Кафедральный собор в честь Сошествия Святого Духа в Минске. Здание собора построено в 1633–1642 годах в качестве главного храма католического женского монастыря бернардинок, а с северной стороны был выстроен П-образный монастырский корпус. Главный вход в монастырь первоначально находился с противоположной от храма стороны. Строители возвели его на месте, где до начала XVII века находился православный монастырь во имя святых Космы и Дамиана. В продолжение XVIII–XIX веков храм и прилегающий к нему монастырский корпус неоднократно перестраивались, прежде чем принять нынешний архитектурный облик. В 1852 году католический монастырь был закрыт, а его насельницы переведены в Несвиж. В 1860 году бывший монастырский храм был обращён в православную церковь, которую освятили в честь святых Мефодия и Кирилла. Церковь была предназначена для студентов Минской духовной семинарии, которые временно, после своего переезда из Слуцка, размещались в келиях бывшего монастыря. В 1869 году, по ходатайству архиепископа Минского и Бобруйского Александра (Добрынина), из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок, чтобы открыть здесь мужской православный монастырь. Выделена была сумма в 13 тысяч рублей, половину которой использовали при ремонте храма и на устройство в нём нового иконостаса.
Открытие монастыря состоялось 4 января 1870 года, а в мае последовало предписание Синода именовать его Свято-Духовым. Братию составили монахи древнего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. В Минск были переведены его библиотека, ризница и многое другое монастырское имущество. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 года, а 1 ноября того же года был освящён правый придел храма в честь святых Мефодия и Кирилла. Собор содержал в себе многие святыни, среди которых — икона святителя Никиты, епископа Новгородского, с частицей его мощей; прижизненный портрет святителя Тихона Задонского, четыре посеребренных креста, служивших ковчежцами для мощей. Имевшаяся на одном из крестов надпись свидетельствовала, что в крестах содержатся частицы святых мощей многих угодников Божиих. На главном престоле храма находилось древнее Евангелие, лично переписанное в 1582 году Слуцким князем Юрием Олелько и переданное им в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь. Однако, в целом монастырь отличался бедностью. В 1905 году число его насельников не превышало десяти. Среди них был один архимандрит, один игумен, четыре иеромонаха, два иеродиакона и двое монахов.
В 1918 году монастырь был закрыт, и вскоре богослужения в Свято-Духовом храме прекратились. После этого многое из церковной утвари бесследно исчезло. В самом храме новые власти распорядились устроить спортивный зал для пожарной команды, затем архив. По некоторым свидетельствам, криптовая часть храма в конце 1920-х – начале 1930-х годов была приспособлена под пересыльную тюрьму, в которой содержались «раскулаченные» крестьяне. Как свидетельствуют минские сторожилы, новые хозяева храма сняли с башен собора кресты и водрузили на их место красные флаги. Однако порывами ветра они были сорваны и сброшены вниз. В 1943 году, после освящения собора, которое совершил архиепископ Филофей (Нарко), богослужения в нем были возобновлены. Накануне в храме был установлен заново изготовленный трёхъярусный иконостас и внесены иконы. Жертвователем храма стал один горожанин, который предоставил на ремонт собора средства, вырученные им от продажи двух собственных домов. Одновременно с храмом возродился и Свято-Духов мужской монастырь, в котором жило трое монахов.
Настоятелями собора и монастыря были одни и те же священнослужители из монашествующих. Один из них, архимандрит Серафим (Шахмуть), пользовался широкой известностью, поскольку принимал участие в открытии многих церквей. В 1944 году с приходом Красной Армии он был арестован и в 1946 году скончался, находясь в заточении в минской тюрьме. Ныне он причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских XX века. Очередной настоятель Свято-Духова собора протоиерей Серафим Баторевич в 1951 году также был арестован и осуждён на 25 лет заключения. В 1945 году из закрытого Петропавловского собора в Свято-Духов храм была внесена древняя святыня — Минский образ Божией Матери. В 1947 году над собором были воздвигнуты кресты. В первой половине 1950-х годов был осуществлён капитальный ремонт внутренней части храма, на что была израсходована значительная по тем временам сумма в 500 тысяч рублей. В 1953 году с северной стороны храма был устроен придел в честь великомученицы Варвары, котором была помещена частица святых мощей этой святой. В 1968 году в южном приделе собора был утверждён престол в честь Казанской иконы Божией Матери. У северной стены храма установлена рака с мощами праведной Софии, княгини Слуцкой, а в криптовой части собора устроен придел в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, который действует как крестильная церковь.
