«Из числа подлинных служителей божественной музы Терпсихоры, взращенных Россией, имя Брониславы Фоминичны НИЖИНСКОЙ займет почетное место в истории русского балета.
Если даже бегло проследить ту лестницу, по которой умом, талантом, вдохновением и красотой движения, замысла, позы, линии и чувством ритма, тона и краски восходила Бронислава Нижинская на поднебесную высоту, то невольно скажешь — какая прекрасная жизнь!
Да и в самом деле.
По окончании Санкт-Петербургского театрального училища по балетному отделению в 1908 году Б. Нижинская поступила в Мариинский театр, где оставалась сравнительно недолго, ибо на следующий же год она приглашена была в состав труппы «Русского балета» С. П. Дягилева, в которой и выступала в Париже, где в 1909 году появился этот балет, сделавший революцию в театральной жизни Европы.
Успех молодой и талантливой артистки в «Русском балете» был так головокружителен, что в 1911 году она покинула императорскую сцену и окончательно перешла к С. Дягилеву, участвуя в спектаклях его труппы во всех «Русских сезонах» Парижа, Берлина, Лондона, Вены, Монте-Карло и т. д., выступая как первая «искрометная» танцовщица.
Появление Брониславы Нижинской в таких балетах, как, например, «Половецкие пляски», «Карнавал», «Сильфиды» или «Петрушка», заставило иностранную художественную критику заговорить небывалым тоном восхищения, и имя Нижинской стало нарицательным для определения успеха русского балета, как в сказке Андерсена, где китайцы при встрече говорили: один «соло», другой «вей», а все хором — «соловей»…
В годы военной непогоды и революции Б. Нижинская остается в России и танцует как прима-балерина в Петрограде и Киеве, а в 1919 году основывает свою школу хореографического искусства в Киеве и часто выступает в ней, встречаемая и провожаемая энтузиазмом всех без различия пола, возраста и состояния.
Углубление революции заставляет Нижинскую покинуть родину и она, эмигрировав за границу, снова вступает в «Русский балет» С. П. Дягилева, где и отдается всецело своему божеству-танцу — как прима-балерина и как балетмейстер-хореограф.
В этот период новых триумфов и новых достижений Б. Нижинская ставит целую серию знаменитых балетов, а именно: «Лису» и «Свадебку» И. Стравинского, «Биш» [«Лани». — З. л.], «Голубой экспресс», «Ромео и Джульетту» и многие другие.
Слава Б. Нижинской как создательницы самобытного стиля, впитавшего в себя «старое здоровое» и «новое необходимое» растет не по дням, а по часам, и дирекция Большой Парижской оперы приглашает ее для руководства постановкой балетов «Встречи Иберта» и «Впечатления от мюзик-холла» Габриэля Пьерне и постановки танцев во всех операх нового репертуара.
Парижские успехи прославленной русской артистки перекинулись за океан, и в течение 1926 года она появляется в знаменитом городском театре «Колон» в Буэнос-Айресе, где Б. Нижинская блистательно ведет всю текущую работу по оперному сезону и организует два самостоятельных сезона балетов с труппой этого театра, поставив 146 балетов и пропагандируя в Латинской Америке настоящую музыку от Себастьяна Баха до Равеля и особенно наших русских композиторов, как М. Мусоргский, И. Стравинский или С. Прокофьев, открывая этим широкий путь русским артистическим силам в южно-американские страны.
Возвратившись в Европу, увенчанная новыми лаврами Б. Нижинская в 1928 году становится балетмейстером новой балетной труппы Иды Рубинштейн и ставит целый ряд сложных и интересных по замыслу и оформлению балетов, в числе которых появляются на сцене «Поцелуй феи» Игоря Стравинского, «Ноктюрн» с музыкой А. Бородина, «Царевна-Лебедь» Н. Римского-Корсакова и ряд балетов музыкальных новаторов вроде Равеля или Онеггера.
Особенностью балетного творчества Б. Нижинской является ее система «классных занятий» с артистами, в которых устанавливается прочная техническая база для успеха руководимых ею балетных трупп и подготовляется смена для русского балета, пока оторванного от родной почвы.
С прошлого театрального сезона во Франции Б. Нижинская вступила в труппу Русской Оперы в Париже, где возобновляет знаменитые «Половецкие пляски» в «Князе Игоре», ставит заново прославленный балет Игоря Стравинского и Александра Бенуа — «Петрушку» и оформляет балеты в операх «Руслан и Людмила», «Садко» и «Русалка».
Искательство художественной правды от «Танагры» до «Половецкого стана», безмерная любовь к своему призванию, необычайная скромность, невиданная эрудиция и железная энергия делают успехи Б. Нижинской не скоропреходящими, а прочно завоеванными, и недаром о ней спорят теперь «семь городов», а пока она в Париже, он останется для русского балета «новой Меккой»».
Михаил Бек. Из очерка «Бронислава Нижинская (опыт характеристики)». 1931.
На фото: Б. Ф. Нижинская (1891—1972). 1930-е.
Подготовка публикации: ©Зеленая лампа, 03.01.2024