Мелитополь. Собор Александра Невского (утраченный).

Собор Александра Невского был освящён в 1861 году. По документам 1865 года собор выглядел весьма скромно, представляя собой каменное здание с деревянным куполом, каменной оградой с деревянными решётками и домиком для сторожей. Собор не имел колокольни, и колокола висели на столбах. Соборный причт состоял из шести человек. Каменная колокольня собора была построена только в 1867 году. В 1891 году собор по-прежнему был каменным, с деревянным куполом. Место, отведённое под постройку церковных домов, пустовало и иногда арендовалось под ссыпку зернового хлеба за плату в пользу церкви. Пахотная земля, закреплённая за церковью, сдавалась в аренду крестьянам села Кизияр. Всего в 1891 году собор владел 131 десятиной земли. В октябре 1891 года в Мелитополе был открыт комитет для сбора пожертвований в пользу голодающих под председательством настоятеля собора. Церковная библиотека в 1891 году состояла из 380 томов и 112 названий.
В 1899 году было построено новое здание собора. На колокольне собора висели колокола, отлитые из бронзы с добавлением серебра. Их звон был слышен по всему городу. В 1904 году на церковные средства были возведены дома для причта, в 1907 году построен «дом для народных чтений». В 1910 году на средства мелитопольского купца Ивана Матвеевича Чередниченко на территории церкви был построен «дом для религиозно-нравственных чтений». Какое-то время после революции собор продолжал играть заметную роль в жизни города. Так, в июне 1923 года в соборе прошёл съезд, в котором приняли участие 300 человек духовенства и мирян. Но уже в конце 1920-х — начале 1930-х годов советская власть развернула более активную антирелигиозную кампанию. В Мелитополе организовывались собрания трудовых коллективов, на которых производился сбор подписей под решением о снятии колоколов с собора и передаче его здания под культурно-просветительное учреждение. Этим дело не ограничилось, и в середине 1930-х годов, в безбожную пятилетку, собор был разрушен.
То, как начиналось разрушение храма, описано Д. И. Гордоном: … Как обычно, возле церкви толпилась масса народу. Среди них было много нищих, которые сидели на паперти. А в этот день милиция почему-то оттесняла толпу на тротуар, к зданию городской типографии по ул. Карла Маркса. Вокруг церкви сновали какие-то люди, одетые в спецовки, с длинными веревками и бревнами в руках. По каким-то лестницам они с двух сторон взбирались на церковь. Я задрал голову вверх. Рабочие в спецовках доползли до звонницы и начали обматывать колокола веревками. Нас же оттесняли все дальше к типографии. Вдруг большой колокол, поддетый бревнами, которые толкали и раскачивали рабочие, вначале наклонился, зашатался, словно раздумывая, падать ли ему, медленно наклонился, а затем враз рухнул на землю. Толпа отпрянула еще дальше, застонала, заорала. Многие крестились. Вслед за колоколами принялись рушить саму церковь. Кто и когда разобрал ее до основания — не знаю. Но прошло не так уж много времени, и от церкви и следа не осталось. Вроде бы ее никогда и не было. (Давид Ильич Гордон «Это было в Мелитополе»).
Позже изящная кованая ограда собора была использована для ограждения городского парка. Предварительно из неё вырубили кресты. На фундаменте собора был построен крытый павильон Центрального рынка. В здании «дома для народных чтений» теперь расположены кассы Автостанции № 2. В 2013 году мелитопольский предприниматель Евгений Куценко заявил о намерении восстановить собор на прежнем месте. Филарет, патриарх Украинской православной церкви Киевского патриархата, благословил инициативу и подарил для будущего храма икону Николая Чудотворца. Восстановленный собор планируется назвать в честь Николая Чудотворца, так как в честь Александра Невского в Мелитополе уже назван другой собор. Ровно 130 лет назад на месте молочного павильона на Ц. Рынке в Мелитополе возвышался собор Александра Невского. Сегодня в память о нем священнослужители презентовали мемориальную доску, которую разместили на единственной сохранившейся стене старого собора на входе в павильон.
https://ok.ru/ekskursovod/topic/63025565562261

Появление первой церкви всегда было важным событием в истории села, поселка или города — именно тогда это поселение получало официальное признание. Так было и в Ново-Александровской слободе, получившей в 1842 г. статус уездного города и новое название — Мелитополь. Первоначально здесь был построен в 1816 г. прихожанами молитвенный дом; потом в 1830 г. построен был настоящий собор, каменный с деревянным куполом. Храм рос вместе с городом, в 1857 г. он распространен пристройкой двух приделов на средства почетного гражданина Н. Кроткого, при пособии прихожан. Главный престол — во имя святого благоверного князя Александра Невского, а остальные два — в честь Покрова Божьей Матери и во имя святых апостолов Петра и Павла. В 1861 г. храм получил имя: он был освящен как православный собор Александра Невского. В 1870 г. построена каменная колокольня.
