Межигорье, урочище. Межигорский Спасо-Преображенский монастырь.

Межигорский мужской монастырь в честь Преображения Господня в с. Новых Петровцах Бориспольской епархии
Изредка Межигорским называется Междугорский Иоанно-Предтеченский монастырь в близ Тобольска. Расположен в селе Новые Петровцы. До разорения XX века монастырь находился в урочище Межигорье, невдалеке от Днепра в глубокой прибрежной долине, в 14 км на север от Киевской Оболони и 2 км на север от Вышгорода.
Межигорская обитель вела свою историю от одного из древнейших монастырей на Руси. Существует предание, согласно которому обитель была основана монахами прибывшими из Царьграда вместе со святителем Михаилом в конце X века. Этот монастырь разместился на горе и именовался обителью «Белого Спаса.» В середине XII века благоверный князь Андрей Боголюбский перевел монастырь в уединенную долину Межигорье, окруженную с трех сторон лесом и горами, и построил в тут каменный храм в честь Преображения Господня. Нашествие Батыя и набеги крымских татар привели монастырь в запустение. Известно что в конце XIV века монастырь был восстановлен.
К началу XVI века обитель была богата, владела обширными имениями и угодьями, находилась под защитой Польских королей и под покровительством магнатов, проживающих на Волыни и в Киевской области. Затем началась борьба православной Малороссии с насаждаемой поляками унией, страшные казацкие войны разыгрываются во всей степи. В 1592 году казаки ворвались в Межигорский монастырь, убили игумена, избили братию, ограбили келии, сорвали и втоптали в грязь хранившиеся в монастырской церкви универсалы королей польских и жалованные грамоты усердных жертвователей. Затем, после бесплодной борьбы со стороны православных, уния восторжествовала в этом краю и Межигорская обитель претерпела крайнее разорение и поношение.
Только после того, как цари Московские приняли Малороссию под свою «высокую руку», стала оправляться и Межигорская обитель. Вновь потекли сюда пожертвования, стали стекаться иноки и богомольцы и слава монастыря стала быстро возрастать. Выявлялась особая связь монастыря с военными людьми и казаками: например, в 1655 году здесь принял постриг решивший отойти от военной службы будущий патриарх всея Руси Иоаким.
Когда в 1672 году запорожцы отправили в Москву посольство для переговоров о принятии ими подданства России, они одновременно послали своих выборных и в Межигорский монастырь, предлагая настоятелем его считать обитель войсковою обителью войска запорожского с тем, чтобы монастырь посылал постоянно своих священноиноков в Сечевую церковь, и принял в своё заведование войсковой госпиталь, для содержания в нём нищих, калек и увеченных, из числа запорожцев, на счёт самой Сечи. За это Сечь обязывалась быть постоянным приходом («парафией») Межигорской обители и ктитором монастыря. Соглашение состоялось; госпиталь немедленно был устроен в Межигории и с этого времени запорожцы до самого упразднения Сечи принимали у себя духовенство только из Межигорской обители.
Между Сечею и Межигорьем устанавливается неразрывная связь. Монастырь стал религиозным центром казачества в этих краях, местом молитв «за грешную душу казацкую, переполненную прегрешениями в бесплодной отваге и широкой воле, чуждых остальному населению.» Каждый казак считал своим долгом хоть раз в жизни поклониться Спасу Межигорскому. 1670-1700 годы были для Межигорья временем наибольшей славы, а вместе с тем – и временем наибольших вложений в него. Акты, которыми поклонники закрепляли за ним свои приношения, передают благоговение казачества к монастырю. Многие запорожцы, покидая свою разгульную жизнь, приходили сюда начинать новую жизнь в монашестве. В эту пору расцвета монастырь был перестроен в формах «украинского (мазепинского) барокко.»
При Петре I, во время его опалы на запорожцев, связи монастыря с Сечею пошатнулись и не возобновлялись более в прежнем виде. При этом связь с военными родами сохранялась — здесь, к примеру, в 1725 году принял рясофор происходивший из полковничьей семьи будущий святитель Иоасаф Белгородский. Обитель окончательно пришла в упадок около половины XVIII века. В довершение же всего в 1787 году страшный пожар истребил её до тла. Монастырь был упразднен, а на его месте была открыта фабрика фарфоровых изделий, так как близ Межигорска была открыта фарфоровая и фаянсовая глина. Убыточная фабрика была упразднена через полвека существования, обитель была восстановлена в 1860 году. Однако теперь это был небольшой монастырь, ограниченной в своих скудных средствах и подчинённой ведению Киево-Печерской Лавры. Монастырь оказался снова упразден после пожара, но был восстановлен в 1884 году. В 1888 году митрополит Киевский Платон пожертвовал 15000 рублей на его возобновление. В 1894 году монастырь, ранее всегда бывший мужским, был обращен в женский и подчинен новооснованному Киевскому Покровскому женскому монастырю.
В 1934 году, когда монастырь был снесен, кроме браткого корпуса и хозяйственных заведений, в нем имелись соборный храм в честь Преображения Господня, церковь во имя апостолов Петра и Павла, а также надвратный храм. Ныне на месте исторического монастыря правительственные дачи.
14 июня 2011 года Священный Синод Украинской Православной Церкви благословил открытие Межигорского мужского монастыря невдалеке от исторического места — в селе Новых Петровцах.
http://drevo-info.ru/articles/15287.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?