Меркушино. Собор Михаила Архангела.

Жемчужиной Уральской земли является с. Меркушино, которое находится в 50 км. восточнее г. Верхотурья. В 1886 г. на месте обретения мощей св. Симеона был возведен небольшой Свято-Симеоновский храм, который светлой просторной галереей соединялся с величественным собором в честь Архистратига Божия Михаила. Благодаря прекрасному природному ландшафту, в который гармонично вписался храмовый комплекс, в конце XIX века Меркушино можно было назвать одним из красивейших сел Урала.
Немало угодников Божиих возрастила Уральская земля, но все же главным небесным заступником края по праву считается святой праведный Симеон Верхотурский и всея Сибири чудотворец. За кротость, незлобие и чистоту сердца Господь прославил его самого и место его трудов — село Меркушино, где по сей день происходят чудеса исцелений от недугов душевных и телесных. Наверное, каждый чувствует здесь, на месте, освященном жизнью праведника, особую близость Божию, ибо молитвы святого привлекли к этой земле благословение Господне, приклонили к ней само небо. Здесь, в этих местах он молился, неподалеку ловил рыбу, шил шубы для жителей Меркушино и окрестных деревень, здесь же окончил он свои дни и был погребен рядом с храмом во имя Архистратига Божия Михаила, в 1642 году. Через 50 лет произошло чудесное восхождение его мощей, а в могиле открылся цельбоносный источник. И потекла от новоявленного святого река благодатных исцелений. Слава нового угодника Божия росла, и в 1704 году его мощи торжественно были перенесены в город Верхотурье. С тех пор стали звать его Симеоном Верхотурским, а до этого все знали его как Симеона Меркушинского. До революции почитание святого Симеона в России было практически повсеместным. Количество паломников, прибывающих на поклонение его святым мощам из урало-сибирских, а также Новгородской, Тверской, Петербургской, Архангельской и других европейских губерний, составляло, по оценкам современников, в конце XIX в. – 50 тыс., в начале ХХ в. – 60 тыс., а в годы первой мировой войны – 90-120 тыс. человек ежегодно.
В 1913 году в Свято-Николаевском монастыре был построен огромный Крестовоздвиженский собор, рассчитанный на 8-10 тысяч человек и являющийся одним из самых крупных в России. Не обходили паломники стороной и место подвигов и молитв св. Симеона, и бьющий из его могилы цельбоносный источник в селе Меркушино.
Известно, что праведного Симеона очень почитали члены Царской Семьи, которые имели у себя его икону и в трудных случаях молитвенно обращались к нему за помощью. В 1914 году именно будущие Царственные Страстотерпцы пожертвовали к мощам прав. Симеона резную серебряную сень, для торжественной встречи которой был организован величественный крестный ход из Екатеринбурга в Верхотурье, продолжавшийся почти 20 дней. 24 мая 1914 года несколько тысяч паломников, пройдя пешком более 350 километров, вступили в старинную столицу Урала. А чуть позже, в июле того же 1914 года, Свято-Николаевский монастырь посетила великая княгиня Елизавета Феодоровна. Грянул 1917 год. Последовали долгие десятилетия безбожия. В советское время мощи были поруганы, источник в Меркушино засыпан. Мощи перевезли в Нижнетагильский краеведческий музей, но люди стали приходить для поклонения святыне, для молитвы. Поэтому вскоре мощи были отправлены в Екатеринбург и выставлены сначала в Ипатьевском доме, а затем убраны в запасники краеведческого музея в Зеленой Роще, который размещался в здании собора Александра Невского.
В годы советской власти стройный архитектурный ансамбль села Меркушино, состоящий из двух храмов и соединявшей их галереи был уничтожен: в 1931 году был взорван Михаило-Архангельский собор, в 1945 разобрана на кирпичи галерея, Свято-Симеоновская церковь сначала служила спортзалом, а затем была заброшена и постепенно разрушалась. Да и само село, будучи лишено духовной опоры, стало медленно умирать.
Но, как свидетельствует Священное Писание, «время разрушати и время созидати… Время разметати камение и время собирати…» (Еккл. 3:3,5). В наши дни, после многих лет запустения, вновь оживает земля святого Симеона, вновь множество богомольцев стекается к его мощам в Верхотурье, к чудотворному его источнику в селе Меркушино: люди идут отдохнуть душой, помолиться праведнику об исцелении своих телесных и душевных недугов – и многие по вере получают действенную помощь.
С 1997 года в селе Меркушино действует Свято-Симеоновское подворье Ново-Тихвинского женского монастыря. 25 мая 2001 года была совершена повторная закладка Михаило-Архангельского собора. В августе 2004 г. правящий архиерей совершил торжественное освящение Михаило-Архангельского храма. Монастырем, с помощью благодетелей, полностью восстановлен из руин весь храмовый комплекс и обустроено две гостиницы для паломников. В Меркушино постоянно проживает около 20 сестер, которые несут различные послушания: поют и читают в храме, принимают богомольцев. А три раза в год, в дни празднования 1-го и 2-го обретения и перенесения мощей праведного Симеона, сюда из Екатеринбурга приезжают почти все сестры монастыря.
Главный иконостас храма Архангела Михаила в селе Меркушино выполнен по проекту Петра Березкина в стиле московского (Нарышкинского) барокко.
С сайта www.sestry.ru/church