Причт: 2 священника, 1 диакон и 2 псаломщика. Содержание: от казны 358 р. 68 к. и от прихожан 1300 р. и 120 десятин земли. Настоятель живет в собственном доме, один из псаломщиков в церковном, а прочие члены причта — в наемных квартирах на средства собора. Приход: город Мелитополь, где между православными живут католики, лютеране, меннониты, армяно-григориане, евреи, караимы и татары, и две пригородные слободы — Кизияр и Песчаная, населенные малоросами. Прихожан 2 649 + 2 236 = 4 885. Духоборцев 7 + 9. Молокан 9 + 9. Главное занятие прихожан — земледелие; но они же имеют сады и виноградники. Состояние их достаточное.
Домовая церковь — в здании реального училища, освященная 12 февраля 1875 г. во имя святых Кирилла и Мефодия. Причт: священник и псаломщик. Прихожане: учащиеся и служащие в училище. Их 94 + 94. Духоборцев 5 + 2. Из мелитопольского духовенства: протоиерей окончил курс в семинарии со званием студента, а оба священника — воспитанниками.
О некоторых сторонах жизни собора рассказывают так называемые клировые ведомости, хранящиеся в Государственном архиве Автономной Республики Крым. На пожелтевших от времени страницах, исписанных порой не очень разборчивым почерком, собраны сведения о том, когда был построен собор, какие здания и земельные владения ему принадлежали, характеристики священнослужителей и другая информация. Эти данные собирала Таврическая духовная консистория — учреждение, управлявшее церквями и осуществлявшее суд над священно-служителями.
Если верить этим документам, в 1865 г. собор имел довольно скромный вид. Он представлял собой каменное здание с деревянным куполом, имел каменную ограду с деревянными решетками, а «в стенах ее домик для сторожей». Колокольни при соборе не было, и колокола висели на столбах. Соборный причт (священники и обслуживающий персонал) состоял из шести человек и получал следующее жалованье: «Протоиерей — 141 р. 12 к., священник — 105 р. 84 к., диакон — 52 р. 92 к., дьячки (их было два) — по 35 р. 28 к., пономарь — 23 р. 52 к. серебром». Интересно, что за последующие три десятилетия эти суммы практически не изменились, разве что священник и дьячки (к тому времени переименованные в псаломщиков) стали получать немного меньше — 94,80 руб. и 35,25 руб. соответственно. О земельных владениях в 1865 г. сообщалось, что «земли к сей церкви отмеровано 120 десятин (130,8 га), но плана и меровой книги на отвод земли не имеется».
К 1891 г. (а именно к этому времени относятся следующие сведения) в жизни собора многое изменилось. Само здание было по-прежнему каменным с деревянным куполом, но колокола уже висели не на столбах, а в каменной колокольне, построенной в 1867 г. Земельные владения собора увеличились и составляли 131 десятину (около 143 га). Место, отведенное под постройку церковных домов, все еще пустовало и иногда нанималось под ссыпку зернового хлеба за плату в пользу церкви. Пахотная земля сдавалась в аренду крестьянам с. Кизияр за 1950 руб. «по условию, заключенному на три года по 1 сентября 1894 г.».
Были у собора и другие источники дохода. Кроме жалованья из казны, причт получал также жалованье от прихожан: от песчанских крестьян — 673 руб., от горожан — около 600 руб. в год и проценты по билетам кредитных учреждений, приобретенным «на капитал в 992 руб., завещанный московским мещанином Иоанном Кожевиным на вечное поминовение». Также сообщалось, что: «В минувшем 1891 г. церковь приобрела доходов: свечного 4855 р. 80 к., кошелькового и кружечного 281 р. 30 к. и пожертвований деньгами 293 р. 29 к. В течение того же года израсходовано вообще 5361 р. 53 к». Для того времени деньги эти были довольно приличные: в среднем месячный бюджет студента тогда составлял около 30 руб., из них на жилье тратилось от 5 до 10 руб., на питание — около 12 руб., на проезд — 1,5 руб.
На что тратились церковные средства, в документе не указывается. Известно лишь, что свыше 1000 руб. в год собор платил за проживание причта в наемных домах. Какая-то часть средств могла расходоваться на помощь голодающим (с октября 1891 г. в городе был открыт комитет для сбора пожертвований в их пользу под председательством настоятеля собора), на общественную народную школу в селе Песчанском (в то время в ней обучалось 85 мальчиков и 35 девочек), а также на пополнение церковной библиотеки, состоявшей к тому времени из 380 томов и 112 названий.
