Игумен Ростислав (Колупаев). Судьба русского храма в глубинке. Медведково
Есть в российской глубинке небольшой городок Фурманов, до революции именовавшийся Середа, так как располагался на середине торгового пути между центром текстильного края с. Иваново-Вознесенском и пристанями на Волге, выполнявшей функцию главной транспортной артерии страны. По средам, здесь же устраивали торговый день для всей округи. В советское время город переименовали в честь красного комиссара и писателя, соратника В.И. Чапаева. Дмитрий Фурманов родился здесь, в городе есть музей в его честь, состоит он на балансе областной организации КПРФ.
В десяти минутах ходьбы от города, в очень живописном месте, на берегу небольшой речушки Шача расположено старинное село Медведково. Волей случая, или может быть еще каких-то обстоятельств, мне довелось побывать в этих местах и познакомиться с удивительными людьми, которые сами, своими силами, построили небольшую церковь.
Некогда в селе была своя начальная школа, мельница, крестьяне пахали землю, добывали насущный хлеб. Украшением местности являлась церковь, выстроенная в центре села, у пруда. Жизнь текла размеренно, в соответствии с представлениями о целях и смысле бытия, основанных на святой, унаследованной от предков христианской вере. Поколения людей вступали в жизнь, принимая крещение в святой купели, бракосочетание совершалось с возложением венцов и клятвой у алтаря, местные священники провожали в последний путь достойно проживших, уважаемых стариков.
Первое упоминание о деревне Медведково, как о вотчине дворян Дмитриевых, приходится на 1517 г. Принимая во внимание то, что согласно общепринятой российской терминологии, деревня отличается от села именно тем, имеется в данном населенном пункте церковь или нет, можем предположить, что строительство первого храма приходится на середину XVI столетия. В это же время Медведково переходит во владение Сабуровых-Пешковых. Далее известно, что в 1579 г. князь Григорий Андреевич Булгаков или Куракин продал с. Медведково Троице-Сергиеву монастырю, наряду с другими селениями своей костромской вотчины. Как сообщает об этом исторический источник: «со всеми угодьями, с лесы, с луги и с пожни, и с мельницею, что на реке Шача, куда исстари ходили плуг и коса и топор». Сохранилось имя настоятеля, который оформлял купчую со стороны монастыря. Им был архимандрит Павма. В том же документе дается описание села: «дворы: попа, пономаря, проскурницы да в двух кельях живут нищие. Крестьянских и бобыльских дворов 17,… а всего к селу 20 деревень да селища, а в них 103 человека».
В 1612 г. село, как и вся близлежащая округа, было подвергнуто литовскому разорению. Когда в 1616 г. страна стала понемногу восстанавливаться после лихолетья и проводилась государственная ревизия, то, как сообщают документы: «Осталось в селе поп Иван Кондратьев, да четыре места келейных… крестьяне от литовских людей побиты».
На месте обветшавшей деревянной церкви в 1770 г. на средства прихожан строится каменный Преображенский храм с приделом в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Статистика последующих лет говорит: 1897 г. – 197 жителей на 30 хозяйских дворов, 1907 г. – 206 жителей, количество дворов – 52.
При советской власти население поубавилось и тому есть причины. Первая мировая и гражданская войны, затем, чреда репрессий – геноцид своего собственного народа и т.д. Бурное время перемен ворвалось в веками устоявшийся, слаженный строй жизни. Освященные Церковью и национальными обычаями традиции и моральные принципы оказались преданными забвению. Основы духовной культуры и материального благополучия подверглись нападению. Вирус чуждого духа, название которого начинается с приставки «анти» разрушал все.
