Собор Сретенского монастыря, ныне — единственный монастырский храм. Остальные церкви монастыря были уничтожены в 1930-х годах. Построен на месте древнего храма, известного с 1397 г., освящен в 1679 г. Пятиглавый, двухсветный храм. Вскоре после постройки к нему были пристроены с севера, юга и запада арочные крыльца. Из них сохранились только северное и западное, так как с юга в 1706 году был возведен придел Рождества Иоанна Предтечи. В 1707 году по заказу стольника С.Ф.Грибоедова мастерами костромской школы были выполнены росписи интерьера собора. Эти росписи считаются последним шедевром древнерусского искусства в Москве; они созданы уже в эпоху перехода к барокко.
Храм был закрыт в 1920-е годы. В нем помещались последовательно общежитие, гараж, реставрационные мастерские. В 1958-1962 гг. проводилась реставрация. В 1991 году открыт как приходской храм, с 1993 года — подворье Успенского Псково-Печерского монастыря. В 1995 году с восозданием Сретенского монастыря приобрел нынешний статус.
Сретенский собор находится в середине монастырского двора. Построен на месте древнего храма, стоявшего с 1397 г. Освящен 24 августа 1679 г. Собор сооружен в 1679 г. по заказу царя Феодора Алексеевича. Вскоре после возведения основного объема к нему пристроили с севера, юга и запада арочные крыльца. В 1706 г. к южному фасаду пристраивают придел Иоанна Предтечи и примерно тогда же западное крыльцо превращают в паперть. В храме этом интересно устройство сводов; последующие перестройки и ремонты мало изменили первоначальный вид его. Внутри сохранились фрески 1707 г., выполненные по заказу стольника С. Ф. Грибоедова мастерами костромской школы. Согласно сведениям местных старожилов, записанным М. Л. Богоявленским, после 1917 г. в соборе помещались последовательно: общежитие, гараж, реставрационные мастерские. На нем ныне висит охранная доска с датами постройки и сообщением о том, что собор «реставрирован в 1958—1962 гг.». Реставрация была, однако, неполной: верх оставлен бескрестным. Внутри в 1990 г. располагался «Всесоюзный художественный научно-реставрационный центр им. Грабаря. Отдел реставрации скульптуры». Хода посетителям не было. К 1990 г. на храме и приделе восстановлены кованые позолоченные узорные кресты. С начала 1991 г. собор вновь стал действующим.С сайта Древо
Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери в середине монастырского двора построен на месте древнего храма, стоявшего с 1397 г. Освящен 24 августа 1679 г. Придел Рождества Иоанна Предтечи устроен в 1706 г. с юга. Собор сооружен в 1679 г. по заказу царя Феодора Алексеевича. Вскоре после возведения основного объема к нему пристроили с севера, юга и запада арочные крыльца. В 1706 г. к южному фасаду пристраивают придел Иоанна Предтечи и примерно тогда же западное крыльцо превращают в паперть.
В храме интересно устройство сводов; последующие перестройки и ремонты мало изменили первоначальный вид его. В эту церковь бывают крестные ходы: 26 августа в память избавления от нашествия Тамерлана в 1395 г. и 23 июня в память освобождения от татарского ига в 1480 г.
Внутри сохранились фрески 1707 г. — интересный образец поздней стенописи в Москве. Своды, столбы, откосы окон и стены внутри покрыты росписями, выполненными в 1707 г. по заказу стольника С.Ф. Грибоедова мастерами костромской школы. Согласно сведениям местных старожилов, записанным М. Л. Богоявленским, после 1917 г. в соборе помещались последовательно: общежитие, гараж, реставрационные мастерские. На нем ныне висит охранная доска с датами постройки и сообщением о том, что собор «реставрирован в 1958-1962 гг.». Реставрация была, однако, неполной: верх оставлен бескрестным.
Внутри в 1990 г. располагался «Всесоюзный худ. научно-реставрационный центр им. Грабаря. Отдел реставрации скульптуры». Хода посетителям не было. К 1990 г. на храме и приделе восстановлены кованые позолоченные узорные кресты. С начала 1991 г. собор вновь стал действующим, ныне — вновь монастырский собор.