Возведен 1911-1916гг.
До начала проектно-исследовательских работ храмовый комплекс в селе Меркушино представлял собой отремонтированные здания малого храма во имя святого Симеона Праведного и руинированный храм во имя Архангела Михаила.
Об историческом облике комплекса в достаточно полно объеме можно судить по многочисленным фотографиям начала XX века. Именно по этим графическим материалам предполагалось восстановление храма и галереи. Но обследование сохранившихся частей храма с помощью шурфов показало, что полученное очертание плана не соответствовало реконструированному по фотографиям плану храма Во Имя Архангела Михаила. Из архивных материалов следовало, что храм, видимый на фотографиях 1911 года был разобран, и на этом месте было начато строительство нового храма, гораздо большего размера. Строительство продолжалось до 1916 года и было прекращено во время Первой мировой войны. После революции строительство не возобновлялось, а в 1943 году возведенные части зданий были взорваны. На этом фоне перед заказчиком и архитекторами встал вопрос: что восстанавливать — первоначальный храм пли тот, на строительство которого уже было получено благословение Правящего архиерея в начале XX века. Окончательно принято решение проектировать храм-здание образца 1911-1916 годов на сохранившихся фундаментах и фрагментах стен храма.
Фундаменты давали возможность восстановить очертания с точным расположением стен необходимой толщины, оконных и дверных проемов, пилястр, шип и т.д. Для общего представления о подлинном архитектурном облике храма необходимы были графические материалы — чертежи, фотографии. Однако длительные поиски не добавили каких-либо материалов. Лишь воспоминания о детстве местных старожилов Аркадия Ефимовича Худякова и Лины Ивановны Чашинон давали приблизительные представления о частях храма. С их слов выяснилось, что окна располагались в два яруса, южное и северное крыльца был с круглыми колонками, центральный барабан отсутствовал, колокольня сохранилась в первоначально виде. Факторами, которые определили окончательное решение архитектуры храма, стали: следы примыкания двускатной крыши храма к стене колокольни. Сохранившиеся оконные проемы цокольной части давали представление о высоте здания, размерах, компоновке и форме частей. Кроме того, учитывались стилевые особенности архитектуры храмов конца XIX — начала XX веков в России и местные традиции, которые наиболее ярко воплотились в архитектуре Крестовоздвиженского собора в Верхотурые. Время строительства обоих храмов совпадало.
Источник информации — http://www.rus-sobori.ru/catalog/detail.php?ID=183284

Еще два храма находятся на подворье Ново-Тихвинского женского монастыря в селе Меркушино Верхотурского уезда, на месте молитвенных подвигов св. прав. Симеона Верхотурского. Подворье обители располагается здесь с 1997 года. Монастырем восстановлен храмовый комплекс, состоящий из двух церквей, соединенных галереей. В 1999 году был освящен Свято-Симеоновский храм, построенный над местом явления нетленных мощей уральского праведника. Здесь, под алтарем храма, находится гробница святого Симеона с цельбоносным источником.
Источник: сайт Ново-Тихвинского женского монастыря

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?