловская церковь оставалась в Минске единственным действующим православным храмом. Сюда наведывались видные православные иерархи — в частности, в 1635 году приезжал киевский митрополит Пётр (Могила). Однако установление католического государства, не жаловавшего православие, не способствовали процветанию храма и монастыря. Ко второй половине ХVIII века Петропавловский монастырь попал в бедственное положение. Число братии не превышало пяти человек. Собор ветшал, сквозь щели в него зимой наметало снега.
Возрождение храма началось после вхождения Минска в состав Российской империи. В 1795 году Петропавловский собор переосвятили в честь небесной покровительницы государыни Екатерины II — великомученицы Екатерины. Монастырь же перевели в другое место. Ещё несколько лет Екатерининский собор оставался кафедральным, однако в 1799 году превратился в обычную приходскую церковь. Во время наполеоновского нашествия 1812 года французы устроили в храме лазарет, попутно разорив церковное имущество. Когда неприятель покинул город, осквернённая церковь уже не годилась для совершения богослужений, которые удалось возобновить только в 1814 году. В 1844 году храму вернули статус кафедрального собора. Временем расцвета Екатерининского собора можно считать вторую половину ХIХ века, когда к нему были приписаны ещё четыре храма. В 1870-1871 годах церковь ремонтировали — воздвигли новый купол, переделали иконостас и заново расписали стены. По словам очевидцев, храм по своему великолепию не уступал Владимирскому собору Киева. По данным на 1913 год, в Екатерининском приходе насчитывалось почти 5700 прихожан, его причт составляли десять священнослужителей.
После крушения Российской империи Екатерининский собор оставался действующим до 1933 года. По закрытии храма большевиками его имущество разграбили, а внутри устроили склад для хранения бочек с сельдью. Ими же был заставлен весь церковный двор. Местные жители горько шутили, что обитают «напротив Спаса на селёдке». Соборный клир перебрался в храм святой Марии Магдалины. Собор был вновь открыт при немцах, 7 декабря 1941 года. В тот день архиепископ Филофей (Нарко) освятил храм во имя святых апостолов Петра и Павла, а имя мученицы Екатерины закрепилось за приделом. Именно здесь пребывал вызволенный из музейных запасников чудотворный Минский образ Божией Матери. В июле 1944 года Минск был освобождён советскими войсками, и начались поиски немецких «пособников». В их число попал и настоятель Петропавловского собора отец Николай Ясинский, после ареста и следствия получивший 10 лет лагерей. В 1945 году храм снова закрыли, переоборудовав под жилые квартиры. Позже жильцов сменил архив.
В 1970-е годы храм реставрировали, попытавшись возвратить ему по возможности первоначальный вид. Вернули собор верующим в 1991 году, на закате советской истории. После капитального ремонта, 5 декабря 1999 года митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Белоруссии Филарет (Вахромеев) освятил все три престола собора. Впоследствии на звонницу подняли большой колокол, подновили ограду.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №95, 2014 г.

Минский Кафедральный Петро-Павловский Собор расположен в центре города, в северо-западной стороне от соборной площади. В XVII – XVIII ст. в этой местности существовали два униатских Свято-Духовских монастыря: мужской и женский, и здание настоящего Кафедрального Собора составляло общую монастырскую церковь или, вернее, церковь собственно мужского монастыря, в которой имелся особый придел, с особым ходом, принадлежащий смежному женскому монастырю. Можно с полною вероятностью предположить, что церковь сия построена была около 1616 г., так как в исследовании о минских монастырях Архимандрита Николая в его книге «Историко-статистическое описание Минской епархии» указывается на построение около этого времени каменной церкви при мужском Свято-Духовском монастыре, следов же другой какой-либо каменной церкви в сей местности не сохранилось.
В 1795 г., по закрытии обоих минских униатских Свято-Духовских монастырей и учреждением в зданиях, принадлежавших сим монастырям, православного Духовско-Петро-Павловского монастыря, и самая церковь обращена была в православную монастырскую, а когда через 4 года после сего новоучрежденный Духовско-Петро-Павловский монастырь переведен был в город Пинск под именем Богоявленского, то церковь сия в 1799 г. обращена была в кафедральную минских архипастырей под именем Петро-Павловского собора; здания же, принадлежавшие бывшему монастырю, предоставлены были для помещения архиерейского штата, a впоследствии переданы в гражданское ведомство, за исключением дома соборного духовенства.
