Монастырь святого Николая Анапафсоса расположен на вершине скалы. Вызывает восхищение форма зданий, повторяющих очертания скального массива. Помещения монастыря из-за недостатка площади выстроены в разных уровнях, что создает ощущение лабиринта. На первом уровне расположена небольшая церквушка, посвященная святому Антонию. Ее небольшой алтарь имеет площадь всего 4 квадратных метра. На втором уровне находится собор святого Николая, украшенный знаменитыми настенными росписями. Он узкий и длинный с низким куполом, без окон, с алтарем, вынужденно развернутым к северу. На третьем уровне находится старая трапезная, маленькая церковь святого Иоанна Предтечи и склеп с черепами монахов. Фрески монастыря единственные в Метеоре и на Афоне, которые имеют подпись автора.
Художник Феофан Стрелидзас, или Батас родился около 1500 года и умер в 1559 году на Крите, в 1527 году он расписал собор святого Николая. После этого им были расписаны соборы монастырей Великой Лавры и Крестоникитинского на Афоне. Художника часто называют самым выдающимся иконописцем критской школы. Название Анапафсос (Успокоитель) объясняют тем, что, вероятно, это была фамилия одного из основателей монастыря Никанора. Другое объяснение связано с месторасположением монастыря и его воздействием на человека.
Монастырь святого Николая Анапавсаса, называемый также Радостным. Время основания монастыря точно неизвестно, предположительно, первые монахи появились на этой скале в XII—XIII веках. Основание монастыря приписывается монаху Никанору, имевшему фамилию Анапавсас, которая и вошла в название монастыря. Впрочем, не исключено, что эпитет Анапавсас (успокоитель) связан с самим монастырём как местом, дающим душевный и физический покой монахам и гостям монастыря. Первые письменное упоминание о монастыре относится к 1392 году. Небольшая площадь скалы, на которой расположен монастырь, вынудила монахов разместить храмы, кельи и подсобные постройки на нескольких уровнях, что создаёт впечатление лабиринта.
У входа в монастырь, в ущелье скалы, находится небольшая церковь святого Симеона. На первом уровне расположена маленькая церковь, посвящённая святому Антонию. Её алтарь имеет площадь всего 4 квадратных метра и может вместить только одного священнослужителя. На втором уровне расположен собор святого Николая — кафоликон монастыря. Собор построен в форме прямоугольника без окон и увенчан низким куполом, при этом притвор собора столь просторный, что создаётся впечатление, что изначально он был построен как монастырский двор. Алтарь вынужденно обращён на север. Стены собора украшены фресками Феофана Стрелидзаса, выдающегося иконописца критской школы. Собор святого Николая был построен около 1527 года на средства митрополита города Ларисы Дионисия и иеромонаха и экзарха Стаги Никанора, о чём свидетельствует надпись, находящаяся над входом в собор. На третьем уровне находятся кельи, старая трапезная, используемая как приемная для почетных посетителей, маленькая церковь святого Иоанна Предтечи и склеп с черепами монахов.
В начале XX века монастырь Святого Николая опустел, его здания постепенно приходили в упадок, а хранившиеся в нём ценные рукописи были перенесены в монастырь Святой Троицы; в 1960-х годах силами министерства археологии Греции монастырь был восстановлен и в настоящее время действует.
Собор Святого Николая
Храм ограниченных размеров имеет неопределенную схему, застроенную по всей площади скалы. Неф четырехугольный, а основной храм имеет крестообразную форму и относится к так называемому «сжатому» типу. Его характерной особенностью является опора купола на невысокие кельи, в случае храма Анапавсаса — на заострённые кельи. Встречается такой тип в маленьких храмах и используется в тех случаях, когда невозможно развернуть полную крестообразную застройку. Известным образцом «сжатого» типа также является монастырь Хора в Константинополе. Самую неопределенную форму имеет святилище, которое на востоке заканчивается низким сводом.
Иконопись храма содержит надпись на восточной стене нефа, над нишей, что ведет в основной храм. Это первая подпись Феофана Стрелитзаса, названного Бафом, также известного как Феофан Критский: «Сей Божественный и всечестной храм иже во святых отца нашего Николая полностью воздвигнут Преосвященным митрополитом Ларисским кир Дионисием, и преподобнейшим во иеромонасех кир Никанором и экзархом Стагонским, и братией. Расписан же он на средства недостойного Киприана, иеродиакона, 12 числа, месяца октября, 1527 года рукой Феофана монаха Критского — Стрелитзаса».
Хотя собор Анапавсаса был первой масштабной работой художника, он все же смог очень удачно решить богатую иконописную программу, помехой этому не стала даже ограниченность пространства. Главная фигура купола — Вседержитель, окруженный поясом, который олицетворяет Небесную Литургию. На самой вершине купола с рукописями в динамических позах изображения пророков Моисея, Аввакума, Иеремии, Михея, Исаии, Давида, Соломона, Ионы, Елисея и Ильи, а в остроконечных треугольниках — четверо евангелистов.
