5 августа 1844 года в Харьковской губернии в семье военного поселенца родился Илья Репин. В 28 лет он потряс публику «Бурлаками на Волге», в 35- «Запорожцами», в 40 — «Иваном Грозным, убивающим своего сына». В 58 лет Репин написал грандиозное, почти мистическое полотно ‘Торжественное заседание Государственного Совета», а в 80 — мудрый портрет Ивана Павлова. Публика буквально ломилась смотреть его картины, привлеченная скандальным шумом вокруг их сюжетов («пьяный поп!», «граф Толстой — и вдруг пашет землю»), шептались о несусветных суммах, которые Репин запрашивал за самый простенький портрет, иронизировали над темнеющими на глазах красками (разбавляет, мол, по скупости керосином!). Илья Ефимович был великим портретистом. Ему позировала вся Эпоха-люди уникальные, которых он любил, знал, привечал и они отвечали ему тем же. 06 отношении к Москве знаменитого художника мы можем узнать из его писем друзьям. Так, в 1867 году в послании Адриану Прахову живописец пишет: «Со вчерашнего дня я уже дышу московским воздухом, сегодня целый день таскался по Москве. Ее можно сравнить с домом скряги, кулака, у которого очень много имущества; многое ему досталось от его богатых предков, сам он не прочь купить что-нибудь новое, но, ясно, уже в крайности; вообще он любит обойтись, и потому у него больше всего старого хлама; о красоте своих вещей и о порядке он нисколько не заботится, главное —чтобы каждая дрянь была цепа; нечто вроде кучи плюшкинского кабинета: золотые и серебряные дедовские кубки, поизогнувшиеся от совершенной чистоты этих металлов и заплесневевшие от прикосновения к ним всяких гадостей, обглоданные свинцовые пули, серебряные тарелки, солдатские медные пуговицы, янтарное ожерелье, шило без ручки, гвоздь и проч. — все это в одном сундуке и под кроватью. сундуке и под кроватью. Черт знает, чего там. Нет, лучше не заглядывать; шкал новейшей работы, рядом с ним табурет простого дерева с темным глянцем времени и действия, с чистыми блестящими округленными углами — это уже помимо столяра. Такова же и Москва, например против Кремля, по ту сторону Москвы-реки, — это, кажется, самое лучшее место города». В 1877 году Репин переедет из Петербурга в Москву и проживет здесь пять продуктивных лет. Это раннее письмо скорее служит подтверждением слов Корнея Чуковского: «…каким превосходным писателем мог 6ы сделаться Репин, если бы он не отдал всех сил своей живописи». Это проза живописца, видящего общий «тон» города через детали и, конечно, через цвет. Вот как описывает Репин посещение зоологического и ботанического сада в другом «московском» письме критику Владимиру Стасову от 29 мая 1872 года: «Публика самая разношерстная, рядом с раздушенными барынями и франтами сидели засаленные сермяги и пестроситцевые бабы — удивительно картинно». «Разношерстность» привлекательна: в отличие от «казенного» и официального Петербурга, где «нет форм народного интереса», в Москве «больше народной жизни; тут народ чувствует себя как дома, чувство это инстинктивно переходит на всех, и даже приезжим от этого веселее — очень приятное чувство». Впрочем, к 1882 году Репин уже затоскует от московской рутины и возвратится в Петербург.
Художественно-мемориальный музей Ильи Ефимовича Репина в городе Чугуев (ныне Харьковская область) был создан в 1969 году в бывшем доме родителей художника на Музейной улице, бывшей Никитинской улице, в советские годы — Розы Люксембург. Уже будучи взрослым человеком, Репин неоднократно гостил у родителей на протяжении примерно двадцати лет в 1870-х—1890-х годах.