В период времени от учреждения в сем храме архиерейской кафедры до настоящего, оный был несколько раз значительно ремонтирован и перестроен применительно нуждам и значению оного. Самые капитальные перестройки и внутренние переделки и исправления совершались на средства казны два раза: около 1850 и 1870 гг. Первая из переделок обошлась в 43 671 руб. 87 коп., а вторая в 19 256 руб. 83 коп. В промежуток сего времени устроена вокруг собора железная, решетчатая, утвержденная на фундаменте из тесанного камня ограда, стоившая казне 4 000 рублей.
В настоящее время общее состояние здания с наружной и внутренней стороны и внутреннее благоустройство хотя и не отличаются особенным богатством, но находятся в удовлетворительном состоянии, впрочем, в наружном состоянии храма примечается скорая потребность в новой капитальной ремонтировке.
В общем основании собор представляет прямоугольник, с небольшими выступами для алтарной и притворной частей; в длину заключает 52, а в ширину 39 аршин. Построен на фундаменте из булыжника, а в стенах из кирпича; крыша по деревянным стропилам устроена из листового железа; такая же крыша устроена на куполе и двух фронтонных колокольнях, небольшие главы коих и кресты на них сделаны из позолоченной меди. Наружные стены и крыша покрашены масляною краскою пепельного цвета.
Наружность собора представляет форму постепенных уступов с плоскими крышами, по середине же возвышается больших размеров четырехугольный светлый купол, а в фронтонной части соответственные по архитектуре главному куполу две колоколенныя башни.
Во всем здании устроено 58 окон, с двойными дубовыми переплетами. Соответственно трем главным уступам и окна расположены тремя ярусами; в нижнем их находится 20, в среднем 22 и в верхнем, собственно в куполе церковном, 16. Окна нижнего яруса снабжены прочными железными решетками. Входные двери только одни, если не считать небольшой двери из пономарни.
Внутренность собора представляет прямоугольную площадь, с небольшим выступом в притворе и в алтарной части; посередине возвышаются четыре массивных столба, служащие основанием вместе с четырьмя соответствующими им пилястрами для сводов и арок, на которых утверждается купол. Площадь вместимости заключает в себе: в главном алтаре, придельном и ризничном отделении 30, на солее 26, а на остальном пространстве храма, вместе с притвором, 88 кв. саж.
Пол в самой церкви и на солее, возвышенной на две ступени, устроен из белых мраморных плит, а в алтарях, ризнице и притворе из серых каменных плит. Для отопления собора в разных местах его устроено шесть голландских печей из белых, местной выделки, изразцов; впрочем, нагревание производится неудовлетворительно.
Все внутренние стены и своды выкрашены масляною краскою серого цвета, по которому в арках расписана орнаментальная уборка, а в куполе и на выступах колонн и пилястр, а также на сводах алтаря и купола написаны изображения отдельных ликов разных святых и групп ангелов.
Главный предалтарный иконостас, устроенный в 1870 г., сделан из соснового дерева, в четыре яруса, с позолоченными карнизами, рамами и резьбою, покрашен в светло-розовый цвет, а пилястры и карнизы оттенены белою краскою; устроен с пилястрами и ломанными карнизами, с накладною резьбою в капителях, верхних частях, фризах и пустых пространствах, по местам убран резными изображениями херувимов.
На царских дверях, резанных из дерева плетенкою и позолоченных под полимент, находятся четыре овальных иконы Евангелистов и две иконы с изображением Благовещения Пресвятой Богородицы. Северные и южные двери в общем очертании не отличаются рисунком от рам на местных иконах. Над царскими дверями, в пространстве между первым карнизом, помещается икона Тайной вечери, вставленная в раму, убранную лучами. Верх иконостаса венчается крестом. По протяжению весь иконостас имеет 15 аршин и в высоту 17 аршин.
