Михайловское. Церковь Михаила Архангела.

Построена в 1787 году. Закрыта с советского времени. Сейчас активно идут восстановительные работы. По сведениям Энциклопедии «Тверская область» (Тверь, 1994) в церкви сохранилась живопись.

28 марта 1767 года на имя епископа Тверского и Кашинского было подано прошение о строительстве каменной церкви Архангела Михаила в селе Михайловское Тверского уезда на месте обветшавшего деревянного храма. Вскоре разрешение на строительство храма с приделом во имя Николая Чудотворца было получено.
Церковь возводилась на средства и силами прихожан. Кирпич изготавливали из местной глины, известь доставляли из Старицы. В 1772 году храм еще не был достроен, а строительство придела Николая Чудотворца уже завершилось (освящен 10 августа 1772 года). К 1778 году храм Архистратига Михаила был полностью освящен. По сведениям 1807 года, в приход церкви входило 246 дворов, прихожан мужского пола было 1014 душ. В 1810 году алтарь был покрыт железом, заменившим деревянную ветхую крышу. Для этих целей было заготовлено 88 пудов 27 фунтов листового железа и 29 фунтов краски-медянки. В 1812 году с северной стороны церкви на средства прихожан был пристроен придел во имя пророка Илии. На колокольне Михайловской церкви всего было 9 колоколов. Вес самого большого колокола составил 276 пудов. а серебра в нем содержалось 26 пудов.
В 1973 году специалистами управления культуры Калининской области была обследована данная церковь и при этом был составлен паспорт на храм. Темперная живопись 1-ой половины 19 века, выполненная в барочном стиле, находилась в аварийном состоянии. Все пространство свода занято огромным изображением Саваофа. В парусах — изображения евангелистов, в простенках между окнами — фигуры святых, над окнами восьмерика — изображения ангелов. Особый интерес представляет хорошо сохранившаяся роспись апсиды, благодаря которой можно составить представление о былом убранстве храма. В конце апсиды помещен Деисус. К северу от центрального окна — «Моление о Чаше». К югу — «Жертвоприношение Авраама». На южной стене неплохо сохранились стоящие в ряд фигуры Иоанна-воина, преподобных Антония и Феодосия, на западной стене — образы Михаила Тверского и епископа Арсения. Южная и северная стены расписаны орнаментом из христианских символов и лавровых ветвей в технике гризайль.
12 января 1929 года в стенной газете, вывешенной в Михайловской избе-читальне, была опубликована заметка неизвестного автора, предлагающего закрыть церковь и передать ее помещения «для культурных надобностей». Храм начали постепенно разорять. В 1932 году было уничтожено 8 колоколов. В 1937 году церковь Михаила Архангела была закрыта, а в июле этого года с храма сбросил крест. Это произошло в присутствии и под контролем сотрудников НКВД, прибывших из Калинина. В том же году при строительстве новой школы в деревне Яковлево для ее фундамента были использованы известковые блоки из основания ограды вокруг Михайловского кладбища. В 1944 году по указанию районных и областных начальников началось разрушение колокольни. Кирпич, выломанный из стен колокольни, был использован для строительства колхозного свинарника. С 1937 года трапезную храма приспособили под клуб. Здесь соорудили сцену, повесили экран и демонстрировали кинофильмы, после прсмотра фильмов устраивались танцы. В 1941 году в церкви был устроен колхозный склад.
В 1997 году Михаиловская церковь была возвращена епархии. С 1998 года стали устраиваться субботники, в которых участвовали местные жители. 21 ноября 1998 года, на престольный праздник, состоялся первый молебен, проведенный в приделе Николая Чудотворца. В 2002 году проведены работы по строительству новой крыши. 15 января 2006 года был водружен новый крест высотой 2,75 м, изготовленный по специальной технологии, покрытый высококачественной нержавеющей сталью и антикоррозийным составом нитрита титана. К весне 2007 года завершилось восстановление колокольни, 17 ноября 2007 года был установлен крест. Восстановление колокольни стало возможным благодаря тверскому архитектору Валерию Васильевичу Курочкину, который по сохранившейся старинной фотографии восстановил копию утраченного здания.