Террор, волна за волной накатывал и разрушал все признаки сопротивления. Церковь стала главной мишенью. О масштабах разгрома свидетельствуют, например такие факты: на 1936-37 гг. приходится, т.н. «ежовщина», тысячи священнослужителей арестованы, к 1939 г. на всей территории СССР, на свободе остаются только 4 епископа. Однако перепись населения 1937 г., показала, что 70% сельского населения, несмотря на угрозы и гонения признало себя верующими. Факты живучести религиозных представлений озаботили партию и правительство. Ответ незамедлительно начал воплощаться в дело, это были новые аресты и разгромы.
Картину гонений, на местном уровне, в нашей провинциальной глубинке можно проиллюстрировать документальными подтверждениями. Настоящие бумаги бережно сохраняются в архиве городской администрации г. Фурманова. Итак, узнаем о том, что Никольская церковь в соседнем с Медведково селе Фряньково, «бездействует из-за отсутствия попов». Нетрудно догадаться, по какой причине эти попы отсутствовали. Обычным оформлением их переезда в сибирские регионы была 58 статья Уголовного Кодекса. Логично, что раз некому служить в храме, то он пустует. В системе социалистического хозяйствования пустот быть не должно. Поэтому, спустя несколько страниц, в этой же архивной папке читаем: «церковь… не функционирует… Закрыта решением Исполкома 11/V – 1937 г.». Дальнейшая судьба этого храма, как, впрочем, тысяч подобных церквей, предрешалась: «на культурные цели – клуб сельского совета». Так и стоит этот изуродованный храм, похожий на памятник военных действий, в глубоком российском тылу, где никаких оккупантов никогда не было. Это памятник социалистического отношения к культуре, который вопиет к небу своими ранами.
Спустя совсем немного времени принялись за Медведковскую церковь. Картину происходившего можно восстановить по тем же архивным бумагам. Самое начало 1941 г. В храме настоятелем был тогда священник отец Евлампий Преображенский, на его долю выпало несчастье быть свидетелем разрушения святыни. «5/I – 1941г., № 25 Иваново, Исполком Облсовета, тов. Кирьянову
В дополнение к имеющемуся у Вас делу о закрытии Медведковской церкви… направляю протокол общего собрания колхозников дер. Шульгино о закрытии этой церкви…
Секретарь…». «047-32, 027 Кому: Исполкому Середского райсовета… облконторе «Вторцветмет», Исполком облсовета – тов. Кирьянову
Решение Исполкома Ивановского областного Совета 24 января 1941 г., №2703 Ходатайство общих собраний граждан селений Медведково, Бакшеево, Ботеево и исполкома Середского райсовета о закрытии церкви в селении Медведково, Медведковского сельсовета, Середского района. Принимая во внимание ходатайство… и то, что религиозная община, пользовавшаяся этой церковью, распалась, оставшиеся члены общины подали заявления, в которых они отказываются от содержания молитвенного здания, — договор с религиозной общиной на пользование указанной церковью расторгнуть, церковь эту, как молитвенное здание ликвидировать и передать… для использования под культурно-просветительские цели. Предложить Исполкому… настоящее решение провести с соблюдением ст.ст. 36, 37, 69 и 40 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях».
Печать Зам. Председателя Исполкома Облсовета – подпись (неразборчиво) Секретарь Исполкома Облсовета – подпись Мельникова Верно: Зав. Протокольным сектором Исполкома Облсовета подпись П.Романов». «3/II-41 г. Председателю Медведковского сельсовета. Препровождается 1-й экземпляр объявления о ликвидации молитвенного здания в селе Медведково, необходимо которое вывесить на дверях церкви и ознакомить верующих данной религиозной общины. По истечении 2-х недель объявление снимите с церкви и с пометкой сельсовета о времени вывешивания и снятия верните Исполкому Райсовета
Приложение упомянутое…
И.о. Председателя Исполкома Райсовета Туранов И.о. Секретаря Исполкома Райсовета Ильичев». «Объявление Решением Исполкома Ивановского Облсовета от 24 января 1941 г., №2703, договор с религиозной общиной верующих на пользование зданием церкви в селе Медведково расторгнут и церковь, как молитвенное здание ликвидирована. Желающие взять в пользование для удовлетворения религиозных потребностей здание и имущество культа на условиях указанных в ст.ст. 27, 33 Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1939 г., о Религиозных объединениях могут подать об этом, в Исполком Райсовета соответствующее заявление. Исполком Середского Райсовета, 3/II – 1941 г.».
