Михайлов. Михайловский Покровский женский монастырь.

До 1819 года монастырь под названием Рязанский Пустынский Покровский девичий (в народе его называли Аграфенинской пустынью; основан игуменьею Агрипиной) находился в Рязанском уезде, около озера Куцкого, недалеко от губернского центра. 18 июня 1819 переведен на новое место — на окраину города Михайлова — так называемую Черную Гору (в восточной части города; находится в 90 км от Рязани). Кельи настоятельницы и насельниц перевезли и поставили в мае 1820 года. Монастырю был передан кладбищенский храм Воскресения Христова (1808 год). Около 1820 года был заложен каменный двухэтажный храм. В 1830 году освящен его нижний этаж — в честь Софии Премудрости Божией с правым приделом святого Иоанна Предтечи (1832 год) и левым — святителя Николая Чудотворца (1848 год); в 1836 году — верхний этаж — во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В1866-1879 годах к храму сделаны пристройки, и в 1879 году освящен новый придел в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (эта чудотворная икона, пользовавшаяся особым почитанием, помещалась на столбе у Никольского придела, в киоте из красного дерева, под серебряной ризой, украшенной жемчугом). Стенная роспись — живописца П. Шубникова, поновление — его ученика П. В. Могилерова. Летом 1841 года было завершено продолжавшееся около 20 лет строительство ограды со Святыми вратами, являвшимися нижним этажом колокольни. В 1919 году (в год 100-летия со дня основания) монастырь был закрыт, имущество конфисковано, храмы опечатаны. В монастыре разместился отряд красноармейцев. Впоследствии на его территории расположилась свиноферма. К концу 50-х годов все постройки снесли до основания.
В 1998 монастырь начал восстанавливаться. В 1999 году освящена часовня-храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», построенная жителями города Михайлова. С этого момента начинается возрождение обители. 27 мая 2001 года был освящен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Построен одноэтажный жилой дом. 2 июля 2005 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил закладку камня в основание восстанавливающегося монастырского соборного храма с главным престолом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 11 сентября 2007 года, по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла, была совершена закладка камня в основание строящегося надвратного храма в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
В настоящее время в монастыре активно ведутся восстановительные работы: воссоздаётся большой монастырский соборный храм с главным престолом в честь Покрова Пресвятой Богородицы, достраивается монастырская ограда, заложен сад.
Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Подворья: Подворье монастыря — в городе Михайлове (в 4 километрах от монастыря) с каменным однопрестольным храмом Рождества Пресвятой Богородицы (освящен в 1990 году) и одноэтажным деревянным жилым домом.
http://www.ryazeparh.ru/

Покровский женский монастырь перенесен из упраздненной Аграфениной пустыни в город Михайлов по Высочайшему повелению 18 июня 1819 г. в начале сентября того же года игуменьей Евсевией на отведенной градским обществом местности, называвшейся « Черною горою», устроены были два деревянных корпуса, настоятельская келья была перенесена из Аграфениной пустыни, а Богослужение первоначально отправлялось в уступленной монастырю Кладбищенской церкви Обновления храма Воскресения Христова, построенной еще в 1808 году.
Построение храма Покровского начато в 1825 г. В нем 5 престолов: в верхнем этаже главный Покровский храм освящен в 1836 г., в нижнем этаже настоящая в честь Софии Премудрости Божией – Предтечинский – в 1848 и придел в честь иконы Божией Матери « Взыскание погибших » в 1879 г. В этом приделе храмовая икона Божией Матери Взыскание погибших, от коей было немало опытов благодатной помощи, помещается в киоте из красного дерева вышиною в 15, шириною в 13 вершков, на ней серебряновызолоченная риза весом в 5 фунт. 63 золотн., низанная жемчугом, устроена в 1852 г. К построению колокольни приступлено было 1819 г., а каменною оградою монастырь обнесен в 1842 году.
Из памятников древности, перешедших из Аграфениной пустыни, обращают на себя внимание: 1) Потир с следующей надписью: « сделан потыр к Покрову Богородице в Ографенину пустыну при игумение Александре ромадановской 1645 году июня 8 дня.» 2) Крест восьмиконечный с надписью: « лета 1643 февраля в 1 день положила сей крест уезду Переславля резанского в церковь Покрова пресвятой Богородицы « двчья мстря » агрепинины пустыни вкладчица старица Пелагея Русиновская посестрия Данилова по своих родителех и по своей души». 3) Крест с частицами св. мощей и 4) Евангелие, относящееся к тому же XVII столетию. Из икон, перенесенных из Аграфениной пустыни, достойны внимания: икона Покрова пресвятой Богородицы и икона пресв. Богородицы Смоленской, которые, как видно из монастырской записи, существовали уже в начале XVII столетия.
Земли за монастырем значится близ монастыря 46 десятин, в том числе под монастырскими зданиями 3 десятины 1570 сажен, в Рязанском уезде при селе Аграфениной пустыни 68 десятин луговой, в Сапожковском уезде при селе Назарьеве 131 десятина.
