Сохранились документы, свидетельствующие о том, что автором проекта был И. Баптист, ему помогал М. Томашевский, а после смерти И. Баптиста работу закончил мастер А. Пирятинский, плотничьи работы выполнил «тесельский мастер» Д. Ворона. Образцом послужил построенный незадолго до этого И. Баптистом собор Троицкого монастыря в Чернигове. В 1728 г. обрушился центральный купол сооружения, а в 1736 г. оно пострадало от пожара. При восстановлении в 1754 г. изменился облик памятника: уменьшилось количество куполов (5 вместо 7), появился лепной декор. Здание каменное, прямоугольное в плане, трехнефное, шестистолпное, пятиглавое; из общего объема выступает граненая апсида; угловые башни и трансепт отмечены на фасадах ризалитами. Фасады разделены широким карнизом, оформлены ионическими пилястрами, завершены живописными фронтонами, характерными для гражданских зданий. Особый интеинтерьере тематикой.
Лепной декор, имеющий барельефный характер. Композиции исполнены подчеркнуто реалистично. В интерьере сочетаются глубинный и высотный принципы раскрытия пространства. Благодаря делению боковых нефов на два яруса особое значение приобретает центральный неф. Своеобразный характер придает интерьеру лепка; вертикальное движение подчеркивают ионические каннелированные пилястры.
Памятник — одно из лучших произведений украинского барокко, где творческая переработка традиций древнерусского зодчества XI-XII вв. сочетается с достижениями барочно-ренессансной архитектуры Западной Европы.
Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 3, стр. 290-292, издательство «Будивэльнык», 1983-1986 год
В плане трехнефный, с шестью опорными столбами; боковые апсиды прямоугольные, а центральная – граненая, пятистенная и сильно выступает. Длина собора по оси восток -запад 40 м; высота интерьера до зенита главного купола 28 м. Главный поперечный неф и притвор отмечены на фасадах ризалитами (длина 1,5 м). Храм венчали семь куполов: пять над трехнефным объемом и два над угловыми помещениями притвора. В 1754 г. восстановили только центральный купол, а также боковые восточные и два над притвором.
Фасады оформлены широким карнизом, членящим здание на уровне хор на две части, и двухъярусными пилястрами ионического ордера. Порталы и окна украшены в 1754 г. сочным растительным и геометрическим орнаментом с головками ангелочков. В интерьере гармонично объединены глубинное и высотное раскрытие внутреннего пространства. Стены, как и на фасадах, оформлены пилястрами и лепными орнаментами. В структуре сооружения гармонично соединились традиции древнерусского зодчества (трехнефный план) с особенностями архитектуры украинского барокко (любовь к горизонтальным членениям, орнаментальным украшениям и грушевидным ярусным верхам). Собор является одним из лучших произведений украинского барокко.
Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: Искусство, 1982 г.
Одним из документов, прямо указывающим на наличие архитектурного чертежа проекта, является письмо гетмана Самойловича от 12 января 1684 г. к игумену Мгарского монастыря Русановичу по поводу строительства главного собора этого монастыря. В письме идет подробный рассказ о том, что «немецкий майстер» Иван Баптист показывал гетману чертежи Черниговского собора, по которым он рекомендовал построить и Мгарский собор. «Показывал нам оный тут абрис Чернеговское пасторское церкви… Прето ваше превелебност, там з ним майстром и о абрисе помыслите извол и який том мере будет ваш вымысл, о том нам дайте знати» (Модзалевский В. Будування церков у Лубенському Мгарському монастирі в 1682-1701 р.р. «Наше минуле», № 3, 1918). (Цитуємо за: Цапенко М. «Архитектура Левобережной Украины XVII – XVIII веков». – М.: 1967 г., с. 43–44).
Выше было приведено письмо гетмана Самойловича к игумену Мгарского монастыря Русиновичу от 12 января 1684 г., где сказано: «… залецил нам наш полковник Черниговский… майстра немецкое породы на имя Ивана Баптисту, которого для поправы церкви пастырское до Чернигова з Литвы затягнено…», и далее: «…показывал нам оный тут абрис Черниговское пастырское церкви». Итак, Иван Баптист был из Литвы приглашен в Чернигов для церковного строительства. Что именно он строил здесь, мы не знаем, однако можно предположить, что это был Троицкий собор. Такое предположение подтверждается тем, что Мгарский собор, который строил этот мастер, являлся несколько уменьшенным вариантом Троицкого Черниговского собора.
Главный собор Мгарского монастыря (1692 г.) был построен почти одновременно с Троицким собором, при тех же самых влиятельных патронах. Объемно-плановая структура этого здания идентична вышерассмотренным, и лишь в некоторых деталях имеется различие. Роль этого памятника в истории украинской архитектуры возрастает еще и потому, что сохранились документы, более или менее полно освещающие его строительство (Суммирующие материалы приведены в статье В. Модзелевского «Будування церков у Лубенському Мгарському монастрі в 1682-1701 г.г.». «Наше минуле», № 3, 1918).
Иван Баптист умер, не достроив собор. При нем каменные работы были выполнены только наполовину. Его строительная деятельность в Мгарском монастыре была неудачной: построенный под его руководством Троицкий собор частично обрушился вскоре после окончания работ, а кирпичный свод собора рухнул в 1728 г.
Строительство собора было завершено народным мастером Афанасием Пиратинским (очевидно, уроженцем Пирятина), а плотничьи работы вел «тесельский майстер» Демьян Ворона. И при жизни Иван Баптист не был единственным строителем здания. Подмастером при нем состоял Мартын Томашевский, судя по фамилии, также украинец.
Мгарский собор горел в 1734 и в 1755 гг., после чего переделывался. Поэтому не ясен вопрос о первоначальном завершении памятника. Согласно договору на его строительство, здание должно было иметь «среднюю баню-матицу с полубанком наверху той матицы». Всего должно было быть три купола, расположенных по прямой с востока на запад. Но при описании последствий пожара 1775 г. указывается, что сгорело семь куполов этого здания, но не говорится об их расположении. А с того момента, как этот памятник начал привлекать внимание исследователей, на нем было пять куполов, расположенных по московскому образцу, т. е. один в центре, а четыре на углах здания.
По договору 1682 г. размеры мгарского памятника должны быть следующими: длина 57 локтей (19 саж. или 40,7 м); ширина 37 локтей (12 саж. и 1 аршин, или 26,6 м); высота без креста – 63 локтя (21 сажень, или 44 м), при ширине фундаментов – 5 локтей (1,67 сажени, или 3,5 м) (Каманин И. Договоры на сооружение церквей в Малороссии в XVII в, Кпев, 1912, стр. 11).
По данным обмеров с натуры ЦГРМ УССР в 1956-1957 г.г. длина, ширина и высота (в наибольших параметрах) соответственно – 40.6, 27, 36 м. Как видим, заданная длина и ширина здания практически совпадают с натурой, но по высоте Баптист отклонился на целых восемь метров. Очевидно, свести своды точно на заданной высоте не всегда удавалось.
Если планы Троицкого Черниговского и Мгарского соборов почти одинаковы, то иное впечатление оставляет сравнение их интерьеров. В пропорциях интерьера Мгарского собора от принципа базиликальности по сути дела ничего не осталось. Боковые нефы малозаметны, тем более что они двухъярусные, а не трехъярусные, как в Черниговском соборе. Правый и левый приделы алтаря двухэтажные и, видимо, отсюда этот прием заимствован для устройства алтарной части в более позднем Нежинском Благовещенском соборе.
Пропорциональное решение и общая композиция наружных объемов Троицкого и Мгарского соборов имеет много общего, за исключением количества куполов и их композиции. Надо заметить, что верхи всех черниговских памятников при большом разнообразии отличаются какой-то особой упругостью форм. Таковы купола Троицкого и Елецкого монастырей и других памятников. Этого нет в «полубанках по верху матиц» Мгарского собора. Фонарь с маковкой по верху основного купола довольно суховат. Зато в Мгарском соборе на всех фасадах, за исключением восточного, возведены живописные фронтоны, характерные не в меньшею степени и для гражданских зданий.
