Каменный храм в Межириче трехпрестольный. Главный престол Троицкий, придельный южный – Михаила Архангела и северный – св. апостолов Петра и Павла. Храм вместительный, построен в половине XV ст. князем Иваном Васильевичем Острожским, внутри расписан иконной живописью по образцу Киевского Владимирского собора. Есть чтимая икона Пресвятой Богородицы, отпусты бывают в неделю Всех Святых и 29 июня. Прихожан 1960 душ.
Причт: священник, псаломщик и просфорня. Дом священника находится в нижнем этаже северного крыла двухэтажного каменного здания, построенного в XVII ст., правое крыло которого пустует, надворные постройки прочные; дом псаломщика находится в ¼ версты от церкви, дом и надворные постройки хорошие. В пользовании священника имеются три сада и огород, а в пользовании псаломщика небольшой садик и огород.
Земли в приходе 67 дес., в 10 кусках, расположена в 2 – 8 саж. от дома; в Межириче 33 дес.: усадебной 3 дес., пахотной 22 дес., сенокосной 6 дес. и под лесом 2 дес. Приписные деревни: Завидов, Бор и Гремячи в 2 – 7 верстах. В приходе имеется церковно-приходская школа, здание новое.
Приписное село Лючин в 3 верстах. В селе церковь Покрова Пресвятой Богородицы; богослужения совершаются в третье воскресенье и всенощная накануне праздников: Рождества Христова, Нового года, Крещения Господня и св. Троицы, а литургии бывают на вторые дни этих праздников. Земли при церкви 34 дес.: усадебной 1 дес., пахотной 21 дес., сенокосной 6 дес. и остальная – под лесом. В селе имеется церковно-приходская школа.
«Справочная книга о приходах и монастырях Волынской епархии» К. В. Переверзев, Житомир. Электрическая типография М. Дененмана, 1914 г.
Каменный собор во имя Святой Троицы строился в середине ХV века — как предполагают историки, примерно в одно время с Богоявленским собором Острога. Возможно, и проекты их принадлежат одному и тому же зодчему. Во всяком случае, стилистическая близость этих церквей очевидна. Киевская исследовательница О. М. Годованюк полагает, что образцом для обоих храмов мог послужить Спасо-Преображенский собор Чернигова — памятник архитектуры ХI столетия.
Характерно, что князья Острожские (а именно они выступали заказчиками Богоявленского и Троицкого храмов) ориентировались именно на черниговский собор, не соблазняясь западными влияниями. Массивные, величественные церкви Острога и Межирича, возведённые в русско-византийском стиле, стали символом Православия на земле Западной Украины, веками подвергавшейся ополячиванию и окатоличиванию. Другие же исследователи, видят в Троицком соборе олицетворение переходного звена между зодчеством Руси ХI-ХIII вв. и украинской архитектуры ХVI-ХVII вв: планировка храма и расстановка глав унаследованы от древнерусской эпохи, а готические контрфорсы и форма окон заимствованы из оборонительной архитектуры, здания которых строились тогда повсеместно на территории Западной Украины и Белоруссии. В стиле готики в нач. ХVII были переделаны своды в притворе и апсидах (своды апсид украсили также резьбой в стиле ренессанса); тогда же появились парапеты между главами (ампирные окна в парапетах выполнены в ХIХ в).
Здесь стоит сказать, что ещё в 1606 году по приказу представителя рода Острожских, Януша, начались работы по переустройству монастыря и церкви во францисканский монастырь. С севера и юга к храму были пристроены (1610 — 1612-е гг.) два двухэтажных корпуса с кельями. В их внешних углах выросли круглые трёхъярусные башни с бойницами и конусообразными крышами, которые дают ещё больше сходства с замком. Вполне возможно, что реконструкцию проводил известный военный инженер и архитектор Павел Гроздицкий (ум. в 1645), который в начале ХVII в. строил во Львове Королевский арсенал.