Сайт: Михайловское сельское поселение Калининского района Тверской области (Церковь Михаила Архангела)

Из материалов Тверской консистории, хранящихся в государственном архиве Тверской области:
«Пресвященному Гавриилу Епископу Тверскому и Кашинскому . Всепокорнейшее прошение Тверского уезда села Михайловского Священства и прихожан.В оном селе Михайловском имеется церковь деревянная во имя Архангела Михаила, которая давнего построения пришла в немалую ветхость к тому же по великоприхостности оная весьма мала.Мы вознамерились вместо оной ветхой построить вид каменную церковь во имя Архангела Михаила с приделом Николая Чудотворца точно для той постройки благословения архипасторского получить. Марта 28 дня 1767 года»Ответ Епископа Тверского и Кашинского Гавриила:«Било чалом нам Епархии наше Тверского уезда села Михайловского священник Василий Михайлович и Никита Никитич с причтом и прихожанами. В оном селе Михайловском имеющаяся деревянная церковь во имя Архангела по давном построении пришла в немалую ветхость к тому же и повелено приходство весьма значительны, они священники с прихожанами вознамерились вместо помянутой деревянной церкви построить вновь каменную церковь Божию с приделом Чудотворца Николая и просили нас, чтобы им выше писанные именовнии каменой церкви Божий дать нашу Архирейскую благословенную храмоздательную грамоту, по которой их прошению благословили мог по заготовлении материалов объявленную каменную церковь Божию вновьвышеписанные именовании во имя Архангела Михаила с приделом Николая Чудотворца. Строить по подобию прочих святых церквей доброю архитектурою и в алтарях престолы поставить в указанную меру вышиной аршина осьми вершков и шириною аршина и четырех вершков, жертвенники сделать на восток и по построении оной церкви и придела и убрании в сем церковном приличны благолетия. Освящении просить нас о чем священника с притчем и прихожаны и сия наша Архиерейская благословенная храмоздательская грамота дана в царствующем граде Москве июня 30 дня 1767 года».Подпись преосвященного Гавриила Епископа Тверского и Кашинского.Строительство храма велось на деньги и силами самих прихожан. Кирпичи делали из местной глины, а известь привозили из Старицы (от села Михайловское до Старицы боле 50 км). Всепокорнейшее прошение. «В прошлом 1767 году позволения нашему поданной преосвященного Гавриила бывшего Епископа Тверского и Кашинского Храмоздательная грамота велено вместо находящееся в том селе Михайловском деревянной церкви во имя Архангела Михаила построить каменную церковь в том же именовании с приделом Николая Чудотворца в которых настоящая совершенства еще не пришла, а придел уже совсем окончен и церковным благолепием украшен, освящению имеется в готовности.Того ради Вашего преосвященства всепокорно просим дабы милостивым Вашего преосвященства благорассмотрения соблаговолено было означенным новопостроенный придел во имя Николая Чудотворца по чинополжении освятить по сем нашем прошении милостива архипастырший учинить резолюции.12 апреля дня 1772 года. Прошение с. Михайловского священник Василий Михайлович руку приложил».В духовную Консисторию от протоирея Федора Андреева.Доношение об осмотре построенной церкви . «В селе Михайловском новопостроенный придел во имя Николая Чудотворца с трапезною каменною в длину 14 аршин, в ширину 22 аршина, алтарь в длину 6 аршин и ширину 5 аршин. Перед алтарем царские двери Евангелиста писаны, накладная резьба и позолота».Внизу наложена резолюция: «Новопостроенный храм освятить».Подпись Июнь 7 дня 1772 года. Освящение придела Николая Чудотворца состоялось 10 августа 1772 года. В поданной от благочинного за 1807 год ведомости значится: «Оная Архистратига Михаила церковь каменная с приделом Николая Чудотворца освящена в 1787 году.Прихожан 246 дворов, в них мужского пола 1014 душ».Прошение к Архиепископу Павлу Тверскому и Кашинскому . О постройке вокруг кладбища ограды из белого камня. 30 апреля 1803 года. Прошение покрыть алтарь железом вместо деревянной ветхой крыши за счет своих капиталов не затрагивая церковных.Материалов заготовлено: листового железа 88 пуд. 27 фунтов = 450 листов и краска медянка 20 фунтов (20 июня 1808 года).В консисторическом журнале подписано: Разрешение 22 июня 1808 года.Покорнейшее прошение.«Прошлого 1811 года разрешению вашего Высокопреосвященства дозволено было при нашей церкви распространив трапезу пристроить с левой стороны новый придел во имя пророка Илии, который ныне совершенно окончен. По случившемуся погоранию престола, священнослужение воспрещено. Поэтому просим разрешить служить в приделе Николая Чудотворца».О пожаре в алтаре основного храма ( холодной церкви).