Мичуринск. Кафедральный собор Боголюбской иконы Божией Матери.

Решение о строительстве собора было принято в 1848 году, заложен в 1849 году. Собор строился в течение 24 лет по проекту знаменитого архитектора К.А. Тона в знак благодарности Пресвятой Богородице за избавление от эпидемий холеры 1831 и 1847 годов. По исполнению является копией московского Храма Христа Спасителя. Значительная часть денежных средств на постройку была пожертвована козловским купцом Герасимом Вороновым. Собор способен вместить до пяти тысяч прихожан.

Церковь в честь иконы Божией Матери «Боголюбская» сооружалась с 1849 по 1873 гг. В 1848 г. козловское городское общество приняло решение о строительстве храма как памятника милосердию Богоматери, покровительницы Козлова во время эпидемий холеры в 1831 и 1847 гг. В то время в церковной архитектуре господствовал русско-византийский стиль, создателем которого был знаменитый русский архитектор К.А. Тон. Построенная по его проекту в Петербурге в 1834-1842 гг. церковь в честь Введения в святой храм Пресвятой Богородицы явилась прообразом храма Христа Спасителя, заложенного в 1839 г. Следующим воплощением проекта Тона стал Боголюбский храм в Козлове.
Средства, необходимые для столь масштабного строительства, были собраны жителями Козлова. Длительный срок возведения храма объясняется сильным пожаром 1865 г., уничтожившим половину города. Только в 1871 г. началось оформление интерьера храма и устройство иконостасов, а в 1873 г. завершилось строительство. Храм представляет собой величественное сооружение с типичными для древнерусской архитектуры деталями: куполами, закомарами, барабанами. Здание в плане квадратное, обширное подкупольное пространство освещается шестнадцатью окнами барабана большого купола.
В смутные годы уничтожения церковных святынь Боголюбский храм избежал разрушения. В1990 г. был возвращен Русской Православной Церкви.
Источник: сайт «Тамбовский государственный технический университет»

Козлов (Мичуринск). Боголюбская церковь бесприходная, каменная, построена на добровольные пожертвования граждан г. Козлова, освящена в 1873 году. Престолов три: главный — Боголюбской иконы Божией Матери, придельные – Сретения Господня и преподобного Сергия Радонежского. Имеется местно чтимая Боголюбская икона Божией Матери. Церковно-приходское попечительство есть, опись церковного имущества имеется. Женская богодельня, содержимая на средства церковного старосты Павперова.
Штат: два священника и два псаломщика в сане диакона. На два штата жалование от городской управы 2000 руб., братский годовой доход 1500 руб. Причтовый капитал 7440 руб., церковный капитал 903 руб. Дома у причта собственные.
А.Е. Андриевский «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии» Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. Козловский уезд, стр. 140.

Боголюбский храм был построен по проекту известного архитектора К.А. Тона и является архитектурным аналогом храма Христа Спасителя в Москве. Под строительство собора в Козлове было отведено одно из лучших мест в городе — Красная площадь, рядом с которой в разгар эпидемии чумы в XVIII столетии был обретен чудотворный образ Боголюбской иконы Божией Матери «Козловской», ставшей на долгие годы важнейшей православной святыней Козлова.
Освященный в 1873 г. пятикупольный Боголюбский собор имеет три престола: главный – в честь Боголюбской иконы Божией Матери, придельные – в честь Сретения Господня и преподобного Сергия Радонежского. Новый каменный пятикупольный храм сильно отличается от всех остальных церковных сооружений Тамбовской митрополии огромными размерами (единовременно он вмещает 5 тыс. человек), помпезностью и редкостной для восприятия красотой византийско-русского стиля. Мажорную, приподнятую ноту вносит в этот архитектурный шедевр купол центрального барабана. В диаметре он достигает 16 м, а общая высота церковного здания составляет 21 м. Обширное подкупольное пространство освещается 16 окнами барабана большого купола. Сам храм имеет вид куба с ребром 43 м, в плане повторяет очертания греческого креста. Общая высота храма – 64 м. По конструкции – это оригинальное, продуманное и гармоничное сооружение. Красив цокольный этаж, перекрытый арками большого пролета, радиально расходящимися во всех направлениях от главного опорного столба.
