Менюша. Церковь Троицы Живоначальной.

Во времена царствования Ивана Грозного жила в деревне Верхний Прихон благочестивая семья: Исидор и Варвара с двумя сыновьями – Иоанном пяти лет и Иаковом трех лет. Однажды, когда родители были в поле, Иоанн во время игры ударил палкой Иакова и убил. Испугавшись, ребенок спрятался в печи. Вернувшиеся домой родители, оплакали младшего сына, искали старшего, да не нашли. Затопила Варвара печь, а когда дрова прогорели, обнаружила с ужасом в печи мертвого, но невредимого от огня, Иоанна. Похоронили детей на кладбище в селе Медведь. А потом стали они являться во сне некоторым христианам с просьбой, похоронить их в пустынном месте, называемом Менюша. А спустя некоторое время гробы с телами отроков всплыли на поверхности Каменного озера. Люди выполнили волю детей, а у озера поставили часовню. Каменное озеро теперь называют Святым. По поверью, вода в нем обладает целительной силой. Вскоре над могилой отроков вырос монастырь, упраздненный в 1764 году во времена Екатерины П. После этого монастырский храм стал приходским.
В 1841 году по приказу Николая I был построен и освящен новый каменный храм с двумя приделами – главным во имя Живоначальной Троицы и левым в честь отроков Менюшских. Мощи святых отроков покоились под спудом в пещере под храмом. В 1864 г. в пещере была устроена мраморная рака с серебряной доской наверху, на которой были изображены святые угодники. В 1891 г., в благодарную память Императору и в память чудесного события 17 октября 1888 г., на средства местных купцов храм был увеличен — был прибавлен третий алтарь во имя Святителя Николая. Это был большой пятиглавый храм с трапезой и колокольней. Синие купола были украшены золотыми звездами.
После революции храм закрыли. Большевики пытались разорить могилу отроков, но, рассказывают, как только сняли плиту, подвал сразу наполнился водой, пришлось гробокопателям ретироваться. Однако, храм у верующих отобрали – за годы советской власти в нем была и конюшня, и зернохранилище, и мельница, и склад удобрений. Здание пострадало во время войны и в настоящее время требует срочного ремонта или консервации.
Возле церкви издавна брали воду из святого источника – колодца, на дне которого мозаикой был выложен образ Казанской Божией Матери. Ее лик был хорошо виден – такой чистой была целебная вода, вытекавшая прямо из-под раки отроков. В годы советской власти колодец был осквернен и засыпан камнями. Сейчас колодец восстановлен. В настоящее время возрождена традиция крестных ходов к Святому озеру. 7 июля по новому стилю два крестных хода выходят из Менюши и Медведя и, встретившись в Старом Веретье, направляются на Святое озеро, а затем в Менюшу. В храме служится Божественная литургия и акафисты у мощей святых отроков.
Написано с использованием материалов с сайтов http://culture.natm.ru http://rusvera.mrezha.ru http://www.salt.orthodoxy.ru http://www.menusha.orthodoxy.ru

В словаре Российской империи, изданном в 1867 году, читаем : …Менюжа или Менюша — село Новгородской губернии и Новгородского уезда при реке, Струпинка. Первые поселенцы могли появиться здесь около тысяча лет назад. Но они явно избегали контактов с княжескими писцами. И весь угол (от Видогощей до Медведь) в писцовые книги не попал. Но пять деревенек и Менюша (по один-два двора) на речке Менюшке, около 1492 году указывались в Сумерском погосте.
Во времена шведского нашествия обитель была разорена. А новую славу обрела в 1668-1684 гг. при настоятеле Макарии Головине. До 1764 года был Менюшский Свято-Троицкий монастырь, приписан к Духову-Новгородскому монастырю, затем упразднен, церковь обратили в приходскую. Менюша стала пустеть, а храм ветшать.
В 1841 году собор осветили, колокол на верхотуру подняли такой, что голос его был слышен в Новгороде. Синие купола золотыми звездами украсили. Построен собор крестообразно. На южной и северной сторонах по пролету. К этим пролетам ведут каменные крыльца о пяти ступеньках с площадкою из путиловской плиты. Кровля на храм, на два ската по деревянным стропилам, покрыта железом и выкрашена на масле медянкою, над кровлей возвышается деревянный купол, обитый железом и выкрашенный медянкою с четырьмя полукруглыми окнами. Поверх купола деревянная шея, обитая железом и выкрашенная медянкою, выше — белилами, поверхность шеи с тремя пьедесталами и на остроконечнике ее яблоко и крест с сиянием, обитые листовым железом и вызолоченные на гульфарбу. Колокольная каменная, трехъярусная, квадратная, построена над входом в храм. Верх ее четырехгранный, деревянный, обитый досками, выкрашен медянкою на масле, далее фонарь, на нем шпиль, обитый белою английскою жестью, на шпиле утверждено яблоко с деревянным крестом, обитые листовым железом вызолочены.
