28.01.1874, Пенза — 02.03.02.1940, Москва
Режиссер и актер, народный артист Республики (1923).
Из купеческой семьи Мейергольдов. При крещении по лютеранскому обычаю получил три имени — Карл Теодор Казимир.
Увлечение родителей театром, музыкой, ранние впечатления от балаганов, народных представлений, участие в детских домашних спектаклях сыграли важную роль в формировании художественных вкусов будущего режиссера. Интерес к театру окреп в годы учебы Мейерхольда во 2-й мужской гимназии, полный курс которой он закончил в 1895 г. Здесь Мейерхольд был непременным участником любительских спектаклей, с успехом сыграв Кутейкина в «Недоросле» Д. И. Фонвизина в 1892 г.
В пензенском драматическом кружке под руководством Д. С. Волкова Мейерхольд выступал под псевдонимом Ухтомский, так как гимназистам запрещалось даже присутствовать на вечерних спектаклях. В спектакле «Горе от ума» (1892) он не только исполнил роль Репетилова, но и являлся помощником режиссера.
Сложные отношения с семьей приводят к тому, что после окончания гимназии Карл принимает 13 июля православие и в честь писателя Гаршина выбирает имя Всеволод. Тогда же при отказе от германского гражданства в русский паспорт вписывается измененная фамилия Мейерхольд.
Отъезд на учебу в Московский университет не прерывает связей с Пензой. 17 апреля 1896 г. Мейерхольд венчается с О. М. Мунт в Пензенском кафедральном соборе. Любимец пензенской публики, как именовали его газеты, выступал на сцене Народного театра во время летних каникул 1896–1898 гг. К этому периоду относится сближение Мейерхольда со ссыльными социалистами, в частности с А. М. Ремизовым. Покинувший университет и перешедший в музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, Мейерхольд накануне окончания этого учебного заведения в 1898 г. в Пензе был подвергнут жандармскому допросу. В том же году Мейерхольд вступает в труппу Московского художественного театра, где сыграл 18 ролей.
С 1902 г. становится во главе «Товарищества новой драмы». Летом 1904 г. созданный им театр гастролировал в Пензе, показав «Привидения» Г. Ибсена, «Юбилей» А. П. Чехова, «Последние маски» А. Шницлера, «Вечную любовь» Г. Фабера. Это был последний приезд Мейерхольда в родной город.
С 1902 по 1905 г. Мейерхольд осуществил постановку 170 спектаклей, в т. ч. по пьесам А. П. Чехова, Г. Ибсена, Г. Гауптмана, М. Метерлинка, У. Шекспира и М. Горького. Здесь начала формироваться художественная программа Мейерхольд, связанная с поэтикой символизма, с принципами и стилистикой условного театра. Наиболее полно эта стилистика воплощается в Петербургском театре В. Ф. Комиссаржевской, где с 1906 г. Мейерхольд стал главным режиссером. Здесь им поставлено 13 спектаклей, среди которых «Гедда Габлер», «Нора», «Комедия любви» Г. Ибсена, «Сестра Беатриса», «Чудо святого Антония» М. Метерлинка, «Балаганчик» А. А. Блока.
В 1908 г. Мейерхольд приглашен в состав режиссуры петербургских. императорских театров, в которых проработал 10 лет. Шедевром этого периода стал «Маскарад» М. Ю. Лермонтова в декорациях художника А. Я. Головина с Ю. М. Юрьевым в роли Арбенина.
С 1908 г. Мейерхольд ведет театрально-педагогическую работу, в своей студии (1913–1918) преподает технику сценического движения, итальянскую комедию масок, музыкальное чтение в драме. После революции 1917 г., которую Мейерхольд приветствует, выдвинув идею «Театрального Октября», активно участвует в работе Театрального отделения Народного комиссариата просвещения. В 1918 г. вступает в РКП(б). В 1921 г. организует Государственные высшие режиссерские (в дальнейшем – театральные) мастерские. В 1922 г. на базе мастерских создан Государственный институт театрального искусства (ГИТИС), при котором существовал театр ГИТИСа. В 1923 он был официально переименован в Театр имени Вс. Мейерхольда (ТИМ), с 1926 г. — Государственный театр имени Вс. Мейерхольда (ГосТИМ).
С 1934 по 1937 г. Мейерхольдом поставлено много спектаклей по пьесам русских и советских драматургов в характерной для реформатора сцены ярко-зрелищной, динамически-образной форме. В их числе «Лес» А. Н. Островского (1924), «Мандат» Н. Р. Эрдмана (1925), «Ревизор» Н. В. Гоголя (1926), «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1928), «Баня» В. В. Маяковского (1930), «Список благодеяний» Ю. К. Олеши (1931), «Вступление» Ю. П. Германа (1932). В 1934 г. событием театральной жизни страны стала постановка Мейерхольдом «Дамы с камелиями» А. Дюма-сына с З. Н. Райх в роли Маргерит Готье.
В 1915 г. Мейерхольд снял как режиссер кинофильм «Портрет Дориана Грея» по роману О. Уайльда, где сыграл роль лорда Генри. В 1928 г. на экран вышел фильм «Белый орел», в котором Мейерхольд исполнил роль сенатора.
Свои искания Мейерхольд осуществлял и в музыкальном театре: «Орфей и Эвридика» К. Глюка (Мариинский оперный, 1911), новое сценическое прочтение «Пиковой дамы» П. Чайковского (Малый оперный театр, Ленинград, 1931).
В 1938 г. ГосТИМ был закрыт, Мейерхольд работал в Государственном оперном театре им. К. С. Станиславского (1938–1939).
20 июня 1939 г. Мейерхольд был арестован, а в ночь со 2 на 3 февр. 1940 г. был расстрелян в Бутырской тюрьме в Москве. 26 ноября 1955 г. был признан незаконно репрессированным и посмертно реабилитирован Военной коллегией Верховного Суда СССР.
В 1984 г. в Пензе открыт Музей сценического искусства им. В. Э Мейерхольда. В 1999 г. на его территории установлен первый в мире памятник режиссеру.
Н. М. Инюшкин,
Н. А. Кугель.
________________________________________
Источник: Пензенская энциклопедия.
М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 329-330.
________________________________________