Часовня во имя Святителя Николая Чудотворца д. Мелой Губа. 1693 г. Состоит из двух срубов: молельни и сеней, перекрытых единой кровлей. Над сенями возвышается звонница. Особый облик часовне придает крупное протяженное крытое крыльцо, расположенное перпендикулярно к сеням. Иконы так называемого «неба» (особой потолочной формы размещения икон в деревянных храмах, появившейся со второй половины XVII в.) были вывезены из часовни экспедицией музея «Кижи» в 1970 г. и хранятся в фондах этого музея. За прошедшие со времени экспедиции КМИИ 7 лет в часовне сохранилось только 7 икон «неба» и большая монументальная икона «Страшный суд».
По книгам: Древняя живопись Карелии. Фонды музея «Кижи»: Каталог /Государственный историко–архитектурный музей–заповедник «Кижи», Министерство культуры КАССР. / Сост. И.М. Гурвич. — Петрозаводск, 1980. С. 20, 62–63; Фролова Г.И. «Небеса» Заонежья. Иконы из собрания музея–заповедника «Кижи». Петрозаводск: Издательский центр музея–заповедника «Кижи», 2008. С. 124—129. Орфинский В.П. Архитектурное наследие Заонежья // Кижский вестник. № 2. Заонежье. Петрозаводск, 1993. С. 177–178.
Большинство заонежских часовен окончательно сформировалось как раз в период перелома от традиционного народного зодчества к профессиональной архитектуре. Очень характерна в этом отношении судьба Никольской часовни в деревне Мелойгуба на северо–западе Заонежского полуострова. Срублена она была в конце XVII в. в виде клетской постройки, состоящей из более высокого сруба главного помещения с повалами, низкой бесповальной трапезной и развитого крыльца. При первой реконструкции в конце XVIII в. вместо разобранного крыльца пристроили сени с колокольней над ними. Одновременно надстроили трапезную под общую крышу с молитвенным помещением, оставив потолки на прежнем уровне, и следовательно придав равновысокость наружному объему сооружения с разновысоким интерьером — влияние тенденций профессиональной архитектуры. Высотное акцентирование не главного храмового помещения, а входа (с помощью надстройки колокольни), стремление скрыть разновысокость внутренних пространств крышей с общим коньком, равномерное размещение окон на фасадах вне зависимости от освещенности интерьера — все это предопределено тенденцией к регулярности, характерной для профессиональной архитектуры нового времени. Вместе с тем органическое единство архитектуры с природой — дань традициям средневековья. Традиционализм крестьянской культуры способствовал совместимости заимствований, которые долгое время как бы проверялись «на зубок» традиций. Лишь дальнейшее ослабление последних на рубеже XIX—XX вв. привело к снижению «стилистического иммунитета» народного зодчества. В частности, это проявилось при третьей реконструкции Никольской часовни в 1890—1895 гг., когда к храму были пристроены вторые южные сени с внутренним крыльцом, выпилен переруб, отделяющий молитвенное помещение от трапезной, переделана звонница колокольни, произведена наружная и внутренняя обшивка с покрытием главок железом.
Платонов В.Г. К вопросу об эволюции северного иконостаса (На примере часовни Николы в д. Мелойгуба) // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Карелии и сопредельных областей. Межвузовский сборник. Петрозаводск, 1985. С. 81—89.
Иконы из Никольской часовни в д. Мелойгуба в основном были вывезены в 1962—1963 гг. экспедицией Карельского музея изобразительных искусств и хранятся в фондах этого музея. На основе изучения тяблового иконостаса часовни, удалось установить установить дату ее первоначальной постройки: «Поставлена сия часовня во имя Николы Чюдотворца лета 7201-го года месяца маия в 3 день построил сию часовню раб божий Иоан Софоньтев сын Шестаков (поно)влена тысеща семсот двадесятого году марта в 4 (?) день». Таким образом, надпись сообщает даты постройки часовни (1693 г.) и ее поновления (1720 г.). Согласно произведенной В.П. Орфинским реконструкции первоначального облика интерьера, северная и южная стены в этот период не были отесаны. Часовня освещалась небольшими волоковыми окнами. Свет при этом падал лишь на нижнюю часть восточной стены молельни. Растеска боковых стен в 1720 г. уничтожила следы крепления тябл первого иконостаса, но можно предположить, что он состоял из одной полки для икон или из двух низко расположенных ярусов. Стремление к более нарядному облику интерьера привело к увеличению оконных проемов и переделке иконостаса в 1720 г., вскоре после постройки часовни. Последнее существенное изменение конструкции и состава иконостаса связано со строительными работами во второй половине — конце XVIII в. В этот период была установлена рама ордерного иконостаса с резными декоративными деталями, заходящая на боковые стены молельни. В верхнем ряду появился 11–фигурный деисусный чин, в нижнем ряду стояло шесть икон. Художественное оформление интерьера было завершено устройством «неба» (датируется по–разному: второй половиной — концом XVIII в., концом XVIII — XIX вв., 1890—1895 гг. Последняя датировка: финского исследователя Ларса Петтерссона, оставившего наиболее полное до сих пор описание Заонежских храмов, сделанное во время финской оккупации 1941-44 гг.