Теперешний каменный собор поставлен на месте прежнего, освящен великим архиерейским чином 09.04.1995г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Правый придел соборного храма в честь Сретения иконы Божией Матери «Владимирская» освящен в честь Рождества Св. Пророка и Предтечи Иоанна малым иерейским чином 07.10.1997 г. архимандритом Тихоном (Шевкуновым). Левый придел соборного храма освящен в честь преподобной Марии Египетской малым архиерейским чином 15.04.2009г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Крипта соборного храма освящена в честь Воскресения Христова малым иерейским чином 23.03.2008 г. архимандритом Тихоном (Шевкуновым). Приставной престол соборного храма освящен в честь преподобной Марии Египетской малым иерейским чином 27.05.1994г. архимандритом Тихоном (Шевкуновым).
http://monasterium.ru/monastyri/monastery/sretenskiy-stavropigialnyy-muzhskoy-monastyr/
Нынешний каменный собор в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери был построен в 1679 г. на средства царя Феодора Алексеевича в период расцвета каменного строительства в Москве. Он был возведен на месте древнего деревянного храма, стоявшего здесь с 1397 г. Собор имеет пять глав: его центральная глава символизирует Главу Церкви – Христа, а боковые – четырех евангелистов, проповедующих Благую Весть четырем сторонам света. Царское попечение коснулось и внутреннего убранства храма. Через год после возведения собора, в 1680 г., государь Феодор Алексеевич вместе с царицей Агафьей Семеновной поставили в его иконостас образы святых покровителей царской семьи: на одинаковом удалении от царских врат были расположены иконы святого воина Феодора Стратилата и святой мученицы Агафии.
Вскоре после возведения нового собора к нему с севера, юга и запада пристроили арочные крыльца, а в 1706 г. – южный придел в честь Рождества Иоанна Предтечи. В те же годы западное крыльцо храма превратили в паперть.
Нынешний собор, к счастью, в основном сохранил свой первоначальный вид: последующие перестройки и ремонты мало изменили его. Внутри находятся уникальные фрески 1707 г., выполненные мастерами костромской школы по заказу стольника, полковника московских стрельцов Семена Федоровича Грибоедова, предка по линии матери известного драматурга, автора «Горя от ума».
В конце 1925 г. Сретенский монастырь был закрыт. Древний собор превратили в общежитие офицеров НКВД. Для этого церковь разделили на несколько этажей, построив деревянные перекрытия. Здесь установили печи, и необходимый температурный режим, конечно, не соблюдался. Срывая кресты, большевики повредили обшивку купола, что привело к протечкам. Сильно пострадали и могли совсем погибнуть уникальные фрески, но, по Промыслу Божиему, они сохранились благодаря тому, что стены собора были окрашены и оклеены обоями.
Краевед, сын священника, Михаил Леонидович Богоявленский собирал сведения о московских храмах и записал рассказы местных старожилов о том, как в соборе последовательно располагались общежитие, гараж и реставрационные мастерские. С 1960-х до начала 1990-х г.г. здесь находился отдел реставрации скульптуры Всесоюзного художественного научно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря. Для посетителей вход в собор был закрыт.
В 1958–1962 г.г. фасад собора отреставрировали, но состояние фресок оставалось плачевным и верх храма был оставлен бескрестным. К 1990 г. на храме и приделе восстановили позолоченные узорные кованые кресты.
В 1991 г. чудом сохранившийся собор Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Церкви и действовал как приходской храм. В 1993 г. здесь было открыто подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, преобразованное в 1995 г. в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь.
После возрождения обители в соборе аккуратно сняли краску со стен, очистили и отреставрировали уникальные фрески, и сейчас братия и прихожане храма могут любоваться их красотой. В 2000 г. к собору пристроили северный придел преподобной Марии Египетской, освященный в 2009 г. В нижнем этаже храма была устроена крипта – по образу кувуклии храма Гроба Господня в Иерусалиме – в честь Воскресения Христова с приделом Ангела, освященные в 2008 г. В этом же году к Сретенскому собору была пристроена галерея со звонницей.
