Церковь Трифона — одноглавый бесстолпный одноапсидный центрический храм, перекрытый крещатым сводом. Материал постройки стен — гладкотесаный белый камень, свод и барабан выполнены из маломерного кирпича. Фасады, пересеченные лопатками и горизонтальным кирпичным профилированным карнизом, имеют трифолийное (трехлопастное) завершение. Порталы с килевидными завершениями, многообломными импостами и каннелюрированными бусинами типичны для раннемосковского зодчества. В 1911 году по проекту выдающегося московского архитектора Ф.О. Шехтеля были сооружены царские врата иконостаса церкви (в настоящее время утрачены).
Современные архитекторы датируют время возведения церкви Трифона в Напрудном временным промежутком с середины 1470-х до середины 1480-х годов. Можно уверенно сказать, что храм в Напрудном является древнейшим в современной Москве за пределами Кремля. В начале 19 века к западу от церкви Трифона были возведены колокольня и трапезная (к этому времени в храме были пробиты новые окна, надложены углы трифолия, устроена четырёхскатная кровля, барабан получил высокую декоративную главку, храм был оштукатурен). В 1825 году к церкви был пристроен южный Никольский придел, в 1861 году северный Филаретовский придел. В 1889-1895 годах с запада была пристроена ещё одна колокольня, а на месте старой трапезной была возведена новая трапезная-храм с куполом и двумя приделами (также Никольским и Филаретовским). Древняя Трифоновская церковь визуально смотрелась как алтарная часть нового храма. Некоторое время после октябрьского переворота отдалённую Трифоновскую церковь не закрывали.
Храм был закрыт в 1931 году.Часть церковных ценностей и икон перенесли в соседний храм Знамения иконы Божией матери, что в Переяславской слободе. Остальное было разграблено. Написанную на апсиде храма древнюю фреску мученика Трифона отправили на хранение в Третьяковскую галерею. От разрушения церковь спасло ходатайство многих архитекторов. В 1932 году направленными взрывами были отделены наслоения 19 века на древний храм. А после Великой Отечественной войны, в 1947-1948 годах, сохранённое древнее здание церкви было отреставрировано с возвращением первоначального облика. После прекрасно проведённой реставрации церковь ещё более сорока лет находилась в запустении. Только в 1992 году возобновилась литургическая жизнь старинной церкви.
Источник: Мезенцев А.А. «Из Москвы в Сергиев Посад». М., 2011
В слободе издавна стояла деревянная приходская церковь, освященная во имя святого Трифона. С ее постройкой связан рассказ о царе Иване Васильевиче Грозном, охотившемся вместе с большой свитой в этих краях, болотистых и богатых дичью. В свите был и князь Трифон Патрикеев, державший любимого царева сокола и, как на грех, упустившего его во время охоты. Не миновать бы князю Патрикееву царского гнева, не сносить бы ему головы. Горячо молился князь перед небесными заступниками, прося помочь ему, и святой Трифон указал ему место, где найти сокола. Князь с торжеством возвратил сокола царю, а на том месте, где нашел его, соорудил храм во имя святого. В окрестностях села Напрудного действительно было много дичи, о чем свидетельствовал большой любитель соколиной охоты, царь Алексей Михайлович, охотившийся в этих краях, «промеж Сущова и рощи, что к Напрудному». Ранее на наружной стене церкви находилась очень любопытная фреска, изображавшая всадника на коне, держащего в вытянутой руке сокола. По преданию, она изображала святого Трифона, но в житии его, однако, ничего не говорится о том, что он увлекался охотой.
Первые достоверные указания на существование церкви в селе находятся в документах Патриаршего приказа за 1625 и 1626 гг., а в 1646 г. она упоминается уже как каменная: «Дворцовое Напрудное село, за Сретенскими вороты, на Переславльской дороге, подле Москвы, а в селе церковь мученика Трифона каменная». Однако есть сведения, что церковь была построена значительно раньше первых упоминаний о ней: при обследовании церкви в 1936 г. реставратор П.Д. Барановский обнаружил на южной стене надпись, которая может датироваться 1492 г., а по словам историка Москвы И.М. Снегирева, в церкви находились надгробия 1570 г. Судя же по документам и натурным обследованиям, церковь была сложена из тесаного камня в первой половине XVI в. и имела раннее покрытие по трехчастному своду, восстановленное уже в наши дни.