Переход от традиционных форм убранства интерьера к использованию декоративных приемов XVIII в. интересно сопоставить с эволюцией архитектуры Никольской часовни. Во второй половине — конце XVIII в. ее силуэт существенно изменился вследствие надстройки трапезной до высоты молельни и сооружения сеней с возвышающейся над ними звонницей. Не случайно, видимо, то, что в этот период в интерьере появляется ордерный иконостас и «небо». Устройство этого более широкого и пластически более активного иконостаса как бы предопределило дальнейшую трансформацию внутреннего пространства храма. В начале XX в. площадь основного помещения расширяется за счет трапезной благодаря растеске западной стены молельни. При этом были искажены традиционные пропорции интерьера, но улучшились условия восприятия ордерного иконостаса. Несколько ранее, в конце XIX в., архитектурный образ часовни был существенно искажен пристройкой с юга вторых сеней.
Орфинский В.П. Часовни в традиционной культуре карел // Народное зодчество. Петрозаводск: издательство ПетрГУ, 2004. С. 93—94.
Важно отметить, что некогда северно–людиковские влияния распространялись не только на запад, но и на восток — в Заонежье. По предположению А.С. Герда, один из древних водно–волоковых путей из Прионежья к Шуньге шел через Мелой–губу Онежского озера, одноименная деревня на берегу которой была отмечена возведением в ней в 1693 г. Никольской часовни — двухкамерной разновысокой и равноширокой клетской постройки Строительство часовни и ее первая реконструкция датированы на основании надписи на тябле иконостаса. Судя по следам, первоначально храм имел волоковые окна, неотесанные в интерьере стены и простейший иконостас в виде полки для икон, но уже вскоре после постройки, в 1720 г., подвергся реконструкции, при которой была выполнена отеска стен, увеличены оконные проемы и устроен двухрядный тябловый иконостас без деисуса, генетически восходящий к одному из древних типов оформления алтарных преград церквей. По словам В.Г. Платонова со ссылкой на Э.С. Смирнову, в сохранении такого иконостаса в Мелой–губе можно усмотреть поздние отголоски новгородской культуры. И это не единственный случай «консервации» на восточной периферии бывшей метрополии Великого Новгорода храмостроительных традиций.
Часовня Николая Чудотворца находится в маленькой карельской деревне, носящей название Мелойгуба. Эта деревня, возникшая в самом конце XVII века, ныне заброшена и пустует. Находится она на восточном берегу Уницкой губы Онежского озера. Часовня была построена в 1693 году, а в 1720 проведена ее реконструкция. Здание представляет собой два деревянных сруба, молельной комнаты и сеней, покрытых одной крышей. Прямо над сенями высится маленькая колокольня. С запада к часовне примыкает трапезная. В 1890-1895 годах была проведена еще одна реконструкция обветшавшего уже к тому моменту сооружения. Здание было заново обшито тесом, а с южной стороны построен еще один притвор. В настоящее время часовня заброшена и пустует.
http://www.kaliningradgid.ru/architecture/
Часовня Николая Чудотворца была построена в 1693 году, но с момента первой постройки несколько раз переделывалась. Очевидно, что первым строением был основной сруб клетского типа из бревна с повалами в верхней части, с молельным помещением и притвором под единой двускатной кровлей. Над притвором установлена высокая колокольня на бревенчатом восьмерике с повалами к верху, шатровой кровлей на восьми столбах. На колокольне — луковичная главка с восьмиконечным крестом. Также две главки с крестами высятся над крыльцом и над молельным помещением.
