В 1636 году монахи получили благословение архиепископа Антония Рязанского на сооружение храма во имя Святой Троицы с приделом во имя Успения Пресвятой Богородицы. Первая церковь была деревянной и небольшой. 5 сентября того же года царь и великий князь всея Руси Михаил Феодорович повелел своим ясельничим и воеводам Ивану Биркину и Михайлу Спешневу ехать в Дикое поле и строить новый город Козлов как одно из звеньев в цепи городов Белогородской засечной черты.
Царь Михаил Феодорович наказал устроить в новом городе «зелейную казну, погреб дубовый и колодец, и тайники, и храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом», для чего направил туда воевод, а с ними 50 пищалей, 400 рублей «да запасу всякого на шесть недель». Город строили 1200 человек из окрестных городов – Рязани, Лебедяни, Ельца, Воронежа. «И были на той работе всякие люди: и боярские, и жилецкие, и патриаршие, и монастырские».
В первые годы своего существования, до прихода в монастырь игумена Кирилла, обитель не была общежительной. «Братии было немногое число, и кормился всяк собою», – сообщал позже в Пушкарский приказ в своей челобитной архимандрит Дорофей. С 1660 года игумен Кирилл «учинил общую трапезу», при нем же началось и большое каменное строительство. «Своею работою и добрым подвигом, – по словам архимандрита Дорофея, – построил Кирилл в монастыре каменного строения церковь Успения Пресвятой Богородицы, а под нею – другую церковь же великих чудотворцев Зосимы и Савватия Соловецких, и поварни и кельи, и около монастыря ограду каменную».
Игумен Кирилл начал и строительство соборной церкви Живоначальной Троицы «на погребах и сделал до прагов», то есть заложил фундамент. «Всех чинов люди» города Козлова, видя «большую добродетель и радения» игумена Кирилла, принимали участие в строительстве монастыря, многие – для того, чтобы им в старости «в этом монастыре постригаться». В середине XVII века там было двадцать монахов, вокруг монастыря селились монастырские служители, которые работали на пашне, сенокосах, в лесу и на мельнице, принадлежавших монастырю.
В 1672 году было закончено строительство двухэтажной каменной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. По мнению краеведа В.А. Кученковой, Успенская церковь является одной из первых каменных церквей в Тамбовской епархии. В ее архитектурном стиле прослеживаются традиции монастырского строительства русского Севера, прежде всего – Соловецкого монастыря. На первом этаже располагалась церковь во имя основателей Соловецкого монастыря преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, покровителей моряков и рыбаков.
На строительстве каменной церкви Живоначальной Троицы, а также «избы на коровьем дворе» были заняты плотники, кровельщики, «что башни покрывали», рабочие «по каменному делу», которым платили «за кирпичное и каменное ломание». Шесть рублей задатку получил «гулящий человек» Козьма Еремеев, сын Скрылев, подрядившийся «на кирпичное дело». Согласно расходным записям, в 1684–1685 годах монастырь покупал «тянутое железо», сосновый лес, бревна и доски, дубовый пол, железные двери, печные изразцы, ворота, немецкие замки, гвозди, железную пилу и клещи.
В 1733 года в Троицкой соборной церкви Козловского монастыря был устроен новый иконостас, в 1750 году вокруг монастыря была возведена монастырская стена с бойницами, крытыми переходами и террасами.
Козловский Троицкий монастырь был определен третьеклассным. В 1764 году в нем было 20 монахов, монастырю принадлежали 42 крестьянские души. В 1790 году при межевании земель монастырю прирезали дополнительное количество земли, пополам с Нижне-Ломовским монастырем было приобретено в Тамбове подворье за тысячу рублей. Возле монашеских келлий была построена монастырская трапезная, позже она стала Трапезной церковью. Оборонительную стену укрепили мощными угловыми башнями. В 1792 году приступили к перестройке монастырских церквей. В Успенской церкви, в нижнем храме, разобрали алтарь, а церковь заново освятили во имя Всех святых, с приделом во имя Иоанна Предтечи. В верхнем храме устроили придел во имя преподобного Варлаама Хутынского: действовавший в тот период епископ Тамбовский и Шацкий Феофил прежде был архимандритом Варлаамо-Хутынского монастыря в Новгороде. В 1793 году отреставрировали крышу и главу церкви.
В Троицком храме крышу также покрыли железом, вызолотили главу и крест. В 1794–1796 годах стены в алтаре и храме расписали, вызолотили иконостас, отреставрировали иконы. Храмовую икону Пресвятой Троицы одели в серебряную ризу весом в 26 фунтов, местночтимую икону Божией Матери «Тихвинская» – в серебряную ризу «чеканной работы с разными каменьями», весом в 21 фунт. Каменную ограду монастыря перестроили, ее длина составила 292 сажени, высота – от 5,5 до 7 саженей. У главных святых ворот с северной стороны построили деревянную гостиницу для богомольцев…
Несмотря на то, что в 1921 года заповедная дубовая роща была переведена в разряд памятников природы, а монастырь в 1924 году введен в списки памятников церковной старины, что должно было бы обеспечить ему охрану со стороны государства, в 1926 году вся территория монастыря была передана в распоряжение питомника плодовых сортов И.В. Мичурина. В 1928 году монастырский некрополь был разрушен, Капитонова часовня над источником и два яруса колокольни с часами и звонницей, значительная часть монастырской стены были разобраны на кирпич.
В 1952 году областное руководство приняло решение разобрать остатки колокольни, а в 1953 году Тамбовский областной совет сделал вывод, что Троицкая церковь «не является памятником архитектуры». На основании акта осмотра церкви за подписью «уполномоченного Пузанкова» Мичуринский исполком, закрыв глаза на наличие мемориальной доски с характеристикой церковного здания, 31 июля 1957 года вынес решение: «Означенное здание никакой архитектурной, исторической или художественной ценности не имеет». Церковное здание разобрали, кирпич, изготовленный при Феодоре, Иоанне и Петре Алексеевичах и Екатерине II, направили на жилищное строительство. Успенская церковь избежала такой участи, поскольку в ее здании был размещен музей Центральной генетической лаборатории имени Мичурина, в 1960-е годы в верхнем этаже (в церкви Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя преподобного Варлаама Хутынского) разместился местный клуб, где проходили собрания, «огоньки», смотры художественной самодеятельности и прочее.
С начала 1999 года в храме возобновилась богослужебная жизнь – настоятелем был назначен протоиерей Георгий Политаев. 5 апреля 1999 года Российская сельхозакадемия наук дала согласие на передачу здания церкви со своего баланса на баланс Тамбовского Епархиального управления. Из построек монастыря сохранились угловая башня с прилегающими фрагментами монастырской стены, корпус настоятеля, трапезная, гостиница. Монастырский некрополь частично находится под асфальтом. Летом 2001 года дары прихожан Казанской иконе Божией Матери были украдены одним из местных наркоторговцев. Однако Успенская церковь усилиями настоятеля протоиерея Георгия Политаева и прихожан, при активном содействии местной администрации, восстанавливается и сегодня является одной из самых посещаемых городских приходских церквей.
Татьяна Симонова, ведущий научный сотрудник Института военной истории Министерства обороны РФ, доцент, http://alexlib.ru/obshchestvo/rossiya-rodina-lyubov/kozlovskij-troitskij-muzhskoj-monastyr/