Сообщаем, от 16 февраля 1812 года пожар был в алтаре основного храма, причины – в тот день было отпевание усопшего младенца, во время нахождения нечаянным образом уголь упав из кадила на епитрахиль причинил оный пожар».«По ходатайству церковнослужителей и прихожан 1811 г. было дозволено при их церкви распространить трапезу, пристроить с левой стороны новый придел во имя пророка Ильи, который ныне совершенно и окончен».Далее говорится, что дано разрешение на пристройку с северной стороны придела пророка Илии и покрыть его железом по приложенному чертежу собственным их прихожан ( т.е. на средства прихожан).«С правой стороны трапезы придел св. Николая алтарь при случае ломки и распространения трапезы остался в целости и без всякого оному прикосновению; Священнослужение ныне отправлять можно».29 января 1813 года. В Тверскую духовную Консисторию от благочинного села Копылева. Покорнейший рапорт. Обследование придела Николая Чудотворца после переделки . 19 января 1813 года. «В приделе по совершении малого освящения священнослужение отправлять можно». Священником в храме Михаила Архангела с 1862 г. по 1898 г. был Протопопов Федор Семеонович (1840–1924 гг). Протопопов Ф.С. внес огромный вклад в дело просвещения прихожан. В 1872 году открыл народное училище в церковной сторожке в селе Михайловское. При его непосредственном участии в 1875 году открыто министерское (7-классное) училище в селе Васильевское и в 1898 году губернское училище в деревне Яковлево. В 1898 году он передал свою личную библиотеку школе, что можно считать образованием волостной библиотеки. В 2003 году на кладбище села Михайловское установлен памятный крест Протопопову Федору Семеоновичу. Колокола Михайловской церквиВсего на колокольне было 9 колоколов:1.Большой колокол весил 276 пудов 33 фунта (4429 кг), в нем серебра было 26 пудов ( 416 кг).2. Колокол 63 пуда 3 фунта (1010 кг).3.Колокол 61 пуд 22 фунта (985 кг).4. Пожарный колокол весом 17 пудов 11футов (275 кг).Пять маленьких колоколов: 5. 3 пуда 4 фунта (50 кг).6. 2 пуда (32 кг).7. 1 пуд (16 кг).8. 3/4 пуда (12 кг).9. 1/2 пуда (8 кг).Из воспоминаний краеведа Бурцева Александра Петровича:В центре села Михайловское находится церковь с сельским кладбищем. Вокруг кладбища – ограда из известнякового старицкого камня метровой высоты. Поверху – кованная решетка между столбов.У алтарной части стояла арка с кованными узорчатыми воротами, называемыми святыми. Рядом с ними стояла простая входная калитка для прохода через кладбище в храм. Калитка закрывалась сторожем на ночь. Вход в церковь был только со стороны Подсосеньи (улица за церковью).Поднявшись на пять гранитных ступеней, попадаем на открытую площадку перед папертью. Выходы с этой площадки на кладбище – справа и слева – тоже закрывался железными калитками.Для входа на паперть открываем одну створку полустеклянной двери и входим. Своды невысокие, художник изобразил на них картины на библейские сюжеты. Перед глазами – большая наглухо окованная дверь с огромным замком и потайной музыкальной личиной. Ее открывали на полный размах во время богослужения. За ней двойные стеклянные двери, открывающие и закрывающие плавно, без стука и больших усилий.Над входной дверью – образ Иисуса Христа с надписью славянским шрифтом: «Войду в дом твой, поклонюсь Духу Святому твоему». Слева – невысокая кованная дверь на колокольню. Лестница с переходами для отдыха. На втором лестничном ярусе (повороте) примерно на высоте свода раньше находилось помещение, где всегда был полумрак, как в лунный день. В определенное время дня через потаенную щель проникал солнечный луч света. Он вначале падал на картину Едемского сада. Медленно передвигаясь, подходил к запретному плоду, на дереве которого сидел Гавриил в образе змея. Минута, другая – и мы видим Адама и Еву и всю картину рая. Все видимое рассматривалось через круглую в двери щелочку. На верху колокольни звучал оглушительный благовест. Смотреть на это разрешалось только по Пасхальным дням – одну неделю в году.С правой стороны, напротив двери на колокольню, находилась такая же дверь – это вход в ризницу. В ней стояли гардеробы дубовые, перегруженные ризами. Ризы пасхальные, в количестве двенадцати разных цветов, расцветок и узоров из парчевой золотой нитки, среди них был и гладкие, сотканные торжокскими золотошвейками. Праздничные ризы. Будничные ризы. Ризы для венчания. Ризы для погребения. Ризы страстной недели, вербного воскресения. Ковры праздничные и будничные. Иконы праздничные престольные. Они выносились и ставились посредине церкви. Лишь образ Николая Чудотворца, сделанного художниками-монахами Николо-Левобережнего монастыря, в золотой ризе начала 20 века, выносился торжественным крестным ходом в Никольскую часовню.
