3 июня 2003 года водный источник, известный издавна как «Святой ключ» и находящийся под охраной государства как памятник природы, был освящён Архиепископом Владимиро-Суздальским Евлогием. На момент освящения на святом источнике было сооружено верхнее строение и купели, которые впоследствии пришли в негодность и сегодня не используются.
Советскую предысторию существования и разрушения древнего родника и святого источника Дмитрий Артюх в интернет-портале Зебра-ТВ описал следующим образом:
Во Владимирской области в списке официальных мест для омовения в Крещенскую ночь в 2021 году значился родник на правом берегу реки Унжи на окраине Меленок «Святой ключ». Этот источник всегда пользовался популярностью у жителей города: за «святой водой» выстраиваются очереди, на Крещение тут всегда людно. В 1986 году ключ взяли под охрану как памятник природы.
А в конце 1950-х годов власти Меленок пытались бороться с народной любовью к роднику. Он попал в список запрещенных объектов Владимирской области, составленный после выхода постановления ЦК КПСС от 28 ноября 1958 года «О мерах по прекращению паломничества к так называемым «святым местам».
В постановлении партийные власти объясняли: кому и зачем выгодно поддерживать «миф о святых местах и источниках», говорили о недопустимости в Советском Союзе подобных «пережитков прошлого» и предлагали немедленно начать борьбу с точками притяжения паломников и «церковной пропагандой».
«В ряде районов и областей страны получило распространение паломничество верующих к так называемым «святым местам». Организаторами паломничества выступают разного рода кликуши, юродствующие и другие сомнительные лица, использующие эти места для распространения суеверий, разжигания религиозного фанатизма и извлечения у населения больших денежных средств.
Руководители религиозных центров и объединений, заявляя нередко о непричастности духовенства к паломничеству, на деле всемерно поощряют и поддерживают людей, подвизающихся у «святых» источников, занимающихся «исцелением» больных, пророчеством и знахарством. Во многих случаях они являются непосредственными организаторами паломничества. В то время, как церковники призывают верующих к посещению «святых мест» и принятию ритуала «исцеления», сами они пользуются достижениями современной медицины для укрепления своего здоровья, охотно лечатся в санаториях и на курортах, имеющих действительно лечебные источники.
Перед государственными органами и учреждениями, а также перед общественными организациями поставлена задача — путем проведения широкой воспитательной работы среди населения, на основе методов убеждения добиться прекращения паломничества и закрытия так называемых «святых мест». В соответствии с этим, партийные, советские, профсоюзные и комсомольские организации развертывают массово-политическую работу и научно-атеистическую пропаганду среди трудящихся, имеющую целью показать обман пропаганды церковников и различных проходимцев «о святости» и «целебности» источников и т.п., разоблачение антинаучного характера деятельности лиц, использующих так называемые «святые места» и паломничество к ним в своих корыстных целях”, — говорится в документе.
И власти Владимирской области подключились к борьбе со «святыми местами». Постановление ЦК КПСС и предложения по его выполнению несколько раз обсуждалось на бюро обкома партии в 1958-1959 годах. В Меленках, как следует из письма секретаря Владимирского обкома КПСС Михаила Майорова от 2 июня 1959 года, на месте знаменитого источника на Унже власти соорудили водоразборную колонку. Этому так же предшествовали просветительские разговоры с местными жителями, а также разоблачительно-иронические статьи в газетах о том, как местные коммунальщики пришли в администрацию просить денег из бюджета на ремонт «святого ключа».
Таким образом, прежняя часовня на Святом ключе в Меленках была снесена, но её фото в панораме города сохранилось. Новая построена в начале 2000-х годов в скромных формах малобюджетного технического сооружения. Вода хорошая, вкусная, однако напор слабоват, водозабор неудобен, купели заросли, не используются, оставляют ощущение опасности, мало-ли какой там мусор, железки, битое стекло на дне. Территория поддерживается только по мере необходимости для каких-то церковных мероприятий, в остальное время здесь грязновато, неухожено, краска на поверхностях облупилась, православная символика явно полиняла.