В XIX в. приход увеличивается, и церковь начинает перестраиваться: в 1825 г. с юга к церкви пристраивается придел св. Николая, в 1839 г. строится колокольня, в 1861 г. – северный придел во имя св. Филарета Милостивого, а в 1890–1895 гг. архитектор П.П. Зыков возводит высокую колокольню и обширную трапезную с приделами св. Николая Чудотворца и св. Филиппа Митрополита (освященными в ноябре 1896 г. и сентябре 1898 г.). Работы по исследованию и восстановлению первоначального облика памятника начались еще в 1920 г. Д.П. Суховым, потом они были продолжены П.Д. Барановским, С.А. Тороповым и Л.А. Давидом, который в тяжелые дни осени 1941 г. произвел обмер здания церкви. Сейчас ни колокольни, ни трапезной уже нет, осталась лишь изящная церковь, восстановленная полностью (гипотетична лишь форма звонницы) в 1948–1953 и 1970–1975 гг. В церкви хранилась икона, в которой были заключены несколько частиц от мощей св. Трифона, которые сохранялись в сербском городе Бака Котарская. В начале XIX в. мастер-серебряник Трифон Добряков пожертвовал туда серебряную раку, а в ответ сербский митрополит Петр Негош прислал ему три частицы мощей святого, которые мастер подарил императору Александру I; впоследствии они были вложены в икону, находившуюся в Трифоновской церкви. Теперь эта икона находится в церкви Знамения, «что в Переяславской слободе» (2-й Крестовский пер., 17).
Из книги О.Г.Гончаренко «Москва, которую мы потеряли», 2008 г.
Трифона, мученика, в Напрудном церковь (Трифоновская улица, дом № 38).
По преданию, здесь молодой сокольничий Трифон Патрикеев потерял любимого царского сокола. Его предупредили, что если в течение трех дней он не разыщет сокола, его ждет грозное наказание. После бесплодных поисков несчастный обратился с молитвой о помощи к мученику Трифону, после чего во сне увидел своего покровителя на белом коне с соколом на руке. Святой рассказал, где искать пропажу. Очнувшись от сна, Трифон Патрикеев действительно нашел в указанном месте потерянного сокола. В благодарность Богу и святому Трифону он выстроил здесь часовню, а затем каменную церковь. Достоверность предания подтверждает фреска XVI – начала XVII века с изображением мученика Трифона на белом коне с соколом в руке, находившаяся до 1930-х годов на внешней стороне алтарной апсиды (ныне хранится в Третьяковской галерее).
Церковь сложена исключительно из белого камня, что говорит о ее древности. На ее стенах были обнаружены графитти, позволяющей датировать время постройки концом XV в. Одноглавый бесстолпный храм имеет прямоугольный основной объем и завершается главой с восемью килевидными кокошникам в основании. Апсидные выступы разделены лопатками. Над юго-западным углом храма возведена двустолпнал двухпролетная звонница. Облик храма сближает его одновременно и с псковскими и новгородскими постройками XV в., и с памятниками московского зодчества XV – начала XVI в.
В 1825 г. в храме был устроен придел святителя Николая, в 1861 г. – святого Филарета Милостивого. В 1868 г. приделы расширили, соорудили каменную ограду, а спустя два года – белокаменную паперть. В 1876 г. заново расписали стены, возобновили резьбу и позолоту на придельных иконостасах, устроили в старинном стиле новый главный иконостас. В 1880-х гг. возвели новую колокольню (архитектор П.П. Зыков), в 1894 г. расширили трапезную и приделы. Старинная Трифоновская церковь стала как бы алтарем новой. В 1912 г. изготовили в старинном стиле басменной работы (металлические пластины, на которых оттиснуты слова или фигуры) новый иконостас (архитектор Ф. Шехтель), стены расписали в стиле XVII в.