Но самой главной достопримечательностью Мгарского собора являются его лепные украшения. Эта лепка носит барельефный характер. Лепные композиции даже внутри собора не связаны с религиозной тематикой) и выражают тему изобилия и плодородия. Лепные изображения крылатых фигур, несущих корзины с плодами и цветами, исполнены подчеркнуто реалистично. Эти украшения кажутся особенно выразительными потому, что они компонуются прямо на гладкой поверхности стены. От этого выигрывает также и выразительность плоскости, она кажется более монолитной.
Лепные украшения Мгарского собора размещены наиболее эффектно – в виде обрамлений оконных и дверных проемов и на фронтонах. Лепщики здесь не всегда считаются с архитектурными элементами. Например, фигуры летящих «слав», не поместившись на плоскости стены, располагаются частично и на плоскости выступающего пилястра (западный фасад). Лепнина Мгарского собора отличается уверенным, красивым рисунком орнаментальных мотивов. Как наружная, так и внутренняя лепка носит светский характер в отличие от более поздних, канонических сюжетных изображений воронежской церкви. На фасадах изображены большей частью отвлеченные декоративные мотивы, а внутри – гирлянды цветов, фруктов и плодов местного происхождения, сивмолизирующие тему изобилия.
Цапенко М. «Архитектура левобережной Украины XVII–XVIII веков». – М.: 1967 г., перевод с украинского
Героическая эпоха XVI-XVIII в.в., связанная с борьбой украинского народа за освобождение Украины из-под гнета Речи Посполитой, стала мощным фактором, обусловившим невиданный расцвет национальной культуры в разных ее видах. Этот подъем был прерван синодальным указом 1801 г. о запрещении строительства церквей в украинском стиле. Но украинское барокко осталось уникальным явлением в зодчестве.
Среди лучших сооружений этого времени — Спасо-Преображенский собор (1684–692 г.г.) Мгарского монастыря под Лубнами на Полтавщине. Его основание в 1619 г., как и ряда других монастырей Левобережья, связано с именем Раины Вишневецкой. Однако, первые деревянные постройки не сохранились.
Основателем каменного Преображенского собора был гетман Самойлович, при активном участии игумена монастыря Макария Русиновича (В. Модзалевский «Строительство церквей в Лубенском Мгарском монастыре в 1682–1701 г.г. // Наше прошлое». – К., 1918. – № 3). В летописи Мгарского монастыря читаем: «Году же божия 1684, месяца апреля 23 дня, в день святого великомученика Христова Георгия… начаша фундамента копать выше чуть-чуть старые деревянные церкви и основания… во славу великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в честь его имени храм Преображения» (Лазаревский А. «Отрывки из летописи Мгарского монастыря 1682-1775 г.г. //Киевская старина». –1889. –Т. 25).
Автором сооружения был Й. Баптист, умерший, не достроив собор. Завершили строительство Афанасий Пириятинский и Демьян Ворон. Достраивался собор на средства гетмана И. Мазепы, освященный в 1692 г. митрополитом Киевским Варлаамом Ясинским.
Стены первобытного собора с большими нерасчлененными гладкими плоскостями производили монументальное впечатление и только в интерьере поднимался вверх величественный иконостас – главное украшение храма. Первый иконостас для каменного собора был вырезан мастером Степаном Мутяницей в 1685–1689 г.г., расписан и позолочен обывателем Лубеном Иосифом Ивановичем. Но во время пожара, произошедшего в монастыре в апреле 1736 г., «сгорели «Спас весь Деисус», (иконостас) «кресты великой церкви и леса».