В ризнице находились венцы для обручения молодых – золотые. Сундуки с церковными нотными книгами. Пасхальный золотой крест с приставкой для свечей. Пасхальное евангелие в кованной золотой обложке. Серебряная большая чаша для освящения воды. В шкафах были и архиерейские одежды, так как архиерей часто приезжал в село.Пока мы стоим на паперти, мы видим перед собой большие кованные двери. Проходим через них в теплый храм – трапезную. Перед нами два обширных столба (опора сводов и колокольни), обставленных иконами. Перед ними старинные высокие лампады. Над головой со свода свисает малое серебряное паникадило, состоящее из двух ярусов свечей. Впереди – стеклянные полукруглые двери, это вход в летний (холодный) храм. Поднимаем глаза выше: над входом в летний храм, на своде Веницианов изобразил картину «Сошествие Святого Духа апостолам», от которой свисает трехъярусное позолоченное паникадило. Вместо свечей были в ней разноцветные лампады – чашечки, в которые заливали церковное масло. Синие, красные, желтые, зеленые, голубые, оранжевые и другие огоньки горели перед этой картиной. Чашечки лампад были сделаны из цветного стекла.Свод с левой стороны. «Положение Христа в гроб». Над царскими вратами – «Благовещение Пресвятой Богородицы». Большая икона «Святцы» – вся в резьбе и позолоте, трехметровой высоты. Ряд икон от царских дверей с изображением святых. Впереди за амвоном стояло «Распятие Иисуса Христа». Правый свод. Над алтарем – «Вход Господен в Иерусалим», слева – «Нагорная проповедь». Над алтарем свисало по одному свечному паникадилу.
В 1973 году специалисты отдела памятников управления культуры Калининской области обследовали церковь села Михайловское. Из паспорта на церковь (оценивалось состояние главного храма): Темперная живопись первой половины 19 века, выполненная в барочных традициях, находится в аварийном состоянии. В помещении самого храма она сильно потемнела и местами осыпалась. Все пространство свода занимает огромное изображение Саваофа. В парусах помещены евангелисты, простенки между окнами заняты фигурами святых, а над окнами восьмерика написаны ангелы.Наибольший интерес представляет живопись апсиды, которая хорошо сохранилась и дает некоторое представление о былом убранстве интерьера храма. В конце апсиды написан Деисус. На север от центрального окна помещено «Моление о чаше». На юг – « Жертвопринашение Авраама». Кроме этого, на южной стене сохранились стоячие в ряд фигуры преподобного Антония, Иоанна воина и преподобного Феодосия. На западной стене расположены фигуры Михаила Тверского и епископа Арсения. На северной и южной стенах помещен орнамент из христианских символов и лавровых ветвей, выполненный в технике гризайль. По сторонам апсиды, прихотливо извиваясь, проходят несколько лиандровых лент.
История разрушения храма Михаила Архангела:
В результате проведения большевиками политики «воинствующего атеизма» в 1929 году начались беды Михайловского храма. 12 января 1929 года в стенной газете в Михайловской избе-читальне появилась заметка, в которой неизвестный автор предлагает церковь закрыть и передать ее «для культурных надобностей».Из протокола собрания членов Михайловского церковно¬приходского Совета 1929 года 23 Генваря (печатается с подлинника без изменений):1. О перерегистрации верующих Михайловской религиозной общины.
По первому вопросу при тщательном обсуждении его, Церковный Совет, во исполнении требований Губернского административного отдела, постановил произвести перерегистрацию верующих Михайловской Религиозной общины Тверского уезда и волости, и в силу заметки в стенной газете Михайловской избы-читальни от 12 января сего 1929 года о закрытии нашей церкви для культурных надобностей и для этой цели одному из верующих каждого общества поручить подворно опросить каждого гражданина о желании его или не желании присоединиться к вышеозначенной общине, а также выразить свое мнение о закрытии церкви». Секретарь собрания Михаил Полозов. Опросные листы не найдены, но общий итог этого «референдума» предсказуем.