С судьбой собора неразрывно связана еще одна православная жемчужина города Мичуринска – Козловский Боголюбский женский монастырь. Эта обитель первоначально была образована в 1638 г. как Ильинский женский монастырь, однако в 1764 г. была упразднена. Но значительная часть сестер не покинула Козлов и монашеская жизнь в городе продолжалась. По ходатайству горожан в 1858 г. монастырь был возобновлен при строящемся Боголюбском соборе. Обитель занимала целый квартал и включала в себя двухэтажный кирпичный келейный корпус с домовой церковью в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», звонницу, приют и школу для детей-сирот, многочисленные хозяйственные постройки. Монастырь возводился преимущественно на средства козловского купца Ф.Г. Воронова. К 1917 г. в Боголюбском монастыре проживало 116 человек, в т.ч. 91 монахиня. Насельницы монастыря являлись духовными чадами старцев Свято-Введенской Оптиной пустыни. В 1918 г. Козловский Боголюбский женский монастырь был закрыт, а сестры разогнаны. Каменную ограду монастыря со святыми вратами и колокольню пустили на слом. В 1920-е гг. был уничтожен монастырский некрополь. После Великой Отечественной войны монастырь превратился в самую большую в городе коммуналку. По сей день в бывших монастырских кельях, помещении домовой церкви и даже в святом алтаре ютятся проживающие здесь жильцы.
Боголюбский собор был закрыт в 1930 г. В основном он использовался в качестве складских помещений. Предпринимались попытки взорвать храм. Это не было сделано из-за опасности разрушения соседних жилых зданий. В 30-40-е гг. ХХ в. тысячи горожан стали свидетелями явления Пресвятой Богородицы у стен поруганного собора, благословлявшей изумленные толпы людей. Только по заступничеству Божией Матери храм и практически все монастырские постройки, включая здание, где располагалась домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», были сохранены в богоборческие годы.
После войны сорваны с храма уникальные купола, в цокольных помещениях устроен городской соляной склад. На протяжении десятилетий атмосферные осадки размыли кирпичную кладку собора, соль разъела штукатурку и уничтожила все настенные росписи. Мичуринская старица схимонахиня Серафима (Белоусова) в далекие 1960-е гг. предсказывала, что коммунисты собор откроют и восстановят купола. В результате многолетней борьбы власти признали храм памятником архитектуры государственного значения и согласились вывезти соль из церкви. Тогда же началась реставрация храма.
В 1990 г. Боголюбский кафедральный собор был возвращен верующим, в 1991 г. в нем были возобновлены богослужения. В первые годы после открытия в соборе мироточило несколько икон: Казанской Божией Матери, святителя Митрофана Воронежского, блаженной Ксении Петербургской и другие. В 1993 г. во время своего первого визита на Тамбовщину храм посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. В настоящее время продолжается реставрация собора. При храме возведена колокольня-часовня в честь Новомучеников и Исповедников российских.
Сегодня Боголюбский кафедральный собор города Мичуринска вновь стал одним из красивейших храмов на Тамбовщине. Возобновляется при соборе и монашеская жизнь, есть надежда на возрождение и Боголюбского женского монастыря.