Согласно новым вкусам 30-40-х г.г. XVIII ст. фасады и интерьеры собора были украшены орнаментальными лепными декоративными композициями. Для усиления художественной выразительности внутреннего убранства интерьер был украшен портретами именитых ктиторов и выдающихся святителей монастыря: «Стены и своды храма не расписаны, но зато первые украшены богатыми портретными изображениями лиц, особенно памятных для Лубенской обители. Таковыми являются:
1. Портрет святителя Афанасия во весь рост, написанный в Москве во время его там пребывания. Скончавшегося в Мгарской обители в 1651 г. на возвратном пути из Москвы в Константинополь («Историко-статистический очерк Лубенского Мгарского Преображенского монастыря». – Одесса, 1904 г.). «По открытию мощей святителя (1662 г.) портрет сей был прислан из Москвы киевскому митрополиту (вероятно, Сильвестру Коссову), а им передан в обитель». (А. Грановский «Полтавская епархия в ее прошлом и настоящем». – Полтава, 1901. – Вып. 1). «Прах Св. Афанасия покоится на левой стороне храма, между поддерживающими купол двумя столбами, под балдахином, в раке. Рака из серебра, выполненная в 1819 г., мастером И.Р. Сербиновским, веса в ней: 4 п., 10 ф. серебра» (П. Мусиенко «Из далекого прошлого // Искусство». – 1962. – № 1).
2. Портрет жениха Константинопольского патриарха Серафима Анина (в. 1779), писаный в Лубнах в то время после его смерти (Историко-статистический очерк…). «Серафим (Анин) погребен возле места, на котором покоятся мощи Св.Афанасия». В статье В. Пархоменко «Патриарх Константинопольский Серафим II, умерший и погребенный в Лубенском Спасо-Преображенском монастыре» размещена репродукция из портрета Серафима (Анина). О портрете пишут: «… сохранившийся портрет позднего происхождения, более старый портрет, бывший ранее в Лубенском монастыре и уже значительно пострадавший от времени, хранится в настоящее время в Полтавском епархиальном древлехранилище, с этого портрета и сделан снимок».
3. Портрет Иосифа Нелюбовича-Тукальского митрополита Киевского (в. 1676) – над местом, где покоится и прах сего «страдальца веры и отчизны» «Тело его находится с левой стороны в стенном затворе». «Настенный портрет его во весь рост, украшал интерьер собора» (В. Модзалевский Указ.труд). На этом же выпуске Полтавского церковного историко-археологического комитета в статье «Церковный отдел выставки Четырнадцатого археологического съезда в Чернигове 1908 г.» на с. 64 читаем: «В отделе портретной живописи более редкими оказались портреты Афанасия, святителя Лубенского и Иосифа Нелюбовича-Тукальского, – оба лицевые подлинники XVII века».
4. Перетрет Иосифа Горленко (1705-1754), как первого архимандрита (Историко-статистический очерк…). Иоасаф Горленко «в 1737 г. архиепископом P. Заборовским назначен в игумены Свято-Преображенского Мгарского, под Лубнами. В 1742 году собрал необходимые средства на восстановление погорелого монастыря и разрушенного собора. В 1908 году был причислен к лику святых».
5. Портрет принца Гессен-Гомбургского с надписью вокруг: «Высокоучрежденный Генералъ Фельцейхмейстеръ Священный Князь Людвигъ Дантъ, Графъ Гессенъ-Гомбургский, Святые обители Мгарские, по разорению ее чрезъ огонь остались в год».
Новый четырехъярусный иконостас, просуществовавший до начала XX в., резанный Сысоем Шалматовым в 1762-1765 г.г. «Завершался скульптурной группой на библейскую тему — Создание мира» (В. Модзалевский Указ. Труд).
Сысой Зотович Шалматов родом из г. Осташков. В 1750 г. в Курске он открывает свою сницерскую мастерскую. Выполнял заказ для собора Крестовоздвиженского монастыря в Полтаве (1772 г.), Успенской церкви в Ахтырке (1728-1738 гг.), Покровской церкви в Ромнах в 1768–1777 г.г. (Мусиенко П. Указ. Труд). «В 1765 году иконописцем Иваном Павловичем Косачинским был иконостас расписан». Об этом читаем в Подворье Лубенского Мгарского монастыря на Подоле с 30.05. 1693 по 15.06.1776 г.г. (ДОМК. – Ф. 1. – Оп. 2. – Спр. 13 (на 12 л.) 1665 – 1776 г.г.).
