Михаил Иванович Глинка и русский романс

Михаил Иванович Глинка, по полному праву считается основоположником русской классической музыки, он же несомненно является родоначальником русского классического романса и без малейшего сомнения признается отцом русской национальной оперы. Родился он когда Пушкину было всего 5 лет, в 1804 году. Жил он относительно недолго, всего 52 с половиной года и заметную часть своей жизни провел вне России, в основном в европейских странах.

А начиналось всё так:
В самом начале 18-го века смоленский помещик и капитан в отставке Иван Николаевич Глинка посватался за свою троюродную сестру Евгению Андреевну Глинку-Земельку. Евгения Андреевна, рано осиротев, жила с братьями, Афанасием и Иваном, очень богатыми дворянами, имеющими каменный дом в тридцать комнат, благоустроенный парк над рекой и отличный оркестр крепостных музыкантов. Они были очень знатные господа, хорошо образованные и страстно любившие музыку. Сестра их считалась одной из лучших невест в округе. Иван Николаевич Глинка, напротив, был небогат и не знатен. Вероятно по этой причине братья Евгении Андреевны и отказали ее жениху.

Но бывший кавалерийский капитан решился на отчаянный поступок и похитил Евгению Андреевну во время прогулки… с её полного согласия. Немедленно была выслана погоня. И не было бы у нас композитора Глинки, если бы дворовые люди Ивана Николаевича Глинки едва ли не на глазах у братьев Евгении Андреевны разрушили мост через реку Десну. Покуда погоня скакала в объезд, жених и невеста успели повенчаться…

… Евгения Андреевна была очень счастлива с мужем. Правда первый ребенок, сын, прожил всего лишь несколько месяцев. Но вскоре Евгения Андреевна уже ждала второго ребенка. Мальчика, родившегося 20 мая 1804 года, назвали Михаилом. Он стал общим баловнем и любимцем. А потом и композитором… С точки зрения современной биологии можно предположить, что гены любви к музыке Михаил Иванович получил от мамы, братья которой страстно любили музыку. Правда в биографиях встречается и утверждение, что папа тоже был большим любителем музыки и, когда хозяйство несколько окрепло, завел у себя тоже оркестр из крепостных.

С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке, довольно поздно по современным понятиям. Ему пригласили специальную музыкальную гувернантку. Слушать же музыку он полюбил гораздо раньше.

В 1817 году, в возрасте 13 лет родители отвезли Михаила в столицу и поместили в Благородный пансион при Петербургском университете, где его гувернёром был поэт, декабрист В. К. Кюхельбекер, друг Пушкина. В этом же пансионе жил и учился Лев Пушкин. Глинка через него познакомился с Александром Пушкиным, и их знакомство вскоре перешло в близкую дружбу, длившуюся до самой смерти Пушкина. В Петербурге Глинка, учась в пансионе, одновременно брал уроки у видных музыкальных педагогов. В этот период Глинка окончательно утвердился в мнении, что музыка — это его призвание…

По окончании пансиона в 1822 году он продолжает усиленно заниматься музыкой: изучает западноевропейскую музыкальную классику, участвует в домашнем музицировании в дворянских салонах, а иногда и руководит оркестром дяди. В это же время Глинка пробует себя в качестве композитора, сочинив насколько произведений для арфы или для фортепиано, и эти его первые пробы оказываются удачными.

Вскоре он уже сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых разных жанрах, и, в частности, пишет несколько первых своих романсов. В этот ранний период он уже создал такие замечательные романсы как «Не искушай меня без нужды» (Баратынский), «Не пой, красавица, при мне» (Пушкин), «Ночь осенняя» (А.Римский-Корсаков) и другие.

В эти же годы Михаил Иванович знакомится со знаменитыми писателями и поэтами: Василием Жуковским, Александром Грибоедовым, Адамом Мицкевичем, Антоном Дельвигом, Владимиром Одоевским, ставшим впоследствии его другом.