В соборе есть старинные иконы. Многие из них были переданы сюда из Псково-Печерского монастыря по благословению великого молитвенника, старца-архимандрита Иоанна (Крестьянкина), духовного отца бывшего наместника нашей обители Тихона (Шевкунова), ныне митрополита Псковского и Порховского. Из этих старинных икон в первую очередь нужно отметить те, что находятся на столпах. Среди них можно увидеть уникальную икону Преображения Господня, которая была написана в XV в. Старец Иоанн (Крестьянкин) благословил возрождение Сретенской обители своей келейной Владимирской иконой Божией Матери, которую мы очень почитаем.
Иконостас центрального храма – большой, пятиярусный, содержит пять рядов икон: местный, деисусный, праздничный, пророческий и праотеческий. Верхний, пятый ярус иконостаса – праотеческий: здесь изображены древние праведники, называемые праотцами. В центре этого ряда располагается икона Троицы. Именно в этом виде – как три ангела – Господь явился некогда праотцу Аврааму. Далее следует пророческий ряд. Пророки – это святые ветхозаветных времен, которым открыта была воля Божия. Главная тема пророческой проповеди – пришествие на землю Спасителя мира – Иисуса Христа. Именно поэтому в центре ряда мы видим икону Богородицы. Эта икона называется «Знамение» и изображает Богородицу с Младенцем Христом во чреве. Икона показывает исполнение предсказания пророка Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7: 14) – и Он спасет народ Свой от грехов их. Далее следует праздничный ряд. Обычно он содержит иконы двунадесятых, то есть двенадцати самых важных, христианских праздников. Но бывает, что икон в этом ряду больше, как в нашем иконостасе. В таком случае в праздничный ряд добавляются иконы, посвященные и другим событиям евангельской истории. Следующий ряд называется деисусным, это главный ряд иконостаса. Слово «деисис» в переводе с греческого означает «моление». В центре деисуса всегда икона Христа. Подобное изображение часто располагается и в алтаре за Престолом. Эта икона напоминает нам, что на богослужении мы собираемся вокруг Христа. Хотя обычно мы видим служащего в храме священника, но Предстоятелем на нашем богослужении и его Совершителем невидимо является Сам Спаситель, а мы все собраны вокруг Него. Справа и слева от образа Христа мы видим святых, обращенных к Нему в молитвенном предстоянии. Они молятся за нас и вместе с нами. Слева – икона Богородицы, а справа – Иоанна Крестителя. Далее иконы архангелов Михаила (слева) и Гавриила (справа), апостолов Петра и Павла и других святых. Самый нижний ряд иконостаса называется местным. По центру его расположены царские врата. Через них позволяется проходить только священнослужителям во время определенных моментов службы. А в остальное время используют другие врата, которые расположены по краям иконостаса, они называются диаконскими. Царские врата именуются так потому, что во время Литургии через эти врата проносят Чашу с Причастием, где невидимо присутствует Сам Господь.
На царских вратах традиционно изображается Благовещение: мы видим, как архангел Гавриил приносит Деве Марии благую весть о рождении Спасителя. Это изображение располагается на вратах, поскольку в день Благовещения Пресвятая Богородица зачала от Духа Святого будущего Спасителя мира – Господа Иисуса Христа. Именно в этот день началось новое время – время Нового Завета, когда людям открылось Царствие Божие. Также на царских вратах часто изображают четырех апостолов-евангелистов. Справа от царских врат помещается икона Спасителя, а слева – икона Богородицы. Икона, следующая после образа Спасителя, обычно изображает праздник или святого, в честь которого был назван и освящен храм. В нашем соборе это Владимирская икона Божией Матери.
Источник: сайт Сретенского монастыря, http://monastery.ru/j-zhizn-obiteli/pridel-v-chest-sreteniya-vladimirskoy-ikony-bozhiey-materi/