Этот иконостас можно считать достопримечательностью искусства. Пышной стеной с зеленым фоном плоскостей, с резными позолоченными архитектурными элементами и барочными картушами. Иконостас поднимался вверх, занимая всю ширину храма, а по высоте достигая почти 17 м. В нем соединилась гармония вертикальных линий, резных колонок и рам резного накладного орнамента вокруг больших икон и малых – резных из цельных досок.
Иконостас собора был ярким примером органического синтеза живописи и декоративной резьбы, воспринимаемой как единственное высокохудожественное произведение. В нем отчетливо прослеживается ордер, без которого обходились творцы ранних казацких соборов. Колонки, пилястры, тяги, карнизы и другие элементы европейской архитектуры отмечают гетманские храмы, исполненные пафосом утверждения новой государственности, духом сильной власти.
В иконах мгарского иконостаса прослеживается сочетание двух стилевых тенденций: сохранение традиционной иконографической схемы и западноевропейской трактовки – это было характерно для украинской живописи XVII-XVIII в.в. Иконы носят самобытный и оригинальный характер, особенно проявившийся в живописи патриаршего и апостольского рядов, где патриархи и апостолы имеют портретное сходство с ктиторами и святителями монастыря, а одежда некоторых апостолов смахивает на одежду богатой казацкой старшины («История украинского искусства». – К., 1968. – Т. 3; Логвин Г. «По Украине». – К., 1968).
Дошедшие до начала XX века современники и искусствоведы среди лучших барочных иконостасов Чернигова, Киева, Ромен, Нежина, Полтавы называли и иконостас Спасо-Преображенского собора Мгарского монастыря. О красоте иконостаса свидетельствуют несколько литературных источников. Вот некоторые из этих свидетельств: «… К вечерне мы ездили в Мгарский монастырь. Прекрасный храм, с его чудным старинным иконостасом, с портретами малорусских святителей Иосифа Нелюбовича-Тукальского и предка моего Иосафа, очень полюбился историку» (М.Костомаров, примечание составителя). «Иконостас старинный с богатой резьбой, обновленный, впрочем, в настоятельство архимандрита Мелетия (1826–1838 г.г.), причем переменены в нем наместные и другие иконы» (Историко-статистический очерк…). А. Грановский пишет в статье за 1901 г., что «иконостас зеленый с золотом» (А. Грановский Указ. Труд).
Современники отмечали пышное и ценное украшение иконостаса, его царские врата. О них читаем в «Описании ценностей» за 1904 г.: «Большие врата при главном Преображенском престоле сделаны из красной меди и позлащены, а по местам покрыты накладными серебряными украшениями. Веса в них: серебра – 1 пуд 19 фунтов, меды – 6 пудов, 12 фунтов» (Историко-статистический очерк…).
Творения украинских мастеров времен возрождения хранились в храме монастыря до 30-х г.г. XX ст. почти без изменений, и только иконы наместного ряда заменены в 30-е г.г. XIX ст. согласно каноническим требованиям, именно тогда они украшены пышными ризами, а некоторые иконы были просто «обновлены».
До сих пор сохранилась первоначальная икона «Рождество Богородицы» в деревянной резной раме из цельного дерева, выполненная в 1765 г. по «собственным абрисам» резчиком Сысоем Шалматовым, расписанная иконописцем И. Косачинским. Икона размещалась в праздничном ряду над иконой «Богоматери», дважды экспонировалась на выставках в Москве и в Русском музее Киева. В 1970 г. была реставрирована в Государственной научно-исследовательской реставрационной мастерской. Находится в постоянной экспозиции Национального музея изобразительного искусства.
Н. Косенко, Н. Шепитько «По истории украинской реставрации». – К.: «Украиноведение», 1996 г., перевод с украинского.