В 1931 г. церковь закрыли. Была разрушена колокольня и приделы. В 1950-е гг. храм отреставрировали, придав ему старинный облик (архитектор-реставратор Л.А. Давид). Его освятили в сентябре 1992 г.
Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни».
http://rutlib.com/book/21735/p/17
Церковь мученика Трифона в Напрудном — один из наиболее ранних сохранившихся памятников архитектуры Москвы: первый древнерусский храм, перекрытый крещатым сводом. Напрудное считается древнейшим московским поселением за пределами Земляного города. Оно находилось на берегу реки Напрудной (иначе Самотёка, ныне забранная в трубу) — та брала начало близ Крестовской заставы и впадала в Неглинку. Издавна существовала здесь церковь Святого Трифона. В описании, датированном 1646 годом, указано: «Дворцовое Напрудное село, за Сретенскими вороты, по Переславльской дороге, подле Москвы, а в селе церковь мученика Трифона каменная»; но исследователи полагают, что маленький компактный храмик был возведён гораздо раньше, ещё в начале ХVI века. Архитектор-реставратор Л.А. Давид предложил более раннюю датировку — между 1479 и 1492 годами. Эта дата с некоторыми оговорками (ближе к 1500 году) была принята В.В. Седовым, но не была принята В. В. Кавельмахером, С. С. Подъяпольским (придерживающимся датировки серединой — второй половиной ХVI века).
В начале 2000-х годов С.В. Заграевский обосновал датировку храма во временном промежутке с середины 1470-х до середины 1480-х годов. Недавно было высказано предположение о строительстве церкви выходцами из Черногории, из города Котора — града Святого Трифона. Церковь Трифона — одноглавый бесстолпный одноапсидный центрический храм, перекрытый крещатым сводом. Материалом для постройки стен служил гладкотёсаный белый камень, свод и барабан выполнены из маломерного кирпича. Фасады, пересечённые лопатками и горизонтальным кирпичным профилированным карнизом, имеют трёхлопастное завершение. Порталы с килевидными завершениями, многообломными импостами и каннелированными бусинками типичны для раннемосковского зодчества. В начале ХVIII века к западу от церкви были возведены колокольня и трапезная, в 1825 году к церкви был пристроен южный Никольский придел, в 1861 — северный Филаретовский придел, в 1889-1895 годах с запада была пристроена ещё одна колокольня, а на месте старой трапезной по проекту архитектора Г.А. Кайзера была возведена новая трапезная-храм с куполом и двумя приделами, с теми, что были посвящениями. В 1812 году митрополит Черногории передал царю Александру I часть мощей Святого Трифона, которые были помещены в храмовую икону церкви Трифона в Напрудном (ныне она находится в Знаменской церкви в Переяславской слободе).
К ХХ веку крохотный храм дошёл до нас со всех сторон обстроенный многочисленными приделами, новой трапезной, и аж двумя колокольнями, что отчётливо видно на дореволюционных фотографиях. Уникальная древняя церковь оказалась фактически алтарём крупного и типового «новодела» в псевдорусском стиле. В 1930 году храм был закрыт. Несколько икон перенесли в соседний храм иконы Божией Матери «Знамение», что в Переславской слободе, а остальную церковную утварь просто-напросто разграбили. Благодаря заступничеству многих знаменитых архитекторов в том числе Петра Барановского, уникальный храм был спасён от сноса. После Великой Отечественной войны, в 1947 году сохранённое древнее здание было освобождено от поздних пристроек и отреставрировано с возвращением первоначального облика, благодаря кропотливому труду архитекторов Петра Барановского и Льва Давида. В 1992 году после многолетнего запустения в храме были возобновлены церковные службы.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №195, 2016 г.