7 января 1930 года на общем собрании церковного прихода церкви села Михайловского Церковный Совет в полном составе подал в отставку. Общее собрание не признала причины уважительными и всех попросило остаться на своих постах.
В течение нескольких десятилетий храм подвергался бессмысленному разрушению. Первыми подверглись разрушению колокола, их на колокольне было 9: большой колокол – 4429 кг (в нём было 416 кг серебра), колокол 1010 кг, колокол 985 кг, пожарный колокол 275 кг, пять маленьких колоколов – 50 кг, 32 кг, 16 кг, 12 кг и 8 кг. В 1932 году они были уничтожены 8 колоколов. Первоначально колокола разбивались на колокольне и отдельными кусками спускались по жёлобу на землю. По настоятельной просьбе жителей села один из маленьких колоколов был сохранен и долго использовался как пожарный и висел на перекладине в центре села. Однако в 1985 году, во время строительства асфальтовой дороги Михайловское – Власьево, он пропал, и последняя память о прекрасной колокольне исчезла.
В 1937 году церковь была закрыта. В подтверждение этого факта и в исполнение требований губернского административного отдела с основного храма был сброшен крест. Это произошло в конце июля 1937 года. Было жарко и душно. Для контроля за выполнением предписания и руководством работ из Калинина на двух машинах прибыли сотрудники в форме НКВД. Народу собралось очень много. Были жители не только из Михайловского, но и из других деревень. Один из жителей села Васильевское (маленького роста, со сморщенным лицом, выглядел как старец) уговаривал приехавших из Калинина не трогать крест, говорил им, что это большой грех и что на тех, кто творит безобразие, будет кара небесная. Люди в форме были настроены агрессивно и отмахивались от него, как от назойливой мухи.
Главным «героем» этого безрассудного действия был житель села Васильевское по прозвищу «Мокшан». В повседневной жизни он всегда был неопрятно одет, ходил пьяным или искал, где бы выпить. Его задачей было забраться на купол храма, привязать веревку к основанию креста и сбросить ее вниз. Обещанная награда – юфтевые сапоги. Понимался он по крыше основного храма, держась за цепь, которая одним концом была закреплена за основание луковицы (нижнее основание креста), другой конец касался крыши трапезной. Веревка была привязана и сброшена вниз, и местные мужики начали тянуть и раскачивать крест. Через некоторое время крест наклонился и стал падать вместе с луковицей Жители, наблюдавшие за этими варварскими действиями, причитали, крестились и плакали. Крест с луковицей упал на землю, луковица разломилась, и из нее вылетели пчелы. Много пчел. Они разлетелись и начали кусать всех, кто стоял и смотрел на это кощунство. Люди в форме быстро сели в машины и уехали в Калинин. Жители побежали по домам, спасаясь от пчел. Когда пчелы разлетелись, произошло «награждение героя» – он стоял в новых юфтевых сапогах, в поношенном костюме с чужого плеча, в белой рубашке и, конечно, крепко выпивши. Мальчишки делили соты с медом из луковицы. Как оказалось, в луковице было много дырок от пуль и пчелы устроили внутри для себя улей. Так было совершено варварство и надругательство над святыней и памятником архитектуры 18 века.
В 1937 году началось строительство новой школы в деревне Яковлево. Было принято решение использовать для фундамента основу ограды (известковые блоки) вокруг Михайловского кладбища. Часть блоков было использовано жителями села при строительстве домов и бань. На этом беды храма не кончились.
В 1944 году, по указанию областных и районных начальников, началось уничтожение колокольни. От колокольни отламывали куски и спускали их по жалобу вниз на землю, где местные мальчишки пытались за вознаграждение выделить отдельные кирпичи. Это не всегда им удавалось, так как раствором служила гашеная старицкая известь, замешанная на куриных желтках. Добытые с таким адским трудом кирпичи и остатки от них использовались на строительстве колхозного свинарника.
С 1937 году трапезная храма использовалась «для культурных надобностей» – как клуб. Была сооружена сцена, повешен экран для демонстрации кинофильмов, после которых устраивались танцы. Со стен и сводов трапезной соскабливались прекрасные росписи на библейские темы.
В 1941 году храм был отдан колхозу под склад.
В 1997 году храм был возвращен епархии.
http://михайловское-тверь.рф/istoriya-poseleniya.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?