Литературно — этнографический комплекс имени С. Г. Чавайна открыт для посетителей, как дом — музей 15 октября 1961 года. Музей состоит из 2-х зданий:
— Дом основоположника марийской литературы С.Г. Чавайна. Здание деревянное, одноэтажное;
— Комплекс — здание деревянное, двухэтажное.
Первые 3-4 года проводились работы по раскорчевке леса, рыли колодцы, строили жилища. В 1925 году начал строить дом и С. Г. Чавайн, а в 1926 году Сергей Григорьевич вместе с семьей переселяется в новый хутор.
На сегодняшний день Чавайнур обыкновенная деревня с добротными избами, с резьбой на оконных наличниках. Под окнами каждого дома-палисадники для цветов и много деревьев по ту и другую сторону улицы, высоких, раскидистых. В середине деревни стоит дом С. Г. Чавайна.
Здесь дорого и свято людям каждое дерево, каждый куст, дорог тот скромный дом, тот уголок природы, где так С. Г. Чавайну хотелось жить.
В истории каждой национальной литературы есть писатели составившие целую эпоху культурной жизни родного народа и оставившие незабываемый след в его духовном развитии. К таким литературным деятелям относится и Сергей Чавайн, выдающийся писатель, основоположник марийской литературы.
С. Г. Чавайн прошел сложный, нелегкий жизненный и творческий путь. Знавал он и горечь неудач. Не сразу удалось ему во всей полноте овладеть передовым мировоззрением. Однако в любых условиях он оставался верным трудовому народу, его вековой мечте о социальном освобождении и счастливой доле. Каждым своим пароизведением писатель звал к борьбе во имя счастья человека. Чавайн был именно таким – зовущим вперед, к счастью и солнцу, певцом утра новой жизни.
На открытии музея вместе с трудящимися районаи учениками школ присутствовали первый секретарь Моркинского райкома КПСС С.Г. Лукаев, марийские писатели, поэты и критики С. Николаев, С. Вишневский, М. Казаков, Макс Майн, Тыныш Осып, Асылбаев,
представитель министерства культуры Ласточкин, жена С. Г. Чавайна Татьяна Алексеевна, дочери Галина и Татьяна, сын Юрий Сергеевич, сестра Авдотья Григорьевна и многие другие.
Первые годы, после открытия дома-музея, с правой стороны, на стене, висели семейные фотографии С.Г. Чавайна; фотография дома в городе Йошкар — Ола, где в 1935-1937 годах жила его семья, также портреты марийских писателей В. Иванова, Йывана Кырли, Олыка Ипая, С. Вишневского, М. Казакова, Ч. Васлия, на другой стене — журналы «У вий», «Арслан ден кестен», «Пионер йук», «У илыш», «Марий удырамаш», в издании которых помогал С.Г. Чавайн; здесь же размещен фотоснимок редакции «Йошкар кече», где С.Г. Чавайн работал редактором с 1921 года по 1923 год; красочно оформлены стенды из пъесы С. Г. Чавайна «Мукш отар», «Акпатыр».
В 1968 году, в честь 80-летия со дня рождения С. Г. Чавайна, в саду дома — музея была посажена аллея дружбы из фруктовых деревьев гостями, приглашенными на торжественный юбилей писателя в дер. Чавайнур. Это – поэт- переводчик А.Казаков, прозаик — переводчик В. Муравьев, чувашский литературовед Н. Дедушкин, кировский прозаик Н. Васенев, народный поэт Мордовии Никул Эркай, поэт из Карелии Ранта Карл, а также марийские писатели Сергей Николаев, В. Иванов, С. Вишневский, А. Волков, М. Рыбаков, Г. Матюковский, М. Азмекей, В. Юксерн, А. Юзыкайн, В. Колумб, М. Якимов, заслуженная артистка РСФСР и народная артистка марийской АССР А. Т. Страусова, заслуженный работник культуры РСФСР В. Орлов, заслуженный деятель искусств Марийской АССР Ф. П. Шабердин.
В 1978 году во время празднования 90-летия С. Г. Чавайна, на стене дома-музея была открыта мемориальная доска, где написано: «Вэтом домежил и работал основоположник марийской литературы Сергей Григорьевич Чавайн».
Благодатной осенней порой 1988 года , когда общественность республики широко отмечала 100-летие со дня рождения С. Г. Чавайн, открылся комплекс. Комплекс построен по оригинальному проекту в традициях деревянного зодчества. Этот дом-музей стал литературно-этнографическим комплексом.
В залахмузея хранятся более 1000 экспонатов: уникальные коллекции связанные с жизнью писателя, интересен интерьер «Быт и культура марийского народа конца ХIХ начала ХХ веков», скульптура, живопись. В последние годы фонд пополнился личными вещами поэта-музыканта Ю.Чавайна, которые передала музею его жена Эмилия Гавриловна Чавайн.
В 2015 году открыли отдел природы, где экспонируются чучело медведя, чучела разных видов птиц живущих в наших краях, болезни деревьев, гнездо шершня и многие другие.
Дом С.Г. Чавайна представляетс собой деревянное одноэтажное здание. Как и при жизни писателя в доме всегда светло, чисто и при этом никакого излишества. На окнах занавески с марийскими узорами, на каждом подоконнике горшки с цветами. У окна шкаф с книгами. В середине комнатыстол, покрытый бело – снежной скатертью. На стене радиорепродуктор, часы-ходики и большое зеркало. В заднем доме железная койка и деревянная кровать.