Храм теплый. Святой Алтарь в нем от храма отделяется одним иконостасом с купальною вверху каменною аркою. Свод над алтарем каменный полукруглый. Предалтарный иконостас деревянный, столярной работы, окрашен белою каскою. По иконостасу восемь колонн с равною резьбою, карнизами и рамами для икон, вызолоченные червонным золотом на полимент, иконостас трехъярусный. В нем святые иконы отличной живописи, писанные почти все на холсте. Весь храм украшен благолепно.
По ходатайству Духовной Консистории от 25 июня 1891 года за № 6733 разрешено по утвержденному Епархиальным Начальством плану увеличить храм в восточную сторону, прибавить по линии в ряд третий придел во имя Святого Николая Чудотворца. Указом той же Консистории от 14 августа 1892 года за №7430 по ходатайству причта увеличен храм в западную сторону прибавкой пещеры. Предполагалось устроить три престола: главный во имя Святых Отроков Иоанна и Иакова, боковые во имя Святой Живоначальной Троицы и Святого Николая Чудотворца. С увеличением храма потребовалось увеличить и его утварь, в которой чувствовалась нужда.
Причт при церкви состоял из священника, диакона, дьячка, пономаря и просвирни, прихожанами состояли крестьяне Экономического ведомства. С 1818 года, то есть с переименования прихожан из экономических крестьян в военных поселян 1-го Карабинерного полка, а церковь из Епархиального ведомства перешла в ведомство Военного поселения, причт стал состоять из одного священника, а при нем дьячка из военного звания.
Ктиторами при храма состояли в разное время Авпсентий Климентов, очень рачительный староста; при нем сделаны две раки, приобретены серебряные сосуды, дарохранительница. Святое Евангелие в лист в серебряных досках. Сам храм при нем неоднократно ремонтировался и был приведен в благолепный вид.
А. Климентов служил при священники Петре Григорьевиче Любомудрове, при котором проведена дорога на Святое озеро и поставлена часовня на озерке в 1860 году.
К церкви села Менюша принадлежат пять деревянных часовен:
— часовня на кладбище устроена во имя Сошествия Святого Духа;
— в деревне Горное Веретье во имя собора Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил;
— в деревне Старое Веретье в честь Казанской иконы Божьей Матери;
— в деревне Видогощи во имя Святой Живоначальной Троицы;
— в деревне Стехово во имя Святого Николая Чудотворца.
Все часовни построены единообразно, украшены прилично, икон в них достаточно. Прихожане к церкви с. Менюша состояли из пахотных солдат; в 1857 году переименованных в удельных крестьян.
Ныне посреди села стоит огромный полуразрушенный храм. Собор был закрыт в 1937 году. В послевоенные годы верующие неоднократно подавали прошения об открытии прихода, но власти отказались возвратить храм верующим. В храме разместили каменные жернова с южной стороны и мололи зерно, там же его и хранили. В советские времена в Свято-Троицком соборе хранили мешки с минеральным удобрением, а колодец был заброшен камнями и землей.
С 1991 года жители деревни стали восстанавливать храм. В 1991 году настоятель Коростынской церкви о. Игорь провел 7 июля Божественную литургию в честь Святых отроков Иоанна и Иакова. 7 июля 1996 года после водосвятного молебна при большом стечении верующих Высокопреосвещеннейшим Львом, архиепископом Новгородским и Старорусским, в сослужении трех иереев и протодиакона в храме была совершена Божественная литургия. После крестного хода вокруг храма в крипте, где покоятся под спудом мощи праведных отроков, был совершен акафист.
В полуразрушенном храме в разные времена служили и настоятель Солецкого храма о. Михаил, и настоятель Подгощской церкви о. Роман, в данное время очень активно занимается духовным возрождением настоятель Шимской церкви о. Яков. Уже больше пяти лет помогает ему в этом Мунтен Александр Федорович — он построил часовню на Святом озере, помог в восстановлении колодца у храма и за деревней.
По материалам сайта http://www.admselo.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?