Метеоры (Μετέωρα). Варвары великомученицы, монастырь.

Время создания монастыря Русану или Арсани и происхождение его названия доподлинно неизвестны. По одной версии основателем монастыря был некий Русанос, выходец из местечка Росана. По другим неподтвержденным источникам монастырь был основан в 1288 году иеромонахами Никодимом и Бенидиктом. Точно известно, что в 1545 году по разрешению митрополита города Ларисы Виссариона и игумена монастыря Великого Метеора выходцы из Эпира — братья иеромонахи Иоасаф и Максим, построили монастырский кафоликон в византийском стиле на месте разрушенной церкви Преображения и отреставрировали монастырь, который действовал в форме общежительного.
Монастырь неоднократно расхищался. Те его реликвии, которые дошли до наших дней, хранятся сейчас в Преображенском монастыре (Великий Метеор). Во время турецких гонений 1797 года и греко-турецкой войны 1897 года в стенах обители укрывались жители окрестных селений. В 1897 году к монастырю были подведены два деревянных моста, заменившие верёвочные лестницы, которыми пользовались монахи прежде (в 1930 году эти мосты были заменены современными). В 1940 году монастырь пришёл в упадок и лишился своих насельников. С 1950 года старица Евсевия из соседней деревни Кастраки в одиночку сохраняла трехэтажное строение монастыря; после смерти старицы в 1971 году монастырь закрыли из-за плохого технического состояния. В 1980-х годах силами Греческой Археологической службы монастырские сооружения были восстановлены, и в настоящее время в них действует женский монастырь, получивший свое второе название в честь святой Варвары.
Кафоликон монастыря — церковь Преображения с нетипичным алтарем, обращенным к северу, представляет собой двустолпное крестовокупольное сооружение с притвором. Церковь была расписана в 1560 году неизвестными иконописцами критской школы. Эти росписи не были записаны в последующие века и сохранились в хорошем первоначальном состоянии. Исключительную ценность представляют собой фрески притвора — страдания святых и «Восшествие на престол» — многофигурная композиция с ангелами, душами усопших и огненной рекой ада. Также большую ценность представляет деревянной резьбы с позолотой иконостас.
Собор Святой Варвары
Длинный внутренний коридор между северной стеной Собора и кельями переходит в храм, основанный братьями монахами в честь Преображения Христа. Но вместе с тем сегодня почитают Святую Варвару. Собор имеет неф и основной храм. Внешнее покрытие выполнено не очень тщательно и кое-где прерывается крестами из кирпича. Верхние части стен заканчиваются зубчатыми линиями. Купол многоугольный, на каждой стороне имеет по одному окошку, украшенному полукругами.
Неф представляет собой четырехугольную площадь, покрытую эллипсоидным куполом, упирающимся в 4 арки. Основной храм крестообразный с двенадцатисторонним сводом. Горизонтальные линии креста заканчиваются полукольцами с северной и южной стены, как и основной храм. Такой тип застройки храма был впервые использован в Соборе Великой Лавры на Святом Афоне в конце X века и поэтому называется афонским. Потребность оставлять некоторую площадь для церковного хора в соборах побудила увеличивать конец горизонтальной линии и видоизменять полукруг. Этот архитектурный тип довольно часто встречается среди храмов Балкан. Так и в Соборе Святой Варвары имеются характерные черты: угловые помещения основного храма Собор покрыты на востоке крестовыми сводами, а на западе — арками.
В Соборе монастыря Русану сохранилось множество фресок, среди них надпись на западной стене основного храма: «Возведён этот божественный и почитаемый храм в честь Преображения Христа усилиями и на средства Преосвященства иеромонаха и игумена этого монастыря Святого Арсения в ноябре 1560 года».
Выполнению иконописной программы в Соборе Святой Варвары предшествовали живописные фрески Собора Великой Лавры на Святом Афоне и Мегале Метеора — пожалуй, наиболее выдающиеся работы «Критской школы».
На куполе Вседержитель, окруженный ангелами и Богоматерью. На своде фигуры пророков, а в углах — четыре евангелиста. Под сводом храма — Платитера среди ангелов. Изображены также иерархи, Успение Богородицы, Пятидесятница и Небесная литургия. На западной стороне в углах храма занимают свое место Благовещение и пророк Исаия рядом с Богородицей и царь Давид рядом с Архангелом Гавриилом.
Под сводом южной стороны изображены Преображение и ниже Исцеление Лазаря и Вход Господень в Иерусалим. В следующем поясе — фигуры Святого Георгия, Федора из Тир, Прокопия, Евстафия, Иакова Персенянина. Под сводом в южной нише — Рождество Христово, Избиение младенцев, Сретение, Крещение Господне, Тайная вечеря. Перед сводом — фигуры пророков. В юго-западном углу изображены Рождество Пресвятой Богородицы, Двенадцатилетний Иисус в храме, Святые Козьма и Дамиан. На куполе — Искушение Христа. На южной стене Святые Антоний, Евфимий, Савва и Стефан Молодой.
Под сводом западной угловой ниши — Рождество Христово, Сотворение Чуда, Святой Пантелеймон и Ермолай. Под куполом — Воздвижение Святого Креста. На северной стене — Святые Эфраим, Великий Арсений, Иоанн Климак, Феодосий. На переднем плане — Святые Самсон и Диомидис. Под сводом северного помещения изображено Воскресение. Ниже Приветствие, Явление Христа апостолам. Далее пояс с фигурами свидетелей и фигуры святых Меркурия, Артемия, Нестора, Федора Стратилата и Димитрия. Под северным сводом — Захоронение кустодия, Плач, Явление Христа на озере Тивериада. В центре изображения пророков.
Торжественную иконопись дополняют фрески нефа. На куполе изображена композиция, окружающая Всевышнего, что описывает псалмы 148, 149 и 150. В заостренных углах и восточной стене большая сцена Страшного Суда. В юго-восточной части нефа три отрока в пещи огненной, рядом — Даниил в яме со львами. Остальные площади нефа покрыты сценами по порядку мученичеств Святых Георгия, Димитрия, Нестора, Феодора, Дионисия, Игнатия, Андрея, Иакова Евгения, Мардария, Антипа и др., а также фигуры аскетов и отшельников.
Ряд стеновых фресок, иконопись, эскизы, цвет и техника объединяют отделку Собора монастыря Русану с большими настенными фресками «Критской школы» на Святом Афоне и на Метеоре, а также с соседним монастырем Дусика. Под впечатлением от работы художника Франко Кателано в монастыре Варлаама, художник монастыря Русану вводит в иконопись живой красный цвет — цвет огня, который, собственно, отличает его стиль.
Стеновые фрески Собора Святой Варвары — один из лучших образцов расцвета «Критской школы». В сочетании с живописью других метеорских монастырей они обозначили новый этап развития религиозной живописи Греции XVI века.
http://azbyka.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?