Первоначальное основание Архангельского Собора, как было видно из записи о начале г. Михайлова, до 1935 года хранящейся в научной библиотеке Собора в начале 30-х гг. закрытого, относится к основанию крепости-города царем Иваном Грозным в 1551 году.
«Как первое расчищалось место по «становлению церкви», когда на том самом месте, где назначалось быть алтарю церковному, найден был древнего письма образ Архистратига Михаила, обложенный серебром и ничем не поврежденный. Воеводы, возводившие крепость и храм, немедленно уведомили царя, который через посланных священников повелел образ сей принести в Москву и, встретив его честно вместе с Митрополитом Макарием и совершив приличное празднование, обратно отпустил на место, где был обретен, и где во имя Архистратига Михаила храм сооружен был».
В 1595 году казачьим сотником Плохим Семеновым, сыном Мансурова, был сооружен новый храм и, как записано в книге Михайлова города письма и меры Мирона Ивановича Писарева, да подьячего Федора Кашкина 1624 г.: «На Михайлове городе Соборная Церковь деревянная в сруб Чудо Архистратига Михаила на подклете о трех верхах, а на них кресты обложены белым немецким железом; в Церкви три престола: Чудо Архангела Михаила, Ильи Пророка, да Василия Блаженного…» Далее в записи подробно охарактеризованы места расположения этих и других икон церкви, их убранство с точным описанием драгметаллов и драгоценных камней, которые были использованы при украшении иконных окладов, лампад, паникадил, аспидных крестов и панагей. Здесь же подробно дано описание церковной утвари (различные кубки, сосуды и братины, хоругви), а также книг (Уставов, апостолов, миней, соборников, часословов, сенодиков) и множество другого, в том числе ризы, оплечья и поручи…
Пред церковью Соборной колокольница рублена на четыре угла в замок, кверху шатром с крестом на главе. В колокольне колокол большой благовестный весом в 22 пуда и 5 гривенок. На колоколе надпись: «Божьею милостiю повеленiемъ Государя и Великого Князя Михаила Федоровича Всея Руси вылить сий колоколъ вестовой на Михайлов городъ лъта 7130 (1622) году iюня в 20 день и тот колоколъ по Государеве грамоте данъ к церкви ко орхангелу Михаилу (такая транскрипция документа); да старыхъ зазвонныхъ трои колоколовъ».
И этот храм пришел в ветхость и был заново построен в конце XVII столетия, на освящении которого, как явствует из Рязанских Достопамятностей, 8 июля 1677 года присутствовал Преосвященный Митрополит Рязанский Иосиф.
Построенное вместо постоянно дряхлеющих деревянных каменное здание (кирпичное) Соборного храма относится уже к половине XVIII столетия. В 1751 году 11 марта на прошение протоиерея церкви о. Иакова Федорова о выдаче ему соборной книги на церковное строение и на приобретение церковного имущества велено было выдать книгу на один год с указанием, что протоиерею на данное строительство церкви Божьего подаяния просить и получить от каждого: от простого прихожанина до состоятельных граждан, изъявивших желание добровольно пожертвовать.
Во вновь построенном храме основаны приделы в честь Рождества Иоанна Предтечи и Успения Божьей Матери. Основные работы по реконструкции и благоустройству храма были завершены в 1818 году.
25 сентября 1862 года рязанским вице-губернатором, высшими иерархами Рязанской Епархии был утвержден проект нового собора. После всех увязок, согласований он был принят за основу и вскоре, в 1863 году, строительство нового храма началось и закончилось в 1874 году. Что собой представляла на этот раз Соборная церковь?
В основе — уже полюбившийся всем русским именитым и провинциальным архитекторам и строителям и ставший знаменитым облик московского храма Христа Спасителя (архитектор Константин Андреевич Тон, 1794-1881).
Все знали о многих новшествах в строительстве, которые применял Тон, и поэтому, наверное, его постройки отличались высоким качеством. Архангельский Собор в Михайлове, бесспорно, выглядел очень величественно и торжественно: он доминировал с не менее интересной и большой по объему церковью во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, построенной в 1865 году и дошедшей до первой четверти XX века без всяких переделок и изменений. Ее разрушали дважды: до 1941 года уничтожили красавицу-колокольню, снесли кровлю и купола, а само обезображенное помещение приспособили под хлебозавод; вторично начисто разрушена взрывом в 1962 году.
Здание прежнего Собора оказалось настолько крепким с глубокозаложенными фундаментами под колокольню и саму церковь, что проектировщики, несколько видоизменив общую архитектуру, оставили ее в качестве основы, а новое здание храма было возведено на прежнем фундаменте, при этом оно как бы поглотило оставшиеся фрагменты прежней застройки. Алтарь был перенесен дальше по оси примерно на 20 метров. Были немного переделаны проемы окон, а колокольня была укреплена дополнительно мощной кладкой цокольной части и нижнего яруса, она была наращена на два с половиной яруса вверх и закончилась массивной купольной главой, по форме привязанной к композиции основного храма, так называемого пятерика, когда в центре на мощном, но ажурном многооконном барабане, поставленном выше остальных четырех меньших барабанов, и с также уменьшенными куполами.
В качестве примера такой архитектуры Храмов можно привести достаточно: очень похожие в Туле, Новочеркасске. Да что далеко ходить за такими примерами: церковь в старинном селе Ижеславль Михайловского района очень схожа своим пятериком и с храмом Христа Спасителя в Москве, и с Архангельским храмом в Михайлове.
Ю.В. Бучнев, из книги «Достопримечательности Земли Михайловской», стр. 19-22. — ГУП РО «Рязанская областная типография», 2009.