eparhia-tmb.ru

В Мичуринске – одном из городов Тамбовской области — есть несколько достопримечательностей, в число которых входит Боголюбский кафедральный собор. Этот величественный памятник архитектуры II-ой половины XIX столетия. Решение о создании собора возникло благодаря исцелению чудесным образом горожан от эпидемии холеры в 1848 г. Уже через год началось возведение обители, получившей свое название в честь Боголюбской иконы Божией Матери, которой приписывают это чудо. Строительство длилось на протяжении 24 лет.Выполненный в византийско-русском стиле Боголюбский кафедральный собор отличается огромными размерами. Считается, что он может вместить до 5 тысяч прихожан. Здание имеет 5 куполов, высота главного из которых достигает 21 метра, а диаметр равен 16 метрам. На сегодняшний день Боголюбский кафедральный собор отнесен к числу памятников архитектуры имеющих федеральное значение. Это второй по статусу подобный объект Тамбовской епархии, который является настоящей жемчужиной не только Мичуринска, но и всей области.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/

История создания этого храма-памятника восходит к первой половине прошлого века, когда козловское городское общество составило в январе 1848 года особый приговор. «Содержа в памяти, — писали горожане, — грозное посещение Божие в сентябре и октябре месяцах минувшего (1847) года, поразившее наш город смертоносною язвою холерою, от которого мы сохранились, как твёрдо веруем, одним только всесильным ходатайством и покровительством Преблагословенной Богородицы, — в духе смирения и сокрушения просим Небесную Царицу о Её благопоспешении в преднамеренном нами деле. Да устроится во имя Её нашим городским обществом, а равно и доброхотными дателями храм как памятник Её милосердия и особенного граду нашему покровительства». В том же приговоре жители Козлова постановили воздвигнуть храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери, храмовый праздник которой постановлено было отмечать 3 ноября, так как в этот день по прекращении в городе холеры в 1847 году отслужен был благодарный Богу молебен. Через год, в августе 1849 года, совершена была закладка церкви. Однако построение её продвигалось очень медленно: столь обширный замысел требовал очень больших средств, а их, кроме добровольных подаяний, не хватало. Лишь очередная опустошительная эпидемия и новая помощь от Небесной Царицы позволили завершить строительство. Нет ничего удивительного в том, что после того, как очередной всплеск холеры в 1871 году миновала Козлов, на окончание строительства Боголюбского храма стали поступать большие пожертвования. И в 1873 году состоялось его освящение.
Построенный в русско-византийском стиле храм этот до сих пор поражает своими размерами, строгостью линий и точностью пропорций. Церковь была выстроена в распространённом крестово-купольном плане. Автор проекта академик архитектуры К.А. Тон использовал при строительстве элементы конструкций и декора, присущих древнерусскому зодчеству: луковичное пятиглавие, ложные закомары, арочное обрамление порталов. Новый козловский храм имел три престола: Сретения Господня, во имя прп. Сергия Радонежского и главный — во имя Боголюбской иконы Божией Матери. В Боголюбском храме уездного города Козлова хранился список с Боголюбской иконы, находящийся в Москве. В длину она была десять вершков, а в ширину — восемь вершков (40х35 см). Перед стоящей Богородицей были изображены 13 угодников, а между ними четыре святителя — Пётр, Алексей, Иона и Филипп. На левой стороне иконы помещалась надпись: «Царица моя Преблагая, надеждо моя, Богородице, приятилище сирым и странным радость, обидимым покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози мне немощну». Вторая надпись, помещённая справа, гласила: «О святии и великии во иерарсех Петре, Алексее, Ионо и Филиппе! Умолите всего мира Царицу, Владычицу Богородицу, да избавит вашими молитвами царствующий град Москву и вся грады и страны христианския от сея смертоносной язвы, яко истиний Российский заступники». Помещённая в серебряную ризу эта икона была подлинной святыней храма. К её подножию притекали люди и в скорби и в радости не только из Козлова, но и из окрестных сёл и деревень. Позднейшее благоустройство Боголюбского храма легло на плечи членов церковно-приходского попечительства, содержащего, кроме этого, при храме богадельню.