Михаил Глинка был слабоват здоровьем, попытки укрепить здоровье на юге России были не очень успешными, и в апреле 1830 года, в возрасте близком к 26-ти, он уезжает для лечения в Европу. Живя в Милане, Глинка не теряет времени даром, занимается композицией и вокалом , посещает театры, совершает поездки в другие итальянские города. В Италии Глинка также изучает бельканто и итальянскую оперу, знакомится с двумя замечательнейшими композиторами – Беллини и Доницетти. Проведя в Италии около 4-х лет, в середине 1833 года Глинка уезжает в Германию.
В 1834 году 30-летний Глинка, узнав о смерти отца, незамедлительно возвращается в Россию.

Будучи в Европе, Глинка написал несколько ярких романсов, таких как «Венецианская ночь», «Победитель» и другие. И в этой европейской поездке у него впервые зародилась мысль о создании русской национальной оперы. Ни семейные потери (смерть отца, а позже и брата), ни знакомства и амурные приключения, ни сватовство и женитьба не могли помешать этой работе…(В конце апреля 1835 года Глинка обвенчался с Марьей Петровной Ивановой, его дальней родственницей. Вскоре после этого молодожёны отправились в родовое имение Новоспасское)

Сюжет оперы помог Глинке выбрать Василий Андреевич Жуковский (1783-1852), очень известный и плодотворный поэт романтического направления. Это был сюжет о подвиге Ивана Сусанина, событии в русской истории начала 17 века.
Оперу Михаил Глинка написал довольно быстро. Соломон Моисеевич Волков в своем фундаментальном труде по истории русской культуры Петербурга заметил: «Композитор нaзвaл свою оперу “Смерть зa цaря”. Царь-император Николaй I переименовaл ее в “Жизнь зa цaря”, докaзaв, что кaк искусный редaктор он, пожaлуй, не уступaл своей великой бaбке, Екaтерине II.»

Премьера оперы “Жизнь за царя” состоялась 27 ноября 1836 года. Успех был огромным. Глинка писал своей матери на следующий день: “Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актеры выходили из себя от рвения… государь-император… благодарил меня и долго беседовал со мною…”

По поводу успеха оперы Василий Жуковский и Александр Пушкин сочинили приветственный «Канон в честь М. И. Глинки». Музыка принадлежала Владимиру Одоевскому.
Пой в восторге, русский хор!
Вышла новая новинка.
Веселися, Русь! Наш Глинка —
Уж не глинка, а фарфор!

Вскоре после постановки «Жизни за царя» Глинку назначили капельмейстером Придворной певческой капеллы, он пробыл в этой должности в течение двух лет. Как я заметил мимоходом раньше, Глинка увлекался и вокалом, у него был хороший голос и он часто исполнял свои романсы к великому удовольствию друзей. Будучи в Италии, он изучал итальянскую школу пения – бельканто.
«Глинкa обожaл рaспевaть свои ромaнсы (среди которых немaло подлинных шедевров), сaдясь зa фортепиaно где-то после двух ночи нa сборищaх в доме Кукольникa, где композитор проводил дни и ночи в компaнии художникa Брюлловa и прочей богемной брaтии. Это все были люди тaлaнтливые, иногдa в высшей степени, но до глинкинского гения им было дaлеко. Они это понимaли и окружaли композиторa искренним обожaнием. Здесь Глинкa спaсaлся от невыносимых проблем своего рaспaдaвшегося брaкa с женщиной, которaя попрекaлa композиторa тем, что он трaтит слишком много денег нa нотную бумaгу.» Соломон Волков

В 1837 году Глинка, ещё не имея готового либретто, начал работать над новой оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Идея оперы возникла у композитора ещё при жизни Пушкина. Он надеялся составить план оперы по его указаниям, однако гибель Пушкина вынудила Глинку обращаться к второстепенным поэтам и любителям из числа друзей и знакомых. Опера создавалась в нелегкое для Глинки время. Он развелся с женой, а в ноябре 1839 года, измученный домашними неурядицами, сплетнями и утомительной службой в Придворной капелле, Глинка подал директору прошение об отставке; в декабре того же года Глинка был уволен.