Капитальные ремонты, придававшие храму всё более благолепный вид, проводились также в конце 1970-х – начале 1980-х годов, когда настоятелем собора был протоиерей Михаил Буглаков, в 1996 и 2000 годах при настоятеле протоиерее Геннадии Дзичковском. Во время последнего ремонта произведена реконструкция придела в честь великомученицы Варвары, его алтарь перенесён на новое место, полностью обновлён иконостас. Началось благоустройство здания, прилегающего к собору, а ещё ранее в нём был устроен магазин духовной литературы и церковной утвари «Духовное наследие». В 1991 году, накануне празднования Собора Белорусских Святых, патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время первого в истории Русской Православной Церкви патриаршего посещения Беларуси, совершил Всенощное бдение в соборе и наградил его правом служения Божественной Литургии с отверстыми царскими вратами. 12 декабря 1999 года в соборе было совершено церковное прославление 23-х новомучеников Минской епархии Белорусской Православной Церкви — священнослужителей, погибших в 1930–50-е годы за исповедание православной веры.
Источник информации: http://www.church.by/resource/Dir0056/Dir0083/Page0090.html
Кажется, сама природа подсказала, что на месте Свято-Духова храма должна находиться святыня. В христианской традиции принято возводить церкви и монастыри на самой высокой точке той или иной местности. Минский собор как раз и стоит на холме, который возвышается над Свислочью близ впадения в неё Немиги (ныне заключённой в трубу). Это место издавна считалось особым, светлым. Когда здесь построили первый храм — доподлинно неизвестно. Первые документальные сведения касаются местного Космодемьянского православного монастыря, и датируются они концом ХVI века. В 1596 году состоялось подписание Брестской унии. Многие белорусы отказались отречься от веры предков — в том числе и насельники Космодемьянской обители. И в начале ХVII века православный монастырь насильно превратили в униатский. Насаждение католичества в Белоруссии между тем продолжилось. Минских магнатов перестал устраивать даже греко-католический монастырь — ведь он всё равно напоминал о православном прошлом города. Поэтому решили, что на смену униатской обители непременно должна явиться католическая, «польская». Как повествовали польские костельные визиты (инвентарные описи), в 1633 году на месте Космодемьянской православной обители начали строить женский монастырь католического ордена бернардинок. Средства на его возведение выделил Александр Служка, в разные годы занимавший посты воеводы минского, новогрудского и трокского.
Предположительно, здание костёла и монастырские стены воздвигли к 1642 году. Примерно тогда же с северной стороны храма появился П-образный корпус; кроме того, Служка подарил насельницам новой обители имение Гатово вместе с четырьмя прилегающими к нему деревнями. В 1654-1667 годах Русское государство и Речь Посполитая находились в состоянии войны, причём часть боевых действий развернулась на территории Белоруссии. В результате обитель бернардинок сильно повредили. По всей вероятности, на её восстановление потребовался не один год. В 1686 году две воюющие державы заключили «вечный мир», по которому Россия признавала власть поляков над Белоруссией. И уже спустя год обновлённую католическую обитель освятил виленский епископ Николай Слупский. В 1741 году обитель практически полностью уничтожил пожар, после этого её ремонтировали и перестраивали. В 1793 году Россия и Пруссия совершили Второй раздел Речи Посполитой. В состав Российской империи тогда вошли Вильна, Минск и большая часть современной территории Белоруссии. Минский монастырь бернардинок пока никто закрывать не собирался. Его положение не поколебал даже 1812 год, когда местные католики с энтузиазмом поддержали Наполеона, вторгшегося в пределы России. Бернардинский монастырь без особых потерь пережил и это тяжёлое время. Император Александр I даровал прощение местной шляхте и католическому монашеству, рукоплескавшим захватчикам. Трудно сказать, сколько бы ещё в центре Минска просуществовала католическая обитель, если бы не дальнейшие события. В 1830-1831 годах многие дворяне, жившие в Белоруссии, присоединились к польскому восстанию, из-за чего — по усмирении края с помощью регулярных войск — лишились своих имений и отправились по этапу в Сибирь. После этого правительство Николая I ужесточило свою линию в религиозном вопросе. В 1839 году произошла отмена Брестской унии, и белорусским униатам было предложено вернуться в лоно православия. Но монастырь бернардинок и на этот раз устоял. Однако в 1848-1849 годах, когда польские отряды присоединились к восставшим венграм, для подавления которых Николай I ввёл в Австрию русскую армию, терпение Петербурга иссякло.
В 1852 году католический монастырь перевели из Минска в заштатный Несвиж. Всё имущество, кроме одного колокола, бернардинки забрали с собой. Бывший монастырский костёл решено было превратить в православную церковь — это была тогда обычная практика в Западных областях Российской империи. Кардинально менять внешний вид храма не стали — он сохранил двухбашенный вид костёла. В 1860 году церковь освятили во имя святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Своим приходом новый православный храм не обзавёлся. В 1860-х годах основной его паствой являлись учащиеся духовной семинарии, размещённые в соседних монастырских корпусах (семинарию переместили сюда из Слуцка). Состояние храма некоторое время оставалось не самым лучшим — до тех пор пока в 1869 году епископ Минский и Бобруйский Александр (Добрынин) не добился выделения из казны 13 тысяч рублей для приведения церкви в порядок. Деньги пошли на ремонт храма и устройство в нём нового иконостаса. 4 января (16 января) 1870 года в прежней католической обители открыли православный мужской монастырь. Его братию составили монахи Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. В мае 1870 года Святейший Синод постановил впредь именовать новую обитель Свято-Духовой. А бывший костёл стал её соборным храмом. 22 октября 1870 года его освятили в честь Сошествия Святого Духа на апостолов.