Здесь необходимо сделать некоторые пояснения к приведенным фактам. Во-первых, с одной стороны мы видим, что формально Советская власть старается соблюдать процедурные, бюрократические установки. Постановление ВЦИК, ст. 36 гласит: «О таком постановлении сообщается верующим, составившим религиозное общество». Ст. 37. предоставляла возможность в 2-х недельный срок обжаловать дело о ликвидации религиозной общины в Президиуме ВЦИК. В этой связи возникает вопрос – а могли ли простые крестьяне, у которых не было паспортов, оставив работу за трудодни в колхозе, поехать в Москву и обратиться в Президиум ВЦИК с заявлением. И самое главное, сделать все это нужно было в двухнедельный срок.
Во вторых, в этой же самой папке имеется и возвращенное в исполком объявление с пометками «Вывешено 4/II 1941 г… Снято 11/II 1941 г. Зам Председателя С/совета», подпись неразборчива. Двух недель, как видим, не провисело это объявление.
Листаем дальше и изучаем официальные советские документы. В статистическом отчете, озаглавленном «Сведения о молитвенных зданиях по Середскому району Ивановской области», на начало 1941 г., под №31, значится «в с. Медведково Преображенская церковь не функционирует». Тут же дается приписка о том, что при закрытии оговаривалось использовать ее «на культурные цели». Далее в графе «Как практически используется», написано: «Не используется». На документе стоят подписи: «Председатель… — Коновалов» и «Секретарь… — Козлов».
Районный совет сообщал в Городской отдел НКВД следующую сводку: «Сведения о количестве действующих, бездействующих и ликвидированных церквей по Середскому району на 5-е июля 1941 г.». Всего церквей в районе — 56, действующих – 3, среди 44-х ликвидированных, под №3 – Медведково.
Прошла война, Сталин вынужден был пойти на некоторые уступки, необходимость патриотического воспитания населения заставила его использовать Православную Церковью. Однако все эти конъюнктурные изменения коснулись в основном иерархии и общего декоративного положения церковных учреждений в крупных центрах. В провинции наблюдалась другая картина. В 1945 г. Уполномоченному Совета по делам религий Виноградову в областной центр г. Иваново, секретарь местного райисполкома сообщал: «Церковные богослужения во всех 3-х церквях прошли без всяких происшествия, храмы были полны народу, так что не вмещали всех присутствующих.
В Толпыгинской церкви по данным с/совета присутствовало до 440 человек, в Михайловской до 800 человек и в Ермолинской до 440 человек». Вера не умерла, народ стремился в храмы, но до смерти коммунизма было еще очень далеко, а пока он жив, с христианством ему не по пути. «Сведения о наличии церковных зданий и их назначение на территории Середского р-на Ивановской обл. по состоянию на 1-е апреля 1951 г… с. Медведково здание каменное используется под зерносклад … Для какой цели предполагается в дальнейшем использовании? — Не известно».
Так не стало храма. Постепенно, год за годом, на глазах у села приходил в негодность храм, пока совсем не исчез с лица земли. Но сила христианства, сформировавшего народы и создавшего цивилизацию, заключается в победе жизни, добра, света, — в том, что мы называем Воскресением и Преображением.
Благодаря трудам усердных прихожан, местных жителей и благодетелей, многие из которых, по чувству христианского смирения, предпочитают оставаться неизвестными, не ища мирской славы, а, приобретая богатство в очах Божиих, — вновь ожила духовная жизнь в селе Медведково. Около трех лет назад возобновилась богослужебная жизнь в небольшой Преображенской церкви, