Миасс. Церковь Александра Невского.

Лучшим украшением г. Миасса в конце XIX-начале XX вв. была Александро-Невская церковь. Хорошей народной традицией в России было возведение храма всем миром. Решение о строительстве этой церкви принималось на сельском сходе еще в 1861 г. в память об освобождении от крепостной зависимости. «В Бозе почивший Царь-Мученик, Царь-Освободитель, Государь Император Александр Николаевич манифестом 8 марта 1861 года уничтожил рабство в горных заводах, воззвав их население к новой жизни — к свободному труду. В чувстве величайшей благодарности, тотчас же после объявления Высочайшего манифеста, которое было отпраздновано молебствием ликующего освобожденного народа, первый же волостной сход Миасской, вновь открытой волости постановил следующее духовное завещание…», — читаем мы в летописи Миасского завода. Этот уникальный документ, хранящийся в фондах миасского краеведческого музея, является важнейшим историческим источником, рассказывающим об Александровском храме. «Завещание» в устной форме было сделано при объявлении манифеста, а записано 8 марта 1863 г. и хранилось в волостном правлении.
Желание увековечить монаршую милость вряд ли было главной причиной строительства церкви. Население Миасского завода (так в силу исторических причин раньше назывался г. Миасс) к тому времени достигло 10000 человек, и единственный Петропавловский храм, не слишком вместительный, «в великие праздники представлял зрелище, напоминающее штурм крепости». В 1867 г. жители обратились к епархиальной власти с ходатайством о постройке нового храма.
По этому ходатайству из Оренбургской Консистории последовало на имя священника Петра Сементовского предписание «доставить отзыв от причта Миасской Петропавловской церкви о возможности уступить на построение Александро-Невской церкви известную, из капитала Петропавловской церкви, сумму». Миасский причт выделил значительную сумму денег для этой цели. В 1869 г. на сельском сходе жители обязались платить на постройку храма по 2 рубля с ревизской души ежегодно. 1 июня 1870 г. последовало открытие Миасского приходского попечительства, а 28 июня того же года вследствие постановления попечительства собрался сход прихожан на Пензенской площади города для окончательного решения вопроса о месте под церковь. Средствами для покрытия расходов на постройку избраны три главные источника: кружка для сбора по всей губернии, обязательный сбор с каждого домохозяина и добровольные пожертвования.
В начале лета 1876 г. произошла закладка церкви. В храме хранилась медная доска, на которой были выбиты следующие слова: «Во имя Отца и сына и Св. Духа. Основана сия церковь в честь Св. Александра Невского и в память освобождения от обязательного труда заводских мастеровых 8 марта 1861 г., при державе Благодетеля-Государя, самодержавного Великого Государя Императора Александра Николаевича, при Святительстве Преосвященнейшего Митрофана Епископа Оренбургского и Уральского, в лето от сотворения мира 7384 от воплощения Бога Слова 1876 июля месяца 3 дня».
Церковь была построена по проекту и чертежам Павла Степановича Гонышева. Общая стоимость строительства составила 80 тыс. руб. По поводу затраченной суммы неоднократно и язвительно выступали старообрядцы, называя эти деньги «нечистыми», т. к. они были взяты из доходов от виноторговли в общественных заведениях. Этому обстоятельству приписывали все неудачи, связанные со строительством храма. Дело в том, что он частично был поставлен на сваях и давал неравномерную осадку. 19 ноября 1881 г. в торжественной обстановке в присутствии 13 пресвитеров состоялось освящение храма во имя св. благоверного князя Александра Невского.
По красоте новосозданный храм Миасского завода занял одно из первых мест среди церквей Оренбургской епархии. В фондах Миасского краеведческого музея хранится единственное фото этого замечательного храма, выполненное в 1938 г., за год до его разрушения.К сожалению, недолго он украшал город. После Октябрьской революции новая власть стремилась уничтожить духовные центры всех религиозных конфессий. В городском архиве Миасса хранятся «Документальные материалы по делам религиозных культов». Самый ранний документ относится к 1923 г. 25 октября этого года был подписан договор между верующими Александро-Невской церкви и Златоустовским Советом рабочих и крестьянских депутатов. Он может служить неплохим историческим источником, дающим представление об устройстве церкви: храм каменный, холодный, с 17-ю окнами и решетками; полы чугунные; у церкви — пять глав, покрытых жестью, кресты на главах железные, гладкие; «наружная поверхность штукатуренная, кирпичная, паперть закрытая». Храм перестраивался в 1896 г., а последний раз ремонтировался в 1913. Ограда состояла из железной решетки в каменных столбах. В 1876 г. сооружена кирпичная колокольня с семью медными колоколами. Все они имели свое назначение: 2 благовестных, 1 повседневный, 1 малый и 3 зазвонных. В храме находились 103 деревянные иконы, в т. ч. 33 главные.Александро-Невский храм, дважды прошедший регистрацию в 1925 и 1930 гг., фактически был закрыт на основании постановления горсовета от 7 апреля 1932 г. за неуплату налогов и ренты в сумме 8935 руб. 71 коп., но вскоре был возвращен верующим. Богослужения в нем возобновились в феврале 1933 г.
Очевидно, величественный и богатый храм не давал покоя власти. В ноябре 1937 г. органами НКВД была «раскрыта» в Златоустовском районе группа церковнослужителей, которая якобы занималась подготовкой вооруженного восстания. Среди арестованных был и протоиерей Александро-Невского храма Коптягин Глеб Данилович и священнослужитель Баев Владимир Васильевич. Вместе с ними арестовали и всех членов церковного совета во главе с председателем Вялковым. Договор о передаче здания стал недействительным.
В списке верующих Александровской общины, составленном в 1930 г. и насчитывавшем 565 человек, много известных фамилий, среди них есть имена и коренных жителей города. В это время в Миассе было довольно много неграмотных; они ставили крестик под документом, либо за них подписывались другие. Возраст верующих от 45 до 74 лет, то есть это те люди, мировоззрение которых закладывались еще до 1917 г.Решение о закрытии Александро-Невской церкви было принято на заседании президиума Челябинского областного исполнительного комитета. Основание для закрытия храма звучало следующим образом: «Ввиду того, что со стороны Исполоргана верующих так называемого «ново-обновленческого» течения подано заявление об отказе пользования переданной им частью молитвенного здания …договор юридически утратил свою законную силу».
После закрытия храма приступили к его физическому уничтожению. Из трех храмов разрушили два. С Петропавловским храмом расправились достаточно быстро, а над Александро-Невским пришлось потрудиться: его взрывали кусками — такая крепкая у него была кладка. Очевидно, эти трагические события произошли до 1 апреля 1939 г.: в этот день миасский райисполком подал сведения о молитвенных зданиях. На документе стоит штамп «секретно». Из сводки становится известно, что две православные церкви из трех сломаны, оба старообрядческих храма отданы под учреждения культуры, а в мечети расположилась школа.
На месте красивейшей церкви построили здание автомеханического техникума. Позже учебное заведение переехало в центр города, а в обветшавшем здании расположилось общежитие. Сейчас лишь экспонаты краеведческого музея хранят память об уникальном украшении Миасса. В постоянной экспозиции музея можно увидеть, как выглядел один из лучших храмов на Южном Урале, который некогда был центром всей жизни в городе.Автор: Н. Н. Чухарева.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?