Изначально часовня была бревенчатая, без обшивки тесаной доской. Этому свидетельствует очень качественно выполненный тес бревна на внутренних стенах. Позже к часовне было пристроено массивное крытое крыльцо, которое стало своеобразными сенями-притвором. Широкая лестница, окна в каждом помещении. Скорее всего, в этот период, когда появилось крыльцо, и была обшита часовня. Точные даты строительства крыльца установить не просто, но если смотреть на тип тесаной доски, которой часовня в результате переделок была обшита снаружи и внутри — то она очень похожа на доску, которой обшивали часовни более позднего периода — от конца XVIII века до середины XIX века (на примере заонежских и кондопожских часовен).
Часовня была богата украшена резными элементами, от которых в разные периоды оставалось все меньше деталей. На 2018 год сохранились только причелины и элементы подзора на колокольне.
К XX веку кровля, шатер и главки часовни были покрыты металлом. Скорее всего, эти работы были выполнены или в самом конце XIX века, или в самом начале XX века. Под металлом кровли и шатра колокольни видна старая деревянная кровля, которая, скорее всего, тоже не историческая, а после ремонта, предположительно в первой половине XIX веке (предположение основано на аналогичных образцах деревянных часовен Карелии XIX в.). Первая кровля была выполнена по безгвоздевому принципу «по курицам и потокам» — этому свидетельствуют определенные зарубки на срубе. Авторитетные исследователи деревянного зодчества также указывают примерно эту периодику в жизни часовни.
Финский исследователь Л. Петтерсон (оставивший наиболее полное на сегодня описание Заонежских храмов, сделанное во время финской оккупации 1941-1944 г.г.) отнес постройку часовни к первой половине XVIII в., а её модернизации, по его мнению, были в XVIII-XIX в.в. В книге «Свод памятников истории и культуры КАССР» В.П. Орфинский также выделяет три этапа в истории часовни — первая половина XVIII в., конец XVIII в., конец XIX в.
Когда-то часовня была богатой по внутреннему наполнению. Иконостас, иконы неба, росписи элементов, окрашенные стены — все это на сегодня утрачено, лишь некоторые фрагменты напоминают о былой роскоши. Иконы, которые стали памятниками древнерусской живописи, из Никольской часовни Мелойгубы были вывезены этнографическими экспедициями в 1962 и 1970 г.г. и хранятся в фондах Музея изобразительных искусств Карелии, а также частично в фондах Государственного музея-заповедника «Кижи».
Характерным подтверждением мнения зодчих о периоде строительства часовни является найденная на тябловом иконостасе, вывезенном в Петрозаводск, надпись: «Поставлена сiя часовня во имя Николы Чюдотворца лета 7201-го года мца майя въ 3 день. Построилъ сiю часовню рабъ Бжiй Iоаннъ Софроньтевъ сынъ Шестаковъ. Поновлена тысеща семсотъ двадесятаго году марта 4 день».
Эта надпись позволила точно узнать дату постройки часовни (1693) и её обновления (поновления) — 1720 и 1890-1895 г.г. — вероятно, создание потолка — «неба» и переделки кровли на металл.
http://kareliya.ru/useful/kondopoga/melojguba.html
Содержание и результаты комплексных исследований, 2020 г.
Деревянная часовня Николая Чудотворца клетского типа на высоком подклете была построена, вероятно, в XVIII в., позже к ней была пристроена трапезная с колокольней, а еще позже — сени. При последнем ремонте была целиком обшита доской, и, вероятно, в это же время кровля была окрыта металлом.
Часовня состоит из молельного помещения и трапезной с шатровой колокольней расположенных на одной оси, а сени пристроены к южному фасаду в западной части трапезной, поперек продольной оси.
Вход расположен в южной части западного фасада сеней, из которых по лестнице можно попасть в помещение трапезной, а из трапезной на колокольню или в молитвенное помещение.
Фундаменты под срубом молельного помещения и трапезной выполнены из валунов, уложенных по периметру стен. Наблюдается общая осадка фундамента и неравномерная просадка фундамента под колокольней.
Цоколь и отмостка отсутствуют.
Стены часовни бревенчатые, срубленные «в обло». Сруб молельного помещения и трапезной одинаковой высоты, имеют повалы, объединены общей кровлей. У сеней более низкий сруб, без повала. Часовня обшита тесом с калевкой по нижнему краю в горизонтальном направлении, углы дополнительно зашиты тесом вертикально, с калевкой по внешней стороне. Под свесами кровли и на северной и восточной стенах часовни сохранилась покраска в светло-серый, почти белый, цвет.