В конце XIX — начале XX вв. храм переживал настоящий строительный бум. «В настоящее время в Мелитополе заканчивается постройка прекрасного здания — Собора», — писал в 1898 г. П. Дзякович в своем очерке по истории Мелитополя. Эту информацию подтверждает и клировая ведомость за 1912 г., где указывается, что «церковь построена в 1899 г. тщанием прихожан». В 1904 г. на церковные средства были наконец-то построены дома для причта из желтого камня, а в 1907 г. появился дом для «народных чтений» (теперь в этом здании — кассы районной автостанции). Еще через три года на средства мелитопольского купца Ивана Матвеевича Чередниченко в церковной ограде был построен дом «для религиозно-нравственных чтений», тоже ставший собственностью собора.
Уровень жизни прихожан рос, что не могло не отразиться на доходах собора: «кружечных доходов за 1912 г. получено 3650 руб.» (сравните с 1891 г.). О количестве других доходов клировая ведомость почему-то умалчивает. Известно лишь, что собору принадлежала усадьба по Кузнечной улице (ныне часть ул. Луначарского — от ул. Профинтерна до ул. К. Маркса), где находились флигель с сараем, сдававшиеся в аренду паровой мукомольне.
О жизни собора во время и после революции известно еще меньше. На Базарной площади, находившейся перед ним, в 1917 г. часто проходили митинги, один из которых запечатлен на фотографии, хранящейся в фондах краеведческого музея. В кадр к фотографу попали не только толпы народа с лозунгами, но и часть колокольни собора с оградой. А в 1918 г. по Базарной площади прошлись парадным маршем австро-германские оккупанты и тоже сделали фото на память.
После установления советской власти собор еще какое-то время играл значительную роль в жизни Таврической епархии. В июне 1923 г. здесь состоялся съезд духовенства и мирян в количестве 300 человек, о чем сообщала местная газета «Советский путь». Но уже в конце 20-х годов новая власть развернула кампанию по борьбе с религией, и над собором начали сгущаться тучи. По городу проходили собрания трудовых коллективов, на которых собирали подписи под решением о снятии колоколов и передаче собора под культурно-просветительное учреждение. Но этим дело не ограничилось: в середине 30-х годов храм все-таки был разрушен. О том, как начиналось разрушение собора, пишет Д. И. Гордон в своей книге «Это было в Мелитополе»: «Как обычно, возле церкви толпилась масса народу. Среди них было много нищих, которые сидели на паперти. А в этот день милиция почему-то оттесняла толпу на тротуар, к зданию городской типографии по ул. Карла Маркса. Вокруг церкви сновали какие-то люди, одетые в спецовки, с длинными веревками и бревнами в руках. По каким-то лестницам они с двух сторон взбирались на церковь. Я задрал голову вверх. Рабочие в спецовках доползли до звонницы и начали обматывать колокола веревками. Нас же оттесняли все дальше к типографии. Вдруг большой колокол, поддетый бревнами, которые толкали и раскачивали рабочие, вначале наклонился, зашатался, словно раздумывая, падать ли ему, медленно наклонился, а затем враз рухнул на землю. Толпа отпрянула еще дальше, застонала, заорала. Многие крестились. Вслед за колоколами принялись рушить саму церковь. Кто и когда разобрал ее до основания — не знаю. Но прошло не так уж много времени, и от церкви и следа не осталось. Вроде бы её никогда и не было».
…Так собор Александра Невского стал жертвой государственного вандализма. Что стало с иконами, церковной утварью, библиотекой, насчитывавшей в начале прошлого века 500 томов? Как сложилась судьба священнослужителей? Эти вопросы остаются безответными. Позже на фундаменте собора был построен крытый павильон Центрального рынка. Там, где когда-то звучали молитвы, теперь идет бойкая торговля молоком, мясом и другими товарами. Несколько лет назад вопрос о восстановлении собора поднимался в местной прессе. На этом всё и закончилось. Видимо, торговля для нас всё-таки важнее…
Источники: «Храмы и приходы в Таврической епархии в 1884 г.», Таврическая епархия. — Псков: типография губернского правления, 1887, http://vmelitopole.ru/istoriya/melitopol-v-sostave-rossijskoj-imperii-1814-1917/gorodskie-khramy-i-prikhody-melitopolya-po-sostoyaniyu-na-1884-god; Роман Клочко, «Собор Александра Невского: жертва государственного вандализма», «Мелитопольские Ведомости», № 11 (1979) за 14 марта 2007 г., http://vmelitopole.ru/istoriya/melitopol-v-sostave-rossijskoj-imperii-1814-1917/sobor-aleksandra-nevskogo-zhertva-gosudarstvennogo-vandalizma;
На месте разрушенного собора Александра Невского установлена мемориальная доска, закреплена она на стене продуктового павильона Центрального рынка. Надпись на доске гласит: «На месте сем, в 1816 году, была основана православная твердыня г. Мелитополя, собор во имя святого благоверного князя Александра Невского, который был разрушен в середине 30-х годов ХХ столетия. Установлено по благословению высокопреосвященнейшего Луки, архиепископа Запорожского и Мелитопольского. 12 сентября 2014 г.».

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?