Михаил Васильевич Нестеров. «Два лада»
Сюжет картины навеян русской народной сказкой и балладой А. К. Толстого. Мы видим типичный нестеровский пейзаж — природу средней полосы России, неброскую, с приглушенными красками, тонкие русские березки, замерший лес, зеркальные воды озера, а на этом фоне — молодую влюбленную пару в княжеских одеяниях.
Старшая дочь Михаила Нестерова Ольга писала одному из биографов отца: «В своих изображениях женщин отец всегда предпочитал моменты душевного одиночества, грусти и обреченности». Лишь эта картина Нестерова посвящена теме счастливой любви. «Лада» в народный поэзии — возлюбленная, «лад» — согласие, мир и гармония. Пара белых лебедей на застывшей глади озера — и это тоже два лада. Впервые кисть Нестерова живописала не печаль, а радость.
Любопытна попытка художника воссоздать образ древних русичей в картине : голову девушки украшает венец с каменьями, покрытый сверху платком, белое верхнее платье украшено вышивкой по нижнему краю. На князе — желтая островерхая отороченная мехом шапка и расшитое драгоценными камнями и жемчугом оплечье. Хрупкая женская фигурка будто парит над землей, эта пара — видение, духи природы, охраняющие озеро и живущих там птиц.
Во всех подобных работах, и в самой первой «Царевне», художник создавал иллюзорный образ идеального прошлого, неких мифических персонажей, живущих на «одной волне» с природной стихией, умиротворенное эмоциональное состояние которых подчеркивалось псевдорусской сказочной одеждой.
Существует несколько вариантов этой картины, а также этюды к ней.
* * *
Порой веселой мая
По лугу вертограда,
Среди цветов гуляя,
Сам-друг идут два лада
Он в мурмолке червленой,
Каменьем корзно шито,
Тесьмою золоченой
Вкрест голени обвиты;
Она же, молодая,
Вся в ткани серебристой;
Звенят на ней, сверкая,
Граненые мониста,
Блестит венец наборный,
А хвост ее понявы,
Шурша фатой узорной,
Метет за нею травы.
А.К. Толстой