Мелянда. Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Первое упоминание о «новопоселенном починке Мелянде» с 6 душами населения – 1747 год, в 1830г. при нем была основана корабельная дача.
Приход открыт в 1866 г., образованный из деревень приходов сел Лебяжья и Петровского, с устройством временного молитвенного дома. В 1868 г. построена из материала упраздненной управы деревянная церковь с одним престолом в честь иконы Казанской Божией Матери «тщанием прихожан». Из описания церкви за 1891 г.: «зданием деревянная с таковою же колокольницею, с внешней стороны обшита тесом, в внутри выштукатурена, начинает ветшать. Обнесена вокруг деревянным палисадом. Необходимою утварью достаточна».
В 1892 г. губернским архитектором В. М. Дружининым был составлен проект на строительство каменного храма в с. Мелянда и утвержден в строительном отделении Вятского губернского правления. В ноябре 1895 г. Духовная консистория дала разрешение на строительство. В январе 1896 г. состоялись торги на кирпичную кладку, подряд на которую взял нолинский купец Петр Михайлович Братухин (впоследствии репрессирован); архитектурный надзор за строительством, которое затянулось на 11 лет из-за недостатка материалов, вел сам В. М. Дружин.
В ноябре 1907г. новый храм был «освидетельствован». Из рапорта младшего инженера строительного отделения Вятского губернского правления М. А. Бухгольца: «Храм выстроен прочно и из материалов надлежащего качества, отступлений от проекта нет, в западной части храма из колокольни устроены деревянные хоры на двух деревянных балках». Общая длина храма – 30 метров, ширина – 21 метр, высота 22 метра, высота с трехярусной колокольней – 27 метров.
Освящение храма состоялось 30 ноября 1907 г., в котором приняло участие духовенство округа, Вятский Владыка Филарет и хор певчих из г. Уржума со служением ранней литургии в «ветхом деревянном храме» и поздней с водосвятным молебном — в новой. На освящении также присутствовали председатель земской Уржумской управы, инспектор народных училищ и земский начальник. Владыка пожертвовал в храм икону св. праведника Филарета.
Из описания храма за 1918 год: «церковь каменная, вход в церковь при двух дверях, одни двери деревянные, вторые железные. Церковь крыта железом, церковная ограда на каменном фундаменте и каменных столбах, железной решеткой, за исключением пяти звен которые без решеток. Каменная караулка крытая железом. Церковные каменные ворота, с двумя калитками, с железными полотнами. Иконостас незолоченый с тремя открытыми дверями и с 18 деревянными живописными иконами».
Утварь: 6 аналоев, 69 икон, 2 паникадила, 8 колоколов (вес самого большого – 32 пуда). При храме хранились метрические книги с 1886 г., исповедные росписи с 1867 г. Особые достопримечательности: икона св. Филарета, подаренная Вятским владыкой в 1907 г., ковчег серебряный позолоченный (вес ¾ ф.) со стеклянным футляром в деревянных позолоченных рамках, серебряное кадило (вес ½ ф.), серебряный ковшичек (вес ¼ ф.).
С 11 ноября 1891 г. в селе действовала церковно-приходская школа. Епископ Вятский и Слободской посещал село также в 1904 и 1914 г.г. В 1920-х годах через село стал проходить Понизовый крестный ход из г. Вятки со св. иконами. В 1907 г. священник И. Ергин отмечал, что «село глухое и бедное».
В 1912 г. приход состоял из 12 селений с населением: православных русских – 3122, старообрядцев – 18 человек. Из описания прихода за 1912 г.: «село расположено на высокой горе при реке Вятке, местность почти безлесная… Кроме землепашества прихожане занимаются отхожими промыслами и, отчасти, рыбной ловлей». Из описания за 1882г.: «раскольники с православным живут одни в селениях, дружелюбны и приветливы. Луговой лук, кисленица и песты употребляются детьми в простом виде. Ржы ярового, выделываются по 15 пудов на душу. Сеют: овес, ячмень и отчасти гречиху». В д. Чупраки жители занимались разбойным промыслом еще в начале ХХв. В1915 г. в приходе появились первые «иеговисты» ( д. Шишкино).
