Первый из храмов Козлова, воздвигнутый в 1771 г., подвергся перестройке в 1837 г. Деревянное строение заменило каменное храмовое здание новой архитектуры с одним центральным куполом и пятью главами. Отличался богатым внутренним убранством, ценной утварью и иконами в серебряных окладах.
Разобран в 1936 г. Располагался перед центральным городским парком на Соборной площади (площадь Мичурина) и замыкал Московскую улицу (улица Советская).
На сегодняшний день на месте Покровского собора находится площадь им. И.В. Мичурина. Чуть правее от него занимала и занимает до сих пор свое место Ильинская церковь.
http://michurinsk.name/forum/threads/xramy-i-monastyri-kozlova-michurinska.310/
«… Лета 7143 года (1635), августа в 22 день, государь царь и великий князь Михайло Фёдорович всея Руси указал… на Лесном Воронеже …ставить город. Для городового строения указал государь ехать Ивану Биркину да Михайлу Спешневу. Да указал государь к воеводам послать грамоты, чтобы воеводы велели кликать, которые охочие люди и не в какой службе не записаны шли на городище на житие с жёнами и с детьми… Да вы же, Иван да Михаил, напутствовал царь, устройте в новом городе храм во имя Покрова Пресвятыя Богородицы с приделом».
Такими словами начиналась история нашего города и первой его церкви — Покровской. Уже через несколько месяцев расторопные воеводы писали государю ответ, в котором говорилось буквально следующее: «… и на Козловом урочище по твоему государеву указу, у Бога милости прося …острог, которому быть вместо города обложили октября в 11 день. А церковь во имя Пресвятыя Богородицы честного и славного Покрова октября в 18 день». Как и весь город, была она деревянною, однако простояла целых 137 лет. Простояла бы наверняка и больше, не посети город, как и всё наместничество, страшная моровая язва — чума. «В один из тех ужасных дней 1771 года, в которые чума свирепствовала с особенной силою, некоторые жители Козлова, увидели на воротах одного из домов Боголюбскую икону Божией Матери в сиянии и поспешили сообщить соборному протоирею Иоанну. Снявший икону с ворот, пртоирей с другими священнослужителями и некоторыми обывателями внёс её в соборную церковь и поставил на аналое. В ту же ночь одному из благочестивых жителей Козлова было видение, чтобы перед иконою, снятой с ворот, отслужен был молебен Матери Божией на Красной площади и совершён крестный ход с этой иконою вокруг города». Когда же совершён был горожанами молебен, а в последних числах октября месяца и крестный ход вокруг города, чума в Козлове прекратилась. В память об этом чудесном избавлении от моровой язвы по заступничеству Богоматери благодарные жители установили крестный ход вокруг города 29 октября, предваряемый семидневным постом.
В постановлении от 23 октября 1771 года духовного и светского чина жителями было записано: «… да будет седьмица сия, от 24 по 29 октября, пост, а того дня светлый праздник Боголюбивой Царице Божией Матери и ход со кресты кругом всего града в память Ея ко граду нашему милосердия». В память этого события жителями Козлова была заложена на месте деревянной новая каменная соборная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом в честь Боголюбской иконы Божией Матери, после освящения которой с 1778 года, следуя клятве, ежегодно совершали крестный ход вокруг спасённого города. В сохранившемся описании этого обряда говорится, что начинался он возле Покровского собора 29 октября «в сопутствии икон и хоругвей всех козловских церквей и Боголюбской иконы Божией Матери. Дойдя до Московской заставы, ход поворачивал налево и по Тамбовской улице проходил вплоть до Сторожевской церкви, откуда поднимался вновь к собору. Заканчивался он обычно к полудню».
Шли годы. Город рос. В первой трети ХIХ века население его насчитывалось порядка 17 тысяч человек. Значительно увеличился и приход Покровского собора. Храм был уже не в состоянии вместить всех молящихся, поэтому в конце 30-х годов прошлого века для него заказали новый проект в господствующей тогда классической архитектуре: луковичное пятиглавие опиралось на прочные стены, которые в плане образовывали куб. Особенностью этого сооружения были многочисленные люкарны — круглые окна, украшавшие не только стены собора, но и колокольню, на уровне второго яруса которой были устроены часы. В 1904 году на средства прихожан Покровский собор несколько перестроили, расширив северную и южную стороны порталов. После проведённого ремонта обновлённый храм имел три престола: главный — Покрова Божией Матери и придельные — великомученика Георгия и Боголюбской иконы Божией Матери и преподобного Серафима Саровского.
Кафедральный Покровский собор отличался богатым внутренним убранством, дорогой утварью и иконами в серебряных окладах. Именно в таком окладе и пребывала главная храмовая святыня — икона Боголюбской Божией Матери большого размера, московского рисунка, писанная в 1772 году Михаилом Фитусовым в память чудесного прекращения чумы. В соборе также бережно хранились два Евангелия 1681-1735 годов, напрестольный крест 1701 года и копия жалованной грамоты царя Фёдора Алексеевича 1681 года.
Покровский собор играл важную роль в жизни города. Являясь кафедральным, он был тем местом, где объявлялись указы и воззвания. Нетрудно предположить, что с его кафедры впервые прозвучал Манифест об отмене крепостного права, с соборной трибуны прихожанам зачитали в марте 1917 года Манифест об отречении императора Николая II от престола, да и многое другое зачитывалось в стенах этого старинного храма. С 1924 года собор значился в списках памятников церковной истории, что, впрочем, не помешало президиуму Мичуринского горсовета вынести 14 мая 1936 года постановление «О закрытии и сносе здания собора». К выполнению постановления приступили немедленно, выстроив впоследствии из церковного кирпича кинотеатр «Октябрь». На месте же некогда великолепного церковного здания долгое время были руины. Лишь в 1950 году бывшую Соборную площадь привели в порядок, залив асфальтом и поставив на церковных задворках памятник И.В. Мичурину.
По материалам книги: Белых М. «Сказание о Козловских храмах», Липецк, 2001 г.