По штату в монастыре положены быть 1 игуменья, 1 казначея и 15 монахинь, число белиц не определено. В 1877 году в монастыре состояло монахинь с послушницами и белицами 104 человека. На содержание монастыря окладной суммы получается 334 руб. 86 к., из коих 263 руб. выдается на жалованье игуменье с сестрами, 60 руб. на жалованье священно-служителям и штатным служителям, 17 руб. 76 к. на ремонт зданий монастырских и на церковные потребы. Неприкосновенного капиталу в билетах в 1883 г. было 40083 рубля. С 15 октября 1877 г. открыт сиротовоспитательный приют на 10 девочек.
Истор. свед. о церквях и монастырях Ратшина стр. 463. Странник 1869 г. янв. (Несколько случаев дивной помощи Богоматери) священника г. Ишима Богоявленского собора Михаила Путинцева. И. Добролюбов. «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» 1884 г. том 2, стр. 298.
Путь становления Свято-Покровской Михайловской женской обители был долог и нелегок. История основания и благоустроения монастыря на Черной горе охватывает почти половину тысячелетия. «Черная гора» – название возвышенного места в окрестностях города Михайлова, на котором расположен Покровский монастырь. Оно звучит несколько таинственно. Вот уже более трехсот лет на горе находится кладбище, в настоящее время, к сожалению, наполовину заброшенное. Благочестивые жители издавна приходили сюда, чтобы отслужить заупокойную литию или панихиду по своим умершим родственникам. А приходили поминать часто в черных траурных одеяниях. Отсюда, по всей вероятности, название – «Черная гора».
Первоначально же Покровский монастырь был основан в другом месте – в 14 километрах от Переславля Рязанского (совр. Рязани), в левобережье реки Оки. В официальных бумагах обитель значилась под названием Рязанского Пустынского Покровского девичьего монастыря. В народе же монастырь знали как Аграфенину пустынь (совр. поселок Аграпустынь), по имени ее основательницы – великой рязанской княгини Агриппины, матери последнего рязанского князя Ивана Ивановича. Она была дочерью князя Василия Бабичева-Друцкого. Первой же игуменией монастыря стала тоже Агриппина, но из боярского рязанского рода; она была дочерью боярина Феодора Глебова. Впервые Покровская обитель упоминается в жалованной грамоте 1 декабря 1506 года.
Некогда богатый, монастырь к началу XIX века, однако, пришел в упадок. Причиной тому была произведенная ранее (во 2-ой пол. XVIII века) императрицей Екатериной II секуляризация монастырских земель. К тому же к 1819 году внешние естественно-природные причины – весенние паводки – стали грозить полным разрушением как хозяйственным постройкам обители, так и самой монастырской церкви.
Положение дел было описано игуменьей с сестрами в донесении Преосвященному Сергию (Крылову-Платонову), епископу Рязанскому и Зарайскому. Узнав о трудностях монастыря, купеческое и мещанское общество города Михайлова пожелало видеть обитель непременно в «отечественной их стороне, давно не имевшей такого священного места» и просило перенести ее «на прилегающее к г. Михайлову место… называемое Черная гора, состоящее близ самой кладбищенской церкви». Данное прошение было утверждено Михайловской городской Думой. При этом предполагалось отвести «навсегда церковь каменную, с приделом, недавно устроенную» с тем, чтобы совершать «всегдашнее в ней священнослужение и поминовение по умершим предкам…, покоящимся на кладбище»; пашенную землю 39 десятин (более 42 га) отдать обители «впредь до того времени, пока» она будет существовать «на означенном месте».
24 июля 1819 года из Рязанской духовной консистории на имя игуменьи монастыря Евсевии (Хлебосоловой) с сестрами был получен указ о перенесении Аграфенинского монастыря на Черную гору близ города Михайлова. По получении указа на новом месте начались строительные работы . Благочестивые жители г. Михайлова, трудясь во славу Божию, помогали перевозить на новое место келейные домики-срубы. Они считали особой честью поучаствовать в строительстве монастыря. На глазах вырастали домик за домиком, возводилась монастырская ограда, была построена колокольня высотой почти в 26 метров. Как уже упоминалось ранее, кладбищенская церковь Воскресения Христова была передана женской обители. Но храм оказался недостаточно вместительным, поэтому возникла необходимость в постройке нового.
Около 1820 года был заложен двухэтажный каменный храм. Высокий, светлый, заметный издали, он стал центром монастырской жизни. В 1830 году первым был освящен престол в нижнем этаже – в честь Софии, Премудрости Божией. Спустя два года, в нижнем храме, с правой стороны, был освящен придел во имя святого Иоанна Предтечи. В 1836 году произошло освящение верхней церкви – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1848 году – освящение в нижней церкви левого придела в честь святителя Николая Чудотворца. В 1866 году к храму были сделаны пристройки, а в 1879 году освящен новый придел – в честь иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших». В этом приделе находилась соименная ему чудотворная икона, от которой происходило множество чудес и исцелений.
