Милеево. Церковь Воскресения Христова.

До 1910 года Милеево было старообрядческой деревней. Деревня практически полностью была заселена старообрядцами. Старообрядцы населяли Милеево с самого начала раскола, но о них есть сведения лишь на начало ХХ века. По сообщению Жиздринского уездного исправника (1904 г.), «…не обходили стороной Милеево миссионеры. Один из них Иван Жаров, проводивший здесь в январе 1896 года беседу о незаконности „австрийской иерархии“, упоминал в отчёте, как какой-то старик, слушавший его, воскликнул: „Лучше руку дам на плаху, а правою рукою не сложу щепоти“. Ничего в этой реплике, кроме „фанатизма“, Жаров не увидел». И очень я удивилась, когда именно эти слова, сказанные стариком в начале прошлого века, услышала ныне от одной из жительниц села Е.Ф. Луничевой. Это явное подтверждение связи поколений.
С середины 1870-х годов в деревне при доме крестьянина Василия Финожина существовала моленная. В 1900 году её перенесли к другому жителю Андрею Кудряшову. В 1901 году в моленной Кудряшова был освящён престол. Тогда же старообрядцы заменили походный иконостас на постоянный. Существование новой моленной, которая сплотила старообрядцев, вызвало противодействие со стороны консистории. Летом этого же года она обратилась в губернское правление с просьбой воспрепятствовать её открытию. Главным инициатором устройства моленной был волостной старшина Константин Иванович Леонов. «Будь старшина православный, никогда не было бы в Милееве моленной», — говорилось в письме в правление. 7 декабря 1903 года состоялось малое освящение новой моленной. В нём приняли участие четыре священника: о. Родион Ульянов (Колодяссы), о. Фаддей Агафонов (Колодяссы), о. Сергий Ахромешин (Брусны), о. Феодор Агешин (Милеево). Отец Феодор родился в 1869 году в д. Катуновке, рукоположен был епископом Ионой в 1899 году. Феодор Агешин в молодости работал на Рессетинском чугунолитейном заводе. В моленной он служил почти до самой Великой Отечественной войны.
25 августа 1904 года моленную осматривал становой пристав. Моленная была похожа на большой сарай с четырьмя маленькими окнами, которые закрывались изнутри деревянными ставнями. Одно окно было справа от единственной двери, три остальные слева. Длина моленной составляла 15 метров, ширина 5,5 метра, высота около 3-х метров. Здание было без фундамента, с дощатыми сенями в задней части, не обитое тёсом. Крышу из щепы устроили на четыре ската. Внутри моленной бревенчатые стены, без каких-либо украшений. Всё помещение делилось на три неравных части с арками или сводами без дверей. В средней части, самой большой, потолок был оклеен серой глянцевой бумагой. Вдоль стен на всю длину стояли лавки, на задней стене были красивые цветастые обои. Посередине над входом висела икона Христа Спасителя, а по обе стороны от неё — образа Богородицы. По другую сторону, дальше, располагался алтарь. По консисторским сведениям, он был довольно массивным — три на пять с половиной метров. Северные и южные двери украшали изображения архангелов. Царские врата резьба с позолотой. Губернское правление не усмотрело повода для закрытия моленной. В 1912 году на общем собрании прихожан было решено пристроить к моленной колокольню. Тогда же строительное отделение губернского правления одобрило её проект. «Лучше такая вера, чем безверие совсем» — решили в епархии. По данным на начало ХХ века, приход моленной составлял около 500 человек, по данным на 1924 год — около 1000.
В годы войны моленная сгорела. Она находилась рядом с домом Василия Семёновича Тимошина. Затем в нём жил Алексей Николаевич Фёдоров (по прозвищу «Камоня»). Место с таким названием и сейчас есть в Милеево. В пяти верстах от моленной находилось с. Колодяссы — место компактного проживания старообрядцев. Там же стоял ближайший храм господствующей церкви в честь святителя Николая Чудотворца — самостоятельный старообрядческий приход — один из первых в Калужской губернии. Священниками были о. Матвей, о. Евдоким Самойловы (из деревни Милеево).
После обнародования указа «Об укреплении начал веротерпимости» милеевцы зарегистрировали общину. Это произошло 8 августа 1908 года. Председателем Совета общины стал крестьянин Семён Константинович Леонов. Ещё в1896 году у православных прихожан с. Милеево возникла мысль устроить у себя каменный храм. Место под строительство каменной церкви было отведено 14 сентября 1900 г. В следующем году, 6 декабря, земским начальником 1-го участка совместно с приставом 3-го стана выбранное место было обследовано, одобрено и признано удовлетворительным. Строительное отделение Калужского губернского правления утвердило проект.