Несколько раз с 1910 по 1912 год церковь горела, но всегда сравнительно быстро восстанавливалась во многом благодаря усилиям приходского попечительства. Долгие годы настоятелем Боголюбской церкви был священник Владимир Земятчинский. Довольно часто, совершая богослужения, он поминал добрым словом первых храмоустроителей, тех людей, которым пришла благочестивая мысль построить его и посвятить всеблагой Заступнице. После революции большевики довольно быстро оценили огромное пространство храма, и вскоре, закрыв церковь, приспособили церковное помещение под склад. Вначале из закрывшейся Вознесенской церкви в Боголюбскую свезли всю церковную утварь, после чего это церковное имущество несколько раз грабили. Затем во время войны в Боголюбском храме разместили склад авиационной части. Огромные моторы самолётов заполнили всё храмовое пространство. День и ночь вручную грузили их, применяя примитивные волокуши. Ворочали на «раз-два», истязая мраморные ступени паперти, от которых вскоре остались лишь воспоминания… В 1949 году церковь ещё стояла с куполами. Однако победа над врагом не принесла ей избавления. В помещении бывшей церкви разместили соляной склад горпищеторга, который просуществовал здесь не одно десятилетие. Соль, сваленная прямо на пол, методично и неумолимо разъедала добротную старинную кладку. Кто знает, любовались ли мы сейчас храмом, если бы не повстречался на её тернистом пути отставной инженер-майор Г.Я. Можеев. Осознавая всю трагичность положения памятника, Григорий Яковлевич вначале в одиночку, а затем с единомышленниками, такими же патриотами, как и он сам, начал борьбу за его спасение. Сотни писем были отправлены им в адрес всевозможных инстанций от обкома партии до Генерального Секретаря. Но власти не спешили с ответом. Разрушение храма продолжалось… Однажды Г.Я. Можеев отважился на решительный шаг. Вырезав ножовкой кирпич из стены «Боголюбки», он спешно отвёз его в Москву заместителю министра Стриганову. Проведённые анализы выявили страшные результаты: засолённость — семь процентов. Даже такой, казалось, низкий уровень считался угрожающим. Далее вновь были многочисленные письма в областное управление культуры… Наконец пришло решение: соль из храма удалить. Началось долгожданное восстановление Боголюбской церкви. — Я предлагал, вспоминал Григорий Яковлевич, «чтобы в ней разместился музей с экспонатами из Храма Христа Спасителя, который был посвящён победе над Наполеоном.
Боголюбская церковь стала этапным творением академика К. Тона: лишь создав наш храм, он приступил к возведению московского памятника. И наша церковь, и храм в Москве — это обетные постройки, то есть они были построены в память о тех или иных исторических событиях по обету или клятве». Однако городские власти вынашивали на этот счёт иные планы: долгое время предполагалось устроить в отреставрированной церкви то дом молодёжи с кафе и танцплощадкой, то зал органной музыки, то установить маятник Фуко… Весьма симптоматично, что не установили. Лишь в 1990 году Боголюбская церковь была возвращена верующим. Первым настоятелем в новой истории стал кандидат богословия, митрофорный протоирей В.Н. Медведев, заложивший духовный фундамент боголюбского прихода. Ныне благодаря усилиям прихожан и настоятеля храма протоирея Анатолия Солопова, он обретает былое великолепие.
Из книги: Белых М. «Сказание о Козловских храмах», Липецк, 2001 г.

Весной 1849 года, после окончания страшной холеры в Козлове, на месте существовавшей издавна Красной часовни, был заложен обширный собор во имя Боголюбской иконы Божией Матери. Козловский собор строился по одному из образцовых проектов, разработанных известным московским архитектором Константином Тоном. В 1834 году Константин Тон разработал проект новой каменной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы — для лейб-гвардии Семёновского полка в Санкт-Петербурге, отличившегося в сражении под Кульмом в 1813 году, который был «высочайше утверждён» в январе 1837 года.
План церкви и её конструкция были очень хорошо продуманы архитектором, как в функциональном, так и в техническом отношении. Традиционная крестово-купольная система получила в постройке Тона оригинальное развитие. Благодаря этому удалось увеличить свободное пространство в центральной, подкупольной части здания. В композиции здания Тон сочетал приёмы, традиционные для русской архитектуры ХV-ХVI веков (пятиглавие, луковичные главы, кокошники, тонкие колонки, членящие фасады и т. д.), с отдельными отголосками классицизма — сравнительно большими нерасчленёнными плоскостями гладко оштукатуренных стен, колоннами подкупольных барабанов, горизонтальным аттиковым завершением основного куба храма. Именно этот проект был взят козловскими купцами для строительства нового храма. Приговором козловского общества, учинённым в октябре 1847 года, в подрядчики строителей был избран козловский 2-й гильдии купец Зиновий Герасимович Парфентьев. Закладка Боголюбского собора была совершена 6 (18) августа 1849 года, в день Преображения Господня, Архимандритом Платоном (Фивейским). Сооружение нового собора продвигалось достаточно медленно. Лишь к осени 1853 года храм был возведён до купола, но как раз в это время умер его подрядчик. Городское общество 21 марта (2 апреля) 1854 года избрало новым руководителем постройки храмового здания — его брата, купца Максима Герасимовича Парфентьева, которому и поручило сооружение это церкви в «безотчетное распоряжение». За лето 1857 года на новой Боголюбской церкви окончили кладку и покрыли белой жестью купола.
