Михаил Врубель. Демон сидящий.
Известный советский искусствовед Нина Александровна Дмитриева сравнивала творческую биографию Врубеля с драмой в трёх актах с прологом и эпилогом, причём переход к новому этапу каждый раз совершался резко и неожиданно.
Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Акт первый — 1880-е годы, пребывание в Академии художеств и переезд в Киев, занятия византийским искусством и церковной живописью.
Акт второй — московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника.
Акт третий: 1903—1906 годы, связанные с душевной болезнью, постепенно подтачивавшей физические и интеллектуальные силы живописца. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически. Единственное, что его связывало с миром (по его же словам), это голос жены Надежды Забеллы-Врубель.
Так кто же такой этот Демон? Врубель говорил, что демона не понимают, путают с чертом и дьяволом, но это душа. Вернее ее особое состояние , когда душа человека тоскует по абсолютной красоте.
Посмотрите, какими выразительными средствами рассказывает нам живописце об этом сложно выражаемом даже словами состоянии. Настроение демона передается окружающему миру — цветы превращаются в кристаллы, среди них неуютно и даже опасно находится.
Фигура демона сверху словно обрезана — ему тесно в рамках картины, он хочет туда, где царит гармония и красота.
Часто задумываюсь, почему Врубель так ограничил своего Демона? Этому молодому юноше не занимать сил и здоровья, его тренированное тело может легко преодолевать преграды, расстояния- а он вместе со своей печалью закован в тесноту каменных цветов, тяжелого неба…
Точеные скулы, блеск глаз, густые кудри развеваются по ветру, кольцо сцепленных рук – чувствуется огромная нерастраченная энергия, но она истекает, истекает из него безвольным голубым потоком ткани, как холодный горный поток.
Демон Врубеля перекликается с Христом Крамского, сидящим в пустыне. Есть и что-то Микеланджеловское, мы словно смотрим на роспись Сикстинской капеллы снизу вверх, видим мощное мускулистое тело.
И все-таки это, прежде всего символ, символ нашей души — Врубель ведь был символистом! А душа это божественный голос, который ведет к постижению замысла создателя, божественной же красоты.
Демон.1890 год
М.А.Врубель
.Холст, масло.