Первое представление «Руслана и Людмилы» состоялось 27 ноября 1842 года, ровно через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина». Правда новая опера была принята прохладно. Царская семья покинула ложу до окончания премьерного спектакля, вскоре оперу совсем сняли со сцены.

В период между двумя операми Михаил Глинка написал заметное количество романсов, в их числе такие знаменитые как «Сомнение» (1838), «Ночной зефир» (1838), «В крови горит огонь желанья» (1839), «Дивный терем стоит» (1839), «Попутная песня» (1840), «Признание» (1840) и большой вокальный цикл “Прощание с Петербургом” (1840).

В середине 1844 года Глинка уезжает в новое длительное заграничное путешествие – во Францию, а затем в Испанию. В Париже Глинка познакомился с Гектором Берлиозом, который стал большим почитателем его таланта. 10 апреля 1845 года большой концерт из произведений Глинки с успехом прошёл в Париже. Результатом поездки в Испанию явились две симфонические увертюры, написанные на испанские народные темы. Летом 1847 года композитор вернулся в Россию, но ненадолго. «Приглашения на балы и вечера, почти ежедневно преследовавшие композитора, довели его до отчаяния и до решения вновь покинуть Россию…»

В 1848 году он остановился в Варшаве. Здесь Глинка написал свою суперзнаменитую симфоническую фантазию «Камаринская», о которой потом чрезвычайно высоко отозвался П.И.Чайковский.

В 1851 году Глинка вернулся в Петербург. У него появляются новые знакомые, в основном молодежь. Михаил Иванович в этот период давал уроки пения, готовил оперные партии и камерный репертуар со многими знаменитыми певцами того времени. По утверждениям музыковедов русская вокальная школа складывалась под непосредственным влиянием Глинки. Это еще одна область его значительных заслуг.

В мае 1851 года умерла мать композитора, Е.А. Глинка. Полученное известие настолько потрясло композитора, что у него отнялась правая рука. Мать была самым близким человеком, и как оказалось трудно жить без нее. Глинке не было еще и пятидесяти, а физические силы его слабели…

В 1852 году Глинка опять уехал в Европу. Прожил немногим более двух лет в Париже. Очень много работал, начал работу над симфонией «Тарас Бульба». В 1854 году по пути в Россию Глинка провёл небольшое время в Берлине.

А в 1856 году Михаил Иванович снова уехал в Берлин. Там он занялся изучением старинных русских церковных напевов, а также церковной музыки иностранных авторов. Глинка первый из светских композиторов стал сочинять и обрабатывать церковные мелодии в русском стиле, но неожиданная болезнь прервала эти занятия.

Михаил Иванович Глинка скончался довольно внезапно 15 февраля 1857 года в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. Причиной смерти стало почти банальное воспаление легких. В мае того же года, по настоянию младшей сестры М. И. Глинки Людмилы Ивановны Шестаковой, прах композитора был перевезён в Санкт-Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище…
————————————————

«Глинку в России по спрaведливости считaют отцом нaционaльной музыки, кaк Пушкинa – отцом нaционaльной литерaтуры. Обa они были подлинно моцaртовскими нaтурaми. Поэтому в дaровaнии и произведениях Глинки много общего с пушкинскими: тa же легкость и точность выскaзывaния, естественность и вырaзительность эмоций, простотa, гaрмоничность и сорaзмерность форм, кaк бы дaнное богом мaстерство, aртистическaя aссимиляция зaпaдных влияний и при этом инстинктивное понимaние и глубоко оригинaльнaя интерпретaция русского нaционaльного хaрaктерa…» (Соломон Волков)

Сегодня, слушая романсы Глинки на стихи поэтов его времени, мы с вами окунаемся в лирическую, романтическую и иногда патриотическую атмосферу первой половины 19 века. Нам с вами, живущим в первой половине 21 века, неплохо иногда отдохнуть от нашего беспокойного времени и его проблем…

Источник: Содружество поэзии и музыки… Глинка
Худ.И.Е.Репин М.И.Глинка

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?