Строительство Боголюбского собора было замедлено произошедшим в Козлове в 1865 году пожаре, при котором выгорело более 2/3 города. При восстановлении городских построек стоимость строительных материалов значительно возросла, что, конечно же, сказалось на темпах строительства нового храма. В половине июля 1871 года, в самый сильный разгар холеры в окрестных сёлах, по общему желанию жителей города Козлова, строитель храма Максим Герасимович Парфентьев испросил у Епархиального начальства разрешение на совершение в строящемся и ещё не освящённом Боголюбском храме трёх всенощных бдений с вечера и трёх молебных пений утром перед Боголюбской иконой Божией Матери, принесённой в храм из дома купца Гладышева. Огромное количество горожан пришло в храм во время сих всенощных бдений и молебствий; даже огромный Боголюбский собор не мог вместить всех молящихся.
Стоит сказать, что храм был рассчитан на одновременное пребывание 5 тысяч человек. Царица Небесная явила им свою скорую помощь: холера миновала Козлов, и жители его, под благим покровом Матери Божией спокойно пережили то непростое время. Во время этих трёх всенощных бдений и трёх молебствий были собраны очень щедрые пожертвования от жителей города Козлова, которые дали возможность быстро докончить постройку храма. Акцент был сделан на внутреннее обустройство храмового здания, оставив на второй план внешнюю отделку сооружения. В 1871 году началось оформление интерьера храма и устройство иконостасов. Но случилась очередная трагедия — скончался главный ктитор и строитель здания, М. Г. Парфентьев. После его смерти, на заседании Козловской городской думы 5 (17) октября 1871 года, продолжателем строительства Боголюбского храма был избран козловский 2-й гильдии купец Никита Николаевич Гритчин. 15 (27) января 1873 года Гритчин заявил письменно Управе, что принятый им на себя труд по сооружению в городе Козлове Боголюбского собора после смерти строителя, купца М. Парфентьева, окончен: «… Храм отстроен и готов к освящению». Вновь устроенный трёхпрестольный храм в честь иконы Божией Матери Боголюбской в городе Козлове был освящён 10 (22), 11 (23) и 13 (25) февраля 1873 года епископом Тамбовским и Шацким Феодосием (Шаповаленко).
В 1930 году Боголюбский собор был закрыт и использовался как складское помещение, сначала военного ведомства (склад ГСМ), а потом и торговых предприятий города. Трест столовых и ресторанов хранил в подвале собора овощи и картофель, а позже поваренную соль. Одно время здесь даже располагался стрелковый тир. Несмотря на то, что долгие годы храм находился в забвении, 4 декабря 1974 года постановлением Совета Министров РСФСР №624 Боголюбская церковь была признана памятником архитектуры. В 1990 году она была передана Тамбовским облисполкомом религиозной общине Русской Православной Церкви г. Мичуринска. 30 июня 1990 года, в субботу, при небывалом стечении верующих, состоялось торжественное освящение Боголюбского собора малым чином. На следующий день, после полувекового молчания, в стенах Боголюбского храма была отслужена Божественная литургия. Её совершил архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений (Ждан). Первым настоятелем в новой истории Боголюбской церкви стал митрофорный протоиерей, кандидат богословия Виктор Медведев. Ныне Боголюбский собор, возвышающийся над землёй более чем на 60 метров, был и остаётся крупнейшим храмом Тамбовской епархии (по своим размерам он уступает лишь Моршанскому Троицкому собору).
Из книги: Сазонов О. Мичуринск: прогулки с краеведом. — Липецк, 2018

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?