Подворье Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря в Москве было устроено в 1909 году благотворителем Ф.В. Долгинцевым. Он выкупил здание недалеко от центра Москвы (на 1-й Мещанской ул.) и передал его в дар известному с 18 века Серафимо-Дивеевскому монастырю, устроенному в Нижегородской области рязанской помещицей Агафьей Мельгуновой. В 1911-1912 гг. архитектором П.В. Харко была построена часовня преподобного Серафима Саровского, увенчанная куполом с тремя главками.
В 1929 году советская власть конфисковала все имущество подворья, включая и само здание. С тех пор и до настоящего времени бывшее здание подворья занимают различные коммерческие организации. После 1991 года РПЦ предпринимала попытки вернуть здание монастырю, но успехом они не увенчались. Лишь 2002 году Правительство Москвы и Русская Православная Церковь пришли к компромиссному решению о передаче монастырю другого здания, расположенного на Проспекте Мира.
http://mos-churches.ru/blog/2012/04/18/podvore-svyato-troitskogo-serafimo-diveevskogo-monastyirya/
Построена в 1913 году на средства Серафимо-Дивеевского женского монастыря Нижегородской епархии. Находилась с севера нынешнего дома № 22 по проспекту Мира (ранее 1-я Мещанская улица, 20).
В ноябре 1909 года домовладение было куплено потомственным Почетным гражданином города Москвы Федором Васильевичем Долгинцевым и предназначалось в дар Серафимо-Дивеевскому монастырю. В июне 1910 года Нижегородская Духовная Консистория по указу Его Императорского Величества сообщила настоятельнице монастыря игумении Александре: «Московским Епархиальным Начальством 10 мая сего года Разрешено Вам на поступающем в собственность монастыря земельном участке 1-й Мещанской улицы в г. Москве построить часовню». По описи владения от 14 марта 1914 года за Серафимо-Дивеевским монастырем в Москве числилось общее количество земли 242 кв. сажени – под постройками, двором и палисадом на улице.
Часовня была пристройкой «в два света» к двухэтажному каменному дому. Стенная роспись и все иконы часовни были выполнены художником Л.Париловым и сестрами обители. Трехъярусный резной деревянный иконостас освещали более 50 лампад (из них 20 серебряных). Святынями часовни стали ковчег с частицей мощей Преподобного и чудотворная икона Богородицы «Умиление», украшенная серебряной вызолоченной ризой с жемчугом и камнями. Верующие нескончаемо шли помолиться перед чудотворной иконой, одаривая ее за небесную помощь посильными пожертвованиями.
Здание подворья с примыкавшей к нему часовенкой всегда было выкрашено розовой краской, так что выглядело очень миловидно и как-то даже «игрушечно». Часовня была выстроена в новорусском архитектурном стиле, ставшем весьма модным в первые годы 20-го столетия. Своеобразную, острую крышу часовенки завершали тоненькие барабанчики, увенчанные вытянутыми, луковичной формы, главками. Вообще, внешне и внутренне подворье это перекликалось с Марфо-Мариинской обителью. Оба здания были проникнуты одним настроением. Там и тут чистота и порядок были идеальными. Справа по входе в часовню в стене был вмонтирован очень значительных размеров кусок того камня (с виду – серого гранита), на котором тысячу дней и ночей молился преподобный Серафим Саровский. Над камнем на стене был живописно изображен коленопреклоненный святой Серафим с молитвенно воздетыми руками. Камень был одной из главных святынь часовни, и прохожие верующие в течение всего дня беспрестанно заходили в часовню поставить свечку, помолиться и приложиться к камню. Пели монахини подворья прекрасно. Хор имел какое-то особое своеобразное звучание. Ансамбль был настолько спетым, что слышался как бы единый, нежный звук какого-то неведомого музыкального инструмента вроде небольшого органа или фисгармонии.
По определенным дням в часовне Серафимо-Дивеевского подворья совершалось молебствие с чтением акафиста преподобному Серафиму, и тогда проникнуть в нее бывало невозможно. В таких случаях часть богомольцев, не попавших внутрь, толпилась снаружи, на тротуаре. На праздники в часовне служили всенощные, а в будни утром и вечером – молебны преподобному Серафиму, вечером – с акафистом нараспев. В остальное время читался Псалтирь.
На подворье жили 12 сестер. Послушания были клиросное, церковное, трапезное, швейное. Стеганые одеяла, изготовленные сестрами обители, ценились и после закрытия часовни. Продукты – бочки с грибами, капустой и прочее – привозили из Дивеева. Трапеза была скудная, как и в самом монастыре. «Старшей сестрой подворья с самого его основания и до разгона, по благословению игумении была назначена манатейная монахиня мать Анфия, обладавшая большой практической смекалкой… Серафимо-Дивеевское подворье просуществовало значительно дольше других монастырских представительств в Москве, которых было весьма не мало в предреволюционную пору. Но пришел и ему конец. Когда подворье закрыли и разогнанные сестры разбежались и разъехались в разные стороны, престарелая уже, но бодрая духом и по-прежнему деятельная мать Анфия пошла работать уборщицей в ближайший оставшийся тогда храм «Знамения что в Крестах», в Ямской Переяславской слободе – близ Крестовской заставы у Виндавского, или Рижского, вокзала… Настоятельствовал в то время в храме и выполнял обязанности местного благочинного митрофорный протоиерей отец Стефан Марков. Матери Анфии он был давно и хорошо знаком, так как в далекой молодости, в самом начале 20-х годов, сей батюшка (только что рукоположенный в священный сан) служил в миниатюрнейшем храмике Серафимо-Дивеевского подворья».
Часовня не раз подвергалась нападению властей. В 1925 году в Париже вышла Черная книга («Штурм небес»), составленная А.А. Валентиновым. На странице 265 в ней записано: «23 апреля 1922 года в часовне было изъято 0,5 золотника золота, 20 фунтов 78 золотников 48 долей серебра и 77 бриллиантов». Осенью 1929 года ее окончательно закрыли и отдали под мастерские соседнего Института слепых. Церковное имущество вывезли на склад, на Никольскую улицу. После закрытия купол часовни и часовенное оформление были сломаны, надстроен второй этаж. Внутри долгое время помещалась сберкасса. С 1994 года здесь находилась контора «Гермес-финанс».
Анатолий Мацукевич «Преподобный Серафим Саровский: Жизнь, молитвы, святыни»