На рубеже ХIХ-ХХ веков Свято-Духова церковь почиталась минчанами, но всё же оставалась «лишь храмом при весьма бедном монастыре». В первые десятилетия советской власти её подвергли поруганию. Возрождение наступило только в годы немецкой оккупации, по окончании которой церковь обрела высокий статус кафедрального собора. Для неё наступили новые времена. Здание Свято-Духова собора в своё время строилось для католического монастыря ордена бернардинок. Потому он не очень похож на привычный нам православный храм. Собор представляет трёхнефную базилику, являющуюся «базовой» для белорусских католических и униатских церквей. Западный фасад завершают две многоярусные башни, оформленные пилястрами, арочными нишами и пролётами. Фронтон между ними напоминает щит с криволинейным контуром. В облике собора сочетаются два направления барокко. Одно из них — сарматское, распространившееся на территории Великого княжества Литовского в ХVII — начале ХVIII века. Как отмечает белорусский искусствовед Т. Габрусь, этому направлению свойственны «выразительная массивная пластика форм» и сочетание элементов Ренессанса, готики и романского стиля. Внешний вид таких храмов подчёркнуто строг, декор не отличается пышностью. При перестройке собора использовали элементы виленского барокко — стиля более лёгкого и пышного. Он стал популярным в середине ХVIII века — особенно в среде грекокатоликов. А поскольку на белорусской земле преобладали именно униаты, их предпочтения повлияли на сугубо «католических» зодчих. По своим размерам храм очень невелик, что становится особенно хорошо заметно, если взглянуть на него с востока. Но это вовсе не недостатки, подобная «скромность» добавляет ему уютности и камерности. На алтарной апсиде помещён образ «Сошествие Святого Духа на апостолов». Особенностью Свято-Духова храма является обилие мозаик. Высоко над парадным входом помещён большой мозаичный образ «Богоматерь Оранта». Главный (западный) вход в храм украшен несколькими мозаиками, сообщающими ему необходимую торжественность. Над козырьком — мозаичная икона Святой Троицы, по сторонам — образы Архангела Гавриила и Архангела Михаила. Основное помещение собора отделяет от западного входа достаточно большой притвор. Здесь можно увидеть многочисленные картины на библейские сюжеты, а также Распятие. Непосредственно над входом в главный храм — лик Спасителя.
До сих пор сохраняются и следы польского прошлого. Так, на стене нельзя не заметить Ченстоховского образа Божией Матери, самого почитаемого в Польше (в том числе православными). Пространство храма делится на три нефа шестью колоннами. Средний неф, в соответствии с традициями католического церковного зодчества, существенно шире и выше других, он завершается пятигранной апсидой. Форма окон и многочисленные витражи также напоминают о католическом прошлом собора. Освещается храм, помимо естественного света из многочисленных окон, с помощью десятка огромных паникадил. При всех признаках «польского» духа очевидно, что перед нами именно православный храм. Со стены на прихожан «смотрит» образ преподобного Иова Почаевского. Пройдя ближе к алтарю, мы увидим Казанскую икону Божией Матери, изображения святой равноапостольной княгини Ольги, преподобного Серафима Саровского. Алтарь оформлен в голубых тонах, за ним можно увидеть мозаичные образы синих и белых тонов; слева — чудотворная Минская икона образ Божией Матери. В северной части собора почивают мощи святой праведной Софии Слуцкой. Над входом располагаются хоры. К особенностям внутреннего убранства Свято-Духова храма относится обилие резных образов. Это и славянский просветитель Кирилл, держащий в руках азбуку (рядом с ним ангелы), и креститель Руси святой равноапостольный князь Владимир, и апостолы Пётр и Павел. Южный придел, освящённый во имя святых братьев Кирилла и Мефодия, сегодня играет роль крестильного храма. Его внутреннее убранство скромнее, нежели убранство главной церкви Святого Духа и придела святой Варвары. В 1968 году в южном приделе был освящён престол в честь Казанской иконы Божией Матери, а в северной части храма установили раку с мощами святой праведной Софии Слуцкой. Уже более полувека Свято-Духов кафедральный собор остаётся главным храмом Белоруссии. Одновременно он является одной из архитектурных доминант Минска.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №95, 2014 г.