Придельный предалтарный иконостас, стоящий по левой стороне от главного, широтою 8 аршин 10 вершков, высотою 8 аршин сделан из соснового дерева, покрашен также как и главный иконостас, с золоченными же карнизами, рамами и резьбою; устроен в два яруса, с заломанными частями для северных и южных дверей, с шестью колонами в нижнем и четырьмя пилястрами в верхнем ярусе. Царские двери сделаны крестом, убранным резьбою и исходящими от центра лучами.
В колокольне, устроенной в двух фронтонных башнях собора, имеется шесть колоколов весом в 350, 150, 58, 30, 2 ½ и 1 ½ пудов.
К кафедральному собору приписана Сторожевская кладбищенская церковь с престолом во имя Святых жен Мироносиц. Церковь сия зданием каменная, устроена на благотворительные средства около 1850 г., с одним открытым куполом и фронтонною колокольнею. По своему наружному и внутреннему виду находится вполне в удовлетворительном состоянии и снабжена всею необходимою утварью для совершения богослужения. Строителем сей церкви считается протоиерей кафедрального собора о. Петр Елиновский, скончавшийся в 1870 г. и погребенный в склепе сей церкви под алтарем.
К кафедральному собору приписаны, как прихожане, все православного исповедания лица, состоящие на службе в разных гражданских губернских учреждениях, а равно и чины военного ведомства с их семействами, кои составляют 1298 мужского и 1192 женского пола душ.
Причт собора состоит из кафедрального протоиерея, ключаря, двух священников, протодиакона, двух диаконов, двух иподиаконов и двух псаломщиков. Кроме того, по вольному найму при соборе состоят три причетника и три звонаря.
Ненарушимый капитал в 3 000 руб. заключается в 4% непрерывно доходном билете государственного банка, выданном 5-го октября 1848 г. за № 2861, завещан графинею Анною Алексеевною Орловою-Чесменскою, по которому проценты поступают в половинном размере в пользу церкви и столько же в пользу причта. На покрытие текущих расходов по содержанию церкви и ремонтировке церковного здания и церковного дома ежегодно отпускается из государственного казначейства по 400 руб., а также расходуется почти весь наличный доход церковный, который в год простирается до 1 300 руб. В настоящее время кроме ненарушимого капитала, завещанного графинею Орловою-Чесменскою, от сбережения прежних лет образовалась запасная, собственно церковная сумма в 2 000 руб., состоящая в 5% государственных билетах.
Все священно- и церковнослужители кафедрального собора пользуются казенными квартирами, занимая для сего все помещение в принадлежащем собору каменном двухэтажном доме, расположенном при самом соборе и имеющем при себе усадьбу около одной десятины земли.
Земельные угодья, принадлежащие кафедральному собору, состоят из плацев, расположенных в черте города в разных местностях, и из земельных участков, расположенных вне оного, составляющих вообще до 100 отдельных участков, находящихся, большею частью, по срочным контрактам во владении разных лиц, численностью своею соответствующих численности самих участков. Почти все сии угодья приведены в точную известность и определены условия владения ими съемщиками: имеются также почти на все участки и отдельные планы, и споров по сему владению никаких не возбуждается. В общей сложности земельные угодья и плацевые земли, принадлежащие кафедральному собору, составляют пространство около 160 десятин и по заключенным условиям дают в течение года дохода около 1 100 руб., каковая сумма, за исключением из нее расхода, потребляемого на уплату разных налоговых и городских повинностей, также разделяется между членами причта пропорционально штатному жалованью. В 2 верстах от города имеется принадлежащий собору строевой лес, пространством около 7 десятин, из коего причт дровами не пользуется.
При приписанной к собору кладбищенской Сторожевской церкви имеется богадельня, в коей на отпускаемые частью из городской думы средства, a частью на средства благотворительные, содержится ежегодно до 20 человек престарелых и убогих.
«Описание церквей и приходов Минской епархии». Составлено по официально затребованным от причтов сведениям. Часть I, Минский уезд. Типо-Литография Б. И. Соломонова, Минск, 1878 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?