Из мемориальных вещей в музее хранятся книги и журналы, печатанные при жизни писателя, семейные фотографии и фотоснимкис друзьями и товарищами по работе, подсвечникпереданный музею внуком Сергеем, в заднем доме холщевая рубашка и головной убор «шарпан», вышитые руками матери Чавайна. Мебель и убранство тех лет не сохранились, но то, что экспонируется, типично для того времени.
В музее проводятся различные мероприятия, как районного, так и республиканского значения, связанные с жизнью и творчеством С.Г. Чавайна.
6 октября 2011 года состоялся республиканский научно-практический семинар на тему «Литературно-культурное наследие С.Г. Чавайна», где принимали участие ученые и студенты Марийского государственного университета, музейные работники, специалисты Моркинского отдела по образованию и делам молодежи,учителя Моркинского, Волжского и Звениговского районов, обучающиеся школ Моркинского района, журналисты.
В год 125-летия со дня рождения писателя, творческими работниками литературно-этнографическогомузейного комплексаимени С.Г. Чавайна проведено немало интереснейших мероприятий и исследовательских работ. Один из них – это научная экспедиция «По дорогам С.Г. Чавайна», первый этап которого проходил 17-18 июня 2013 года.
В первый день экспедиция прошла по литературным местам С.Г. Чавайна: «Роща», «Чавай илем», «Ямблат кувар», «Озий куп», «Йыныс отар». Когда-то в этих местах жили люди, память о которых сохранили потомки. Одного из них звали Чавай, потомком которого считал себя и Сергей Григорьевич Чавайн.
Родную природу классик марийской литературы увековечил в своих произведениях, а многие односельчане стали прототипом его произведений.
Побывали в родной деревне писателя, ознакомились с местами, где находился его родительский дом, с молодой березой, вырастающей из корня старого дерева, посаженного С.Г. Чавайном. Побывали в деревне Нуръял-Корамас на месте церковно-приходской школы, где учился будущий писатель.
Во второй день, как и Сергей Стрелков выйдя из деревни Малый Корамас, перешли реку Ярангу, поднялись в деревню Янситово. Как и в те далекие времена, жители этой деревни, на плечах с коромыслом спускались к роднику за водой. Узнав откуда и с какой целью мы идем они охотно рассказывали нам о своем услышанном С.Г. Чавайне.
Дальше дорога проходила через поле к деревне Старый завод, где насчитывался более 100 дворов. Но в конце 70-х годов прошлого столетияиз-за отсутствия работы жители этой деревни разъезжались по разным местам. На месте деревни старый завод в данный момент стоят лишь старые деревья и стела, напоминающие о прошлой жизни сельчан.
После Старого завода дорога Сергея Чавайна откуда проходила не ясно. Но ясно то, что через восемь километров дорога выходила к деревне Мазиково. А оттуда по лугам реки Элнет к деревне Фадейкино. В этой деревне рассказали легенду о прототипе пьесы С. Николаева «Салика» . Софья Степановна Архипова и Лидия Сергеевна Петрова нам показали то место на реке Элнет, где находилась водяная мельница, где проходят события в пьесе «Салика». Сергей Григорьевич Чавайн проходил через эти места. Пройдя пол- пути он останавливался отдыхать в водяной мельнице. Возможно, он был свидетелем свадьбы Салики и богатого Полат Акпая. Позднее, в год празднования 15-летнего юбилея Марийской Автономии в 1935 году, он написал сценарий для концертной программы» Морко суан».
Набравшись сил, он снова шагал до Шоруньжи двадцать километров, где в 1894 году обществом миссионеров была открыта школа, которая называлась «Братская центральная черемисская школа». Каждый учебный год в эту школу принимали по 30 учеников, одним из них оказался и Сергей Чавайн.
Через сто лет, пройдя по дорогам С.Г. Чавайна, мы узнали много нового, знакомились с многими людьми, были сделаны фотографии, записи. По итогам экспедиции была организована фотовыставка «По дорогам С.Г. Чавайна», где побывали более 800 человек.
В современных условиях, в век технологии и модернизации, когда все можно приобрести за деньги, мы все больше отдаляемся от национальных обычаев и традиций.
Осмотр экспозиции, сопровождающийся экскурсиями, дает лишь информацию о музейных предметах. Поэтому сотрудники музея решили разнообразить свою работу – ввести новшество в своё музейное дело.
В настоящее время, с использованием природного газа в быту, есть опасность утраты технологии использования русской печи.Через несколькодесятилетий современная молодежь не будет иметь представления, для чего использовалась печь.
Чтобы привлечь к своему историческому прошлому в нашем музее имени С.Г. Чавайна, провели реконструкцию печи. Печь служит не только для обогрева помещений, но и также для выпечки разнообразных национальных блюд. В первую очередь для выпечки блинов. Блинами сотрудники музея встречают дорогих гостей, показывают сам процесс выпечки, знакомят с бабушкиными рецептами, и самим предлагают испечь блины. Одновременно знакомят с технологией изготовления, рецептами блинов, характерных для этой местности.
Наиболее интересное мероприятие, проводимое 18 мая работниками музея в День открытых дверей – это «Удыр сий».
В литературно – этнографическом комплексе имени С.Г. Чавайна ежегодно проводятся конкурсы поэзии песенного и театрального творчества «Чавайновские чтения», в которых каждый год принимают участие от 70 до 90 участниковшкол Моринского, Волжского и Звениговского районов.