Колокольня представляет собой восьмерик с повалом, установленный в западной части трапезной, срублен из бревен «в обло», обшит тесом в горизонтальном направлении. На уровень звона ведут три лестницы на тетивах. На ярусе звона девять столбов. Почти на всех гранях сохранились поручни, но без ограждения, сохранилось несколько причелин.
Причелины на двускатных кровлях сохранились почти полностью. На южном фасаде сеней сохранились фрагменты полотенец.
Кровли, в том числе шатер с полицами, окрыты листовым металлом, окрашенным в светло серый цвет. Листы металла сильно проржавели.
Главка молельного помещения восьмигранная, луковичной формы, среднего размера, у нее на восточной стороне утрачен металл. Главки на колокольне и над сенями небольшие, восьмигранные. Главка над сенями имеет более вытянутые пропорции и очень низкий барабан по сравнению с главками над молельным помещением и на колокольне. Главки с барабанами окрыты металлом. Кресты так же обиты металлом, металл сильно проржавел. Крест на колокольне наклонен на юг.
Окна косящатые, обрамлены профилированными наличниками несложного сечения. Наличники на некоторых оконных проемах сохранились частично. На западном фасаде три оконных проема, на северном – одно, на южном — два. В некоторых окнах стекла разбиты, почти во всех окнах (кроме восточного окна на южном фасаде) позднее столярное заполнение, иногда меньших габаритов. Оригинальный переплет имеет расстекловку на шесть частей.
В оконных проемах в молельном помещении установлены кованые решетки с квадратными звеньями, два вертикальных прута, три горизонтальных, с отверстьями в горизонтальном пруте, закреплены в откосах. В молельном помещении и в трапезной в интерьере оконные проемы также обрамлены наличниками несложного сечения, сохранились подоконники.
Входная дверь в сени на западном фасаде одностворчатая из досок на шпонках, со стороны фасада украшена накладными профилированными досками. Со стороны фасада, в верхней части полотна сохранилась покраска в белый цвет. На восточной стене сеней, напротив западного, расположен дверной проем с одностворчатым дверным полотном из досок на шпонках, со стороны фасада полотно ничем не украшено. Дверной проем из трапезной в молельное помещение имеет две белые филенчатые створки с монохромным зелено-голубым рисунком, верхние филенки не сохранились.
Перекрытия плоские, в молельном помещении потолок «в елку» по балкам, в одном из углов несколько досок потолка утрачены. В сенях и в трапезной потолок из досок, уложенных внахлест по оси север-юг. Полы из досок, в молельном помещении уложены вдоль продольной оси памятника (восток-запад), в трапезной и сенях по оси север-юг.
Габариты в плане по фасаду: Молельной части и трапезной – 10,76 м (д) х 4,60 м (ш). Сеней – 6,15 м (д) х 3,15м (ш). Максимальные габариты часовни 10,76 м х 10,80 м.
Часовня Николая Чудотворца представляет историко-культурную ценность как типичная культовая постройка Заонежья ХVIII-ХХ в.в.
Проект «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера», http://obsheedelo.ru/churchs-chapel/catalog/chasovnya-nikolaya-chudotvortsa-meloyguba/
Волонтеры проекта «Общее дело» продолжают работу по сохранению и восстановлению деревянных храмов Карелии. Этим летом (2021 г.) они трудятся на шести объектах. Один из них – часовня Николая Чудотворца, построенная в XVII в., работа на ней началась в 2020 г.
Два десятка волонтеров ведут работы по консервации пытаются спасти от разрушения старинную часовню во имя Николая Чудотворца. Заброшенная деревня Мелойгуба Кондопожского района – посуху к ней не проехать, дорога размыта, переправы сломаны, и добраться сюда можно лишь по воде. Ещё полвека назад в деревне было семь домов. Сейчас из уцелевших построек лишь дом на берегу и часовня конца XVII века. Все эти годы за ними присматривал житель соседней деревни Александр Захаров – закрывал протечки, вставлял в окна рамы со стеклами, старался уберечь постройки от снега, дождей и пожаров. «Один раз тут – не знаю в каком году уже – остров горел. Я тут ходил по берегу, чтобы огонь не перекинулся сюда», – рассказал житель деревни Уница Александр Захаров. Сейчас Александр помогает волонтерам.