Престольный праздник: Казанская. Также особо чтились Сретение и Михайлов день. Причт: священник и псаломщик. За всю историю служило несколько священников. Первый: о. Николай Христолюбов (до 1894 г.), после него о. Виктор Лучинин (до 1906 г.), с 1906 по 1907 г.г. о. Василий Агафонников (в 1937 г. расстрелян, прославлен в лике новомучеников), с 1911 по 1935 г.г. – о. Алексий Емельянов, отошел ко Господу в 1947 г. в д. Красный Ключ, погребен на приходском кладбище с. Мелянда. Его сын Николай погиб в Первую Мировую Войну. Последний – о. Иоанн (фамилия неизвестна, Заставляли работать на углублении Вятки, позднее служил в городе Нолинске, там и похоронен). 19 марта 1930 г. в церкви задержаны монахини Феодосия Лазарева и Евдокия Медвежникова – приговорены к трём годам лагерей. Последняя просфирница Михеева Варвара Филиповна после закрытия церкви служила в селе Рождественском, Уржумского райна, где в 1947 году была арестована и осуждена на десять лет лишения свобды.
В двадцатые годы возникло «Меляндинское религиозное общество» со своим «уставом» В 1927 году меляниндские крестьяне написали прошение в УИК с просьбой оставить их храм «в неприкосновенности». Приход был староцерковным. Церковные ценности были изъяты в марте 1922 г. В 1930г. в церкви опечатан архивный материал., но оставлен при ней.
Церковь была закрыта в апреле 1939 г., когда церковный совет был оштрафован на 500 р. за «нарушение противопожарных правил» – за то что на 15 дней из-за плохой погоды опоздали с покраской крыши церкви и с изготовлением деревянного чана для воды. В ответ на жалобу верующих председатель комиссии по вопросам культов при Облисполкоме велел снизить штраф до 100 р. и при этом указал – «… в случаях, когда религиозная община отказывается от ремонта, ставится вопрос о расторжении договора на пользование зданием церкви». Еще одним поводомстала «крайняя нужда» Меляндинской школы в помещениях. В протоколе заседания пленума Меляндинского с/совета 27 марта 1939 г. было записано: «…в нынешнем 1938-1939 гг вместо двух пятых классов был скомплектован лишь 1 класс, остальных желающих учиться в Vклассе, оставили вне очереди. А к новому учебному году потребуются вновь помещения под 2 параллельных класса…». На основании этого и липовых протоколов собраний колхозников 2 апреля 1939 г. Облисполком вынес постановление № 625 о закрытии церкви в с. Мелянде.
За 1948г. о церкви сообщалось: «часть здания временно используется под госхлеб (глубинка), переоборудование под какие-либо цели невозможно. Здание каменное, но на 50 % разрушено, построено в 1903 г., требует больших капитальных затрат. Сторожка есть, ограды, крестов, колоколов и колокольни нет». Храм лишился верхних ярусов колокольни. Мужики, сбрасывавшие колокола (их переплавили на подковы), все погибли на фронте.
Первоначально, в здании был клуб, но после необъяснимого случая, напугавшего всех (странный гул в запертом храме с отсвечиванием окон) там разместили «глубинку», в годы войны была школа. В сороковые годы в д. Красный Ключ действовал молельный дом.
В здании церкви до сих пор размещается мастерская колхоза. В конце 1980-х годов хозяйство перекрыло крышу церкви, остановив тем самым ее разрушение.
В сентябре 1992 г. здание было осмотрено сотрудниками областного научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры, которые сделали заключение, что оставшаяся часть находится в удовлетворительном состоянии, но для прекращения разрушения необходимо «выселить» сельскохозяйственную технику.
В 1990-е годы в селе проводились редкие богослужения. В престольный праздник 21 июля 1998 г. на купол храма был возвращен крест, отслужена праздничная служба, но впоследствии все вновь пришло в упадок.
С сайта: http://urzhum-uezd.ortox.ru/khramy_urzhumskogo_uezda/view/id/1110347

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?