В обители имелись подвижники благочестия, которые примером своей добродетельной жизни, душеполезными наставлениями укрепляли веру насельниц и способствовали их духовному росту. И до сих пор не оставляют блаженная старица Евдокия (1830-1890) и блаженный иерей Феофилакт (1779-1841) без своей благодатной помощи всех, прибегающих к их молитвенному предстательству.
Блаженная старица Евдокия поступила в Покровский монастырь в возрасте 20 лет и первые семь лет прожила в нем примерной послушницей. Затем Евдокия вступила на путь самого сурового подвижничества, называемого юродством. Все течение жизни блаженной Евдокии явилось воплощением христианского подвига, выражающегося в любви к Богу, бескорыстном служении ближним, нестяжательности, безропотном терпении посланной Богом нелегкой болезни и многом другом. Блаженная Евдокия была великой молитвенницей, усердной постницей, обладала даром рассуждения, являлась примером обладания духа над телом.
В 20-х годах ХIХ века на Михайловской земле жил, подвизаясь подвигом юродства, блаженный иерей Феофилакт Авдеев. Это был великий угодник Божий, который по неизреченной любви ко Господу и своим ближним принес себя в жертву самолишения и невинно претерпел множество оскорблений. Блаженный иерей Феофилакт был уроженцем Тульской губернии. Однако почти вся его жизнь была связана с Черногорской обителью, которую он очень любил, и потому нередко подолгу останавливался в ней, назидая сестер примером своей высокой духовно-нравственной жизни.
Ровно через 100 лет после перенесения монастыря на Черную гору, в 1919 году, обитель была закрыта, хотя литургическая и молитвенно-трудовая жизнь оставшихся в монастыре насельниц все еще теплилась вплоть до середины 1920-х годов. Какое-то время монастырь еще существовал как хозяйственно-трудовая артель, но не долго – до 1927 года. По закрытии монастыря соборный храм использовался как зернохранилище. На территории монастыря, в одном из зданий, располагался колхозный свинарник.
К середине 50-х годов XX века монастырь был полностью стерт с лица земли. Остался лишь голый пустырь с воронками от взрывов, со временем заросший бурьяном и кустарником. Судьба чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших», неизвестна. Ныне монастырь продолжает возрождаться.
http://www.ryazeparh.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2475:2012-05-15-15-31-25&catid=23:mon&Itemid=9

Добролюбов. 1822 г. Прошение Михайловскаго монастыря игум. Евсевии о дозволении достроить ограду вокруг того монастыря. Июля 21. На 3 листах.
1823 г. Дело об определении Михайловскаго девичьего монастыря иер. Антона в село Мишино. Января 24. На 18 листах. Прошение Михайловской имуг. Евсевии о дозволении заготовить материал для построения церкви. Марта 31. На 2 листах. Доношение игум. Михайловскаго монастыря Евсевии о том, что бурею поломано 190 дерев в монастырском лесу. Мая 24. На 2 листах. Дело о дозволении употребить старые вещи, находящиеся в Михайловском женском монастыре на устройство ризы на икону Покрова Пр. Богородицы. Мая 25. На 5 листах. Дело о продаже церкви и ограды Пустынскаго монастыря. Июля 17. На 4 листах. Прошение игум. Евсевии о дозволении разобрать престол в церкви упразд. Пустынскаго монастыря. Августа 31. На 4 листах.
1824 г. Прошение о дозволении устроить в Михайловском женском монастыре двуэтажную церковь. Апреля 24. На 2 листах. Прошение игум. Евсевии о дозволении занять на монастырские нужды 2000 руб. Апреля. На 2 листах. Дело отводе в с. Грязном кладбища. Мая 3. На 5 листах.
1827 г. Рапорт Михайловскаго духовнаго правления касательно дома, назначаемаго под Михайловское духовное училище. Января 6. На 2 листах.
1829 г. Прошение г. Михайлова Покровскаго девичья монастыря священника Никифора о дозволении покрыть церковь железом. Июля 10. На 5 листах. Дело об уничтожении при Михайловском Покровском монастыре кладбища. Июля 13. (!). На 47 листах. Дело о причислении к Михайловскому Покровскому монастырю сельца Арсеньева. Июля 13. на 18 листах. Прошение гор. Михайлова Покровскаго девичья Монастыря игум. Евсевии о том, чтобы приходские священники провожали на кладбище монастырское сами умерших и наблюдали за глубиною могил. Июля 13. На 10 листах. Дело о постройке дома для Михайловскаго духовнаго Правления на деньги собранные для построения духовнаго училища. Августа 31. На 8 листах. Прошение гор. Михайлова Покровскаго девичья монастыря игум. Евсевии о дозволении устроить иконостас в новопостроенной Покровской церкви. Ноября 26. На 2 листах.
1830 г. Прошение г. Михайлова покровскаго девичья монастыря игум. Евсевии об освящении теплаго храма. Ноября 24. на 2 листах.
Священник Добролюбов. ХIХ век.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?