Под сводом храма находится Платитера Влахернити. В полукруге — священнослужители — Великий Василий и Иоанн Креститель. С восточной стороны, рядом со сводом, Иаков и пророк Исаия. Ниже первомученик архидиакон Стефан. На вершине храма — Молитва с Христом. В нижнем поясе восточной стены — пророк Иона во рту кита. Под аркой изображены Воскресение Христово, Снятие с Креста, Пятидесятница, Рождество Христово.
На северной стене храма — Видение Петра Александрийского, Литос, Святой Афанасий Александрийский и Святой Кирилл Александрийский. Исследователи утверждают, что диакон, стоящий на коленях перед Кириллом, похож на живописца храма — иеродиакона Киприана. На южной стене храма изображены святые Григорий Богослов, Иоанн Креститель и Спиридон. На внутренней стороне окна — Жертвоприношение Авраама.
Божественный круг продолжается и в основном храме, правда здесь он обогащён сценами страданий. Под сводом восточной башни расположены — Рождество, Сретение, Распятие и Снятие с Креста. Ниже, справа и слева от святилища, святые Николай и Иоанн Предтеча. В центре купола Благовещение, справа и слева по три мученика.
Под сводом южной башни изображены Крещение, Преполовение Пятидесятницы и Воскрешение Лазаря. Ниже — фигуры Святого Николая Молодого и Христофора. Святой Николай Молодой пришел в Фессалию воином для подавления восстания, но предпочел стать аскетом в монастыре Вунаинис. Его очень почитают в Фессалии. На куполе — Преображение и ниже святые Иаков Персянин, Артемий и Евстафий. На переднем плане южной башни — Архангел, окруженный шестью мучениками.
Под сводом северной башни сцены страданий: Изгнание Пилата, Осмеяние, Бичевание, ниже — святые Нестор и Прокопий. На куполе — Успение Пресвятой Богородицы, справа и слева — святые Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин. На нижнем поясе стены — святые Федор Тирон, Федор Стратилат, Димитрий, Георгий. На переднем плане северной башни — также Архангел с шестью мучениками.
На своде западной башни изображены — Отречение Петра, Совет Архиереев, Тайная вечеря. Ниже святые Константин, Елена и Меркурий. На куполе входа — Моление о чаше и Предательство Иуды. На нижнем поясе, вдоль входа — фигуры Архангелов Гавриила и Михаила.
Соответственно, иконописное богатство присуще также декорации нефа. Восточная стена представляет масштабную композицию Второго Пришествия. Верхний пояс южной стены нефа занимают Сотворение Чуда, Искушение Христа, Исцеление в Вифезде и встреча Иисуса с самаритянкой. В нижней части фигуры монахов: святых Антония, Евфимия, Саввы, Феодосия Киновиарха, Феофания Грапта. Во внутренней части окна южной стены — святые Алексей и Иоанн Каливит.
В верхней, волнообразной части западной стены нефа изображены Успение Святого Николая, Исцеление слепого. Ниже — Богоматерь с Младенцем; на переднем плане свода — пророки Иеремия, Гедеон, Иаков, Моисей, Аарон и Иезекииль. Слева — святой отец Афанасий Метеорский, основатель метеорского монашества. Эти фигуры дополняют основатели монастыря Святого Николая: слева от Богоматери — Дионисий, митрополит Ларисы, справа от Святого Николая — иеромонах Никонор, экзарх Стагон. Рядом со Святым Никанором — Симеон Столпник. На сопредельной стороне северного свода западной стены — Три Кары, Даниил в яме со львами. Рядом — Святой Пахомий и ангел.
На северной стороне нефа изображено Успение святого Ефрема Сирина и ниже один эпизод из Бытия: Адам дает имена животным (Бытие 2:20). С южной стороны иконописной северной стены, рядом с входом, святой Иоанн Лествичник. В западной части, в углу — Исцеление страдающего водянкой, ниже — Святой Евфросин Магирас. Еще две сцены из Бытия: Изгнание из Рая и Жалоба, изображенные на внешней стене нефа, слева от входа.
Столь большое количество иконизированных тем, которые содержит храм Святого Николая и неф (размером с несколько переносных икон), не встречается на поверхностях других — более грандиозных — храмов Метеоры. В иконописном убранстве храма Святого Николая — юношеской работе Феофана Стрелитзаса — заметно незаурядное мастерство художника, совершенство и зрелость его таланта: точный и устойчивый план, гармоничные и уравновешенные сцены, акцентирование догматики и чистота композиции, спокойные, вдумчивые лица фигур, изображенные настолько точно, что приобретают характер портрета. Все это составляет тайну художественного образования Феофана Стрелитзаса.
Необходимо подчеркнуть, что в декорации храма использованы сцены, которые никогда не выполнялись ни в одном уголке мира. Это, например, сцена, в которой Адам дает имена животным. Подобные темы были известны в византийских рукописных миниатюрах XII в., технику которых Феофан Стрелитзас удачно приспосабливает к большой поверхности.
Работа Стрелитзаса в храме Святого Николая в Метеоре заложила основы «Критской школы», в которой нашло выражение православное художественное творчество во времена турецкого владычества.
http://azbyka.ru