Строительство Свято-Троицкого собора велось из местных материалов (близ Межирича издавна разрабытывались залежи глины и песчаника) и длилось около семи лет. Следует отметить, что архитектор, работая над проектом соборного храма, вынужден был считаться с уже сложившейся застройкой Межирича. Поэтому церковь ориентирована алтарём не строго на восток, а на северо-восток. Можно предположить, что вскоре после окончания строительства Троицкий собор изнутри украсили настенными росписями. На южной его стене удалось уже в наши дни расчистить старинную фреску с изображением ангела. Точное время её создания пока установить не удалось, но очевидно, что создавалась она в докатолический период истории Свято-Троицкого храма. Что происходило с росписями в тот период, когда в Межиричском монастыре хозяйствовали францисканцы, неизвестно. Но к православным он перешёл без фресок.
В 1866 году францисканский монастырь реорганизовали, а его костёл снова стал православной церковью — приходской. В начале ХХ в. собор капитально отремонтировали и в 1900-м году коллектив художников под руководством художника В. Ермакова расписал храм в новом, очень популярном тогда, «васнецовском» стиле. Незадолго до того художники Виктор Васнецов и Михаил Нестеров выполнили росписи Владимирского собора в Киеве, послужившие образцом для украшения многих храмов России и Украины. В боковых нефах храма в 1868 и 1869 гг. были освящены соответственно два престола: правый — св. Архангела Михаила, левый — св. ап. Петра и Павла. В интерьере сохранился старинный резной иконостас и киоты.
Во время перестройки 1606-1610 гг. на храме были надстроены оборонные галереи, в наружных стенах которых были ключевидные бойницы для огнестрельного оружия, в нартексе, западной и алтарной части храма сделали готические нервюрные своды, украшенные ренессансной орнаментальной резьбой. Конусообразные башни и фасады келий декорированы орнаментом — плетёнкой, выполненным в технике сграффито. Перед входом в собор стоит обратить на ключевидные бойницы под крышей — храм служил донжоном, а всего межиричский монастырь имел две внешние линии обороны. Свято-Троицкий собор — это трёхнефная, трёхапсидная, шестистолпная, пятикупольная постройка. Апсиды значительно ниже трёхнефного объёма, который слегка вытянут в плане по оси восток-запад. Опроные столбы квадратного сечения, восточная пара соединена со стенками разделяющими апсиды. Фасады по оси опорных столбов имеют контрфорсы, а западный, кроме того в завершении -декоративную аркатуру на каменных кронштейнах, над которым проходит пояс плоских ниш с парными арочными перемычками.
В настоящее время Троицкий собор монастыря имеет правый придел в честь Архистратига Михаила и всех сил бесплотных, левый — в честь св. ап. Петра и Павла. Главная святыня — чудотворная Межиричская икона Божией Матери, именуемая «Жизнеподательница», подаренная в 1582 г. монастырю князем Иваном Васильевичем Острожским. Она находится в Свято-Троицком соборе и празднуется во вторник 6-й недели после Пасхи.
Из журнала: «Православные Монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №86, ООО «Де Агостини», 2010
Межирицкий Свято-Троицкий монастырь — комплекс монастырских строений XVI-XVII в.в. в селе Межирич на Волыни. По своей планировке, композиции, соединению светских, культовых и оборонительных особенностей, ренессансному декору принадлежит к выдающимся архитектурным памятникам Украины.
Находится в ведении Ровенской и Острожской епархии в селе Межирич Острожского района. Согласно легенде, здесь, в трёх километрах от Острога Ровенской области, был православный монастырь, уничтоженный в 1241 г. татарами.
В 1386 г. великий князь Литовский Витовт грамотой подтвердил право князя Федора Острожского на Межирич. Именно Фёдор Острожский был в те времена владельцем местного небольшого деревянного замка, впоследствии сожжёного татарами.
Потомок Фёдора князь Василий Острожский (Красный) возвёл на месте деревянного замка каменные замковые стены полутораметровой толщины, а его сын Иван Острожский строит деревянную Троицкую церковь.