Экспедиция общественного движения «Общее дело» – уже второй год приезжает в Мелойгубу. Везут с собой инструменты, стройматериалы. Живут в уцелевшем доме и в палатках. Люди разных профессий – специально берут отпуск, чтобы работать на очистке и консервации часовни. «Здесь, наверное, человек 20. Или даже больше 20-ти, и у нас нет стола, за которым мы можем есть. Поэтому делаю стол из подручных материалов. Чтобы уже потом можно было перейти к основной работе», – отметил волонтер Леонид Смирнов.
Андрей Орехов приехал из Новосибирска. Профессиональный строитель, занимается деревом. Уже вторую экспедицию руководит всей технической частью работ. «В моем лексиконе есть слово «Отечество». Я считаю, это история нашего Отечества, и чтобы она не погибла, я трачу свое время. Очень приятно слышать, что вы сделали «на пять с плюсом». Что не всегда реставрационные фирмы делают на таком уровне качества. Для меня это самое лучшее», – подчеркнул заместитель командира экспедиции по технической части Андрей Орехов.
Одновременно с консервацией волонтеры ведут обмеры часовни. Эти данные помогут специалистам при составлении проекта будущей реставрации. За лето им удается законсервировать около трёх десятков сооружений. Работы идут под контролем специалистов.
Это одна из экспедиций волонтеров движения «Общее дело». Уже несколько лет они работают над сохранением деревянных памятников в Карелии, Архангельской и Вологодской областях. Всего около двух тысяч добровольцев.
«Россия может гордиться огромным количеством сохранившихся деревянных памятников. Но это же и проблема России. Памятников тысячи, а возможностей у государства отреставрировать, к сожалению, только единицы или десятки. То есть волонтеры – это спасительная сила. И на территории нашей республики уже несколько десятков таких объектов, которые закрыты и в течение ближайших 20 лет мы за них можем быть спокойны – их состояние не ухудшается», – сообщил ведущий специалист всероссийского учебного центра сохранения деревянного зодчества музея-заповедника «Кижи» Александр Любимцев.
В Мелойгубе экспедиция будет работать две недели. Волонтеры очистят стены часовни, защитят её кровлю, укрепят фундамент. Также восстановят часть утраченной деревянной обшивки.
4 августа 2021 г., http://smotrim.ru/article/2596349
Часовня Николая Чудотворца восстановлена. В деревне Мелойгуба Кондопожского района завершилась экспедиция проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера», в ходе которой велись восстановительные работы на часовне Николая Чудотворца.
2020 г. Выполненные работы: Металлическая кровля часовни покрыта краской с защитой от коррозии. На ярусе звона колокольни сделано консервационное покрытие из сплошного дощатого настила по лагам с покрытием стеклоизолом «технониколь» с посыпкой. Настил смонтирован поверх существующего теса. Тес предварительно расчищен от гнили и мха. Смонтированы полы и ступени лестницы в колокольне. Выровнены дверные полотна, укреплены дверные петли. Проведена уборка мусора и остатков гнилой древесины внутри и снаружи часовни, устранены муравейники. Расчищены нижние венцы часовни, устроены продухи и водоотвод. Смонтирован причал.
2021 г. Проделанные работы: Заменили нижние венцы, укрепили фундамент часовни. Покрасили крышу и шатер. Установили крест на шатре звонницы. Смонтировали иконостас. Привезли и повесили в часовне написанную икону. Навели порядок в часовне. Застеклили окна. Отремонтировали двери (входную дверь и двери в молельную часть). Укрепили крышу звонницы, накрыли ее вторым слоем стеклоизола. Очистили территорию вокруг часовни от кустарника. Сделали причал. Установили информационный стенд.
Во время экспедиции Мелойгубу посетил Епархиальный древлехранитель, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Кондопога иерей Сергий Соболев, который отслужил Молебен, Литию и освятил иконостас.
Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский Фонд Культуры» в рамках программы «Волонтеры культуры» федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» и при поддержке Фонда Президентских грантов.
Работы в часовне Николая Чудотворца в д. Мелойгуба Кондопожского района Республики Карелия проводятся второй год. Этим летом они были завершены. Сердечно благодарим за консультационную и методологическую поддержку Всероссийский центр сохранения деревянного зодчества им. В.С. Рахманова и особо Александра Юрьевича Любимцева, который не только поддерживал наших добровольцев дистанционно, но и приезжал на объект и работал вместе с командой.
Экспедиция «Мелойгуба» завершена! Старинная часовня восстановлена!
Проект «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера», 17 августа 2021 г.