Построен в 1501–1505 годах в традиционном московском стиле ХVI века на месте прежнего, о существовании которого свидетельствуют сохранившиеся в восточной части фундамента остатки более древней белокаменной кладки. Здание собора сильно пострадало от пожара 1547 года, но к 1550 году было полностью восстановлено. Тогда же в южной апсиде храма был устроен придел святителя Николая Чудотворца, для чего здесь была сохранена часть кирпичной алтарной преграды, которая к тому времени была уже почти полностью разобрана. Заметно сходство собора со Спасским собором Андроникова монастыря в Москве.С сайта монастыря
Построен в 1501–1505 годах в традиционном московском стиле ХVI века на месте прежнего, о существовании которого свидетельствуют сохранившиеся в восточной части фундамента остатки более древней белокаменной кладки. Здание собора сильно пострадало от пожара 1547 года, но к 1550 году было полностью восстановлено. Тогда же в южной апсиде храма был устроен придел святителя Николая Чудотворца, для чего здесь была сохранена часть кирпичной алтарной преграды, которая к тому времени была уже почти полностью разобрана.
Четырехстолпный трехапсидный храм имеет одну главу. Нижний объем кубический. Угловые части перекрыты крестовыми сводами и понижены по отношению к центральной части, крестообразной в плане. На «центральный крест» как бы «надет» своеобразный «трилистник»(трифолий), знакомый по завершению церкви Зачатия Анны в Китай- городе. Ступечатые подпружные арки несут высокий барабан с шлемовидной главой. Завершение имеет пирамидальный вид. Под барабаном — два ряда кокошников «вперебежку» ; они стоят на восьмигранном постаменте. Такое необычное завершение перекликается с архитектурой Спасского собора Андроникова монастыря. От стен четверика закомары отделены карнизами. Над юго-западным углом четверика прежде была звонница.
Внутри мощные ступени арок поддерживают световой барабан. Интересна система кладки купола: благодаря изогнутым рядам кирпичей, поставленных «на угол», образуется хорошо видимый снизу концентрический узор («паук»). Этот способ кладки применяли итальянцы, много работавшие в Москве в эти годы. Но три однотипных перспективных портала, оформляющие вход в собор, с килевидными завершениями и колонками (колонки перетянуты посередине белокаменными дыньками), — все это московское, традиционное.
Около 1650 г. с юга к Никольскому приделу примкнула пристройка; очевидно, она служила трапезной. Вход в нее был с запада. Тогда же изменли покрытие собора на обычное четырехскатное.Около 1670 г. к востоку от Рождественского собора, близ его алтарей, была выстроена усыпальница князей Лобановых- Ростовских (этот древний княжеский род, согласно Российской родословной книге, происходит от Рюрика). Небольшое, прямоугольное в плане сооружение с лопатками на углах, профилированным цоколем и карнизом с поребриком, было перекрыто цилиндрическим сводом с двускатной кровлей и одной главкой.С юга был вход, выделенный пилястрами и ширинками, которые были оживлены зелеными изразцами. Два окна имели простые решетки.
В 1676-87 гг. разобрали звонницу Рождественского собора и взамен ее пристроили с юго-запада шатровую колокольню. Никольский придел перенесли во вновь построенную церковь Иоанна Златоуста.К концу XVIII в. Рождественский собор был перестроен: южную пристройку удлинили вдоль всего южного фасада, а с севера возвели на всю длину фасада еще один объем, служивший крытой папертью.
В 1814 и 1820 гг. в этих пристройках сделали приделы. В 1835 г. шатровая колокольня собора пострадала от удара молнии и была разобрана. В 1850 г. вновь перестроили приделы собора.
В 1878-79 гг. усыпальницу Лобановых- Ростовских надстроили вторым этажом, соединили переходом с Рождественским собором и разместили там ризницу.
Монастырь был закрыт в 1921 г. Как именно его использовали в 20-е годы, неизвестно. В 1928-30 г. Рождественский собор был совершенно изуродован перестройками, которые понадобились для приспособления помещения под тогдашнее его назначение.
В 1960-64 гг. Рождественский собор был частично отреставрирован; при реставрации ему возвращен первоначальный вид. Внутри собора сохранились остатки первоначальной кирпичной кладки и живопись конца XVIII в. В трапезной сохранились три белокаменные надгробные доски над захоронениями XVII- XVIII в.
В 1991 г. здания монастыря возвращены церкви. В 1993 г. возродился как ставропигиальный женский монастырь.
(Валерий Вешняков).