Но во времена непрерывных татарских набегов на земли Великого княжества Литовского деревянные постройки не могли рассчитывать на долгую жизнь. Простояв всего несколько лет, церковь была сожжена во время одного из набегов. Но Острожские не оставили Межиричи без храма: уже в середине XV в. здесь начинается строительство каменной церкви, которая и сохранилась до наших дней. На время их возведения Троицкая и Богоявленская церкви (последняя находится в Остроге) были самыми большими каменными храмами Волыни. Чтобы враг не смог снова разорить славянскую святыню, князья приказали укрепить Межерич высокими земляными валами. Их следы до сих пор заметны вокруг комплекса: изначально длина валов превышала два километра.
По инвентарной описи 1571 г. известно, что тогдашняя крепость имела каменные стены, покрытые зубцами-мерлонами. По внутренней стороны стен шла деревянная оборонительная галерея. Рядом располагались каменная башня-колокольня и деревянный мост. А где укрепленный замок, там жизнь идет спокойно и более живо, развиваются ремесла и торговля. В 1605 г. Межирич получил Магдебургское право, и мещане официально получают королевское разрешение построить ратушу, лавки и баню, а также устраивать ярмарки дважды в год и торги по воскресеньям. И всё это благодаря монастырю, который в начале XVII в. перешёл к католикам.
С именем последнего представителя рода Острожских, Януша, краковского каштеляна, принявший католичество, связан важный этап в развитии Межерич. В 1612 г. по его приказу начались работы по переустройству замка и церкви во францисканский монастырь. С севера и юга к церкви были пристроены два двухэтажных корпуса с кельями. В их внешних углах выросли круглые трехъярусные башни с бойницами и конусообразными крышами, которые дают ещё больше сходства с замком. Вполне возможно, что реконструкцию проводил известный архитектор Павел Гроздицкий (ум. 1645 г.), который в то время строил во Львове королевский арсенал. В 1648 г. в Межериче останавливался Богдан Хмельницкий. Казаки почти дотла разрушила город: по описанию 1708 г. здесь зафиксировано разрушение земляных валов, а от панской резиденции осталось только два камина. Но монастырь сохранился.
Позже Межирич переходил от одних владетелей к другим, все больше нищая. В 1820 г. в монастыре вспыхнул пожар, сгорела монастырская библиотека, которая насчитывала более 1900 томов. В 1866 году францисканский монастырь реорганизовали, а его костёл снова стал православной церковью — приходской.
В начале ХХ в. собор капитально отремонтировали и по-новому расписали под руководством художника В. Ермакова. В архитектуре церкви заметно продолжение древнерусских традиций, но также налицо иной характер пропорций, приспособление церкви к оборонительным задачам.
В 1930-е г.г. монастырь закрыли. Вновь открыт в 1991 г., при нём стало работать Духовно-пастырское училище.
В настоящее время Троицкий собор монастыря имеет правый придел в честь Архистратига Михаила и всех Небесных сил бесплотных, левый — в честь свв. апп. Петра и Павла. В братском корпусе в 1993 г. находится зимний храм иконы Божией Матери «Воспитание».
Монастырь имеет 4 га земли и небольшое хозяйство. Периодически проводятся реставрационные работы.
Главная святыня — чудотворная Межиричская икона Божией Матери, именуемая «Жизнеподательница», подаренная в 1582 г. монастырю князем Иваном Васильевичем Острожским. Она находится в Троицком соборе и празднуется во вторник 6-й недели после Пасхи.
Также чтятся чудотворная икона прп. Антония Великого, икона с частицей мощей прпп. Киево-Печерских. В этом же соборе находится ковчежец с частицами мощей Киево-Печерских святых, в Ближних пещерах почивающих.
Праздник иконы Божией Матери совершается 18 марта. Богослужение в монастыре совершается ежедневно по монастырскому уставу. Монастырь находится в 38 км к юго-востоку от Ровно, в 3 км к юго-западу от Острога.
Межирицкий Свято-Троицкий монастырь