Из пояснительной записки видно, что означенный проект представляет собой копию храма села Улемель Жиздринского уезда. (Н.И. де-Рошефор. Опись церковных памятников Калужской губернии Журнал Московской Патриархии, 1994. № 7-8, с. 67-70) Епархиальный архитектор Н. Сытин осмотрел строительную площадку и взял на себя контроль и надзор за ходом строительства (1902 год). В феврале 1903 года ещё велась переписка (Строительство каменной церкви села Милеево. Воскресенская церковь, со слов односельчан, строилась 13 лет. Возводили её строители из Карачева. В то время ещё действовал карачевский большак, поэтому кирпич для церкви возили из Орла, Карачева. «Она построена еще по традиционной схеме « восьмерик на четверике». Это говорит о том, что в провинции даже в первой четверти ХIХ в. еще можно встретить и барокко.. (широкий восьмерик с круглыми окнами второго света, оформление окон « ушами», « венец колонн»), творчески переработаны зодчим и сочетаются с классическими (композиционная ось, четкий ритм проемов, классического рисунка). Четверик у основания восьмерика имеет закругленные углы и поэтому вырастающий из него восьмерик напоминает мощную ротонду классических храмов. К четверику примыкает почти равная ему по ширине трапезная и колокольня в два яруса. Четверики колокольни с классическими антаблементами, с вынесенными карнизами, с треугольными фронтонами. Церковь стояла на самом высоком месте, обнесена была железной оградой, с кирпичными столбами. Вокруг были посажены акации, которые сохранились до наших дней. Священниками были о. Владимир, о. Василий Понин. К строительству колокольни приступили в 1913 году. Освящён престол во имя Воскресения Христова. До революции в селе на гражданском кладбище (раньше это место жители называли Луничева пасека) существовала часовня.
В 1930-е годы Милеевскую церковь, как и другие храмы, постигло разорение. В 1934 году церковь была закрыта, впоследствии её использовали под клуб, зерносклад, склад запчастей. А вот в годы оккупации с разрешения немцев церковь работала. Народ это очень удивило, но за годы советской власти они не разучились верить в Бога. Рядом с церковью на западной стороне от храма немцы разместили свое кладбище. Сейчас по нему проходит сельская дорога, стоит сельский магазин и находился Дом культуры. Время скоротечно и не оставила видимых следов… Только «черные копатели» не оставляют своих надежд на интересную находку.
В августе 1943 года советская армия в течении недели не могла освободить село от немцев. Все расстояние отлично просматривалось на 3 километра. Немцы прицельно бомбили скопления русских войск. На 7-й день в расположения советских войск приползла изможденная женщина (некая Татьяна, больше о ней нет сведений). Она сообщила, что на колокольне сидят снайпер и наводчик. Сразу вся ситуация прояснилась. Самому опытному артиллеристу дан приказ: «убрать наводчика с одного выстрела». Долгими были мучения, расчеты, расстояние более 3 км. И он оказался пожилым и глубоко верующим человеком. Целую ночь он примерял, наводил и молился. С одного выстрела он снес купол церкви, как залп «Авроры», выстрел послужил сигналом к атаке. К вечеру Милеево очистили от немцев.
Решением Калужского облисполкома от 6 апреля 1948 года церковь села Милеево была разобрана на кирпичи, хотя верующие с 1946 года просили открыть приход. В развалинах церкви обнаружили подвал. Из него Григорий Васильевич Герасимов достал разные церковные принадлежности: красное вино «Кагор» в десятилитровых бутылках, ризы, скатерти, кресты, ложки, одежду для венчания. Все было разнесено по домам, и не осталось следа.
Вскоре на территории храма образовался родниковый источник. Люди из него брали воду лечиться, оставляя при этом бельё, полотенца, деньги. Святая вода, земля давала людям исцеление. Народ потянулся со всей округи в Милеево. Все веточки у источника были увешаны лоскутками. Вскоре решили на самом высоком и красивом месте построить после войны школу. Дело нужное и важное. Так как источник оказался на территории школы и не был огорожен. В голодные годы дети пытались достать из воды монетки, и совет школы принял решение, колодец закрыть и в последствии его закопали.
Источник: https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-k-ii-yudinskim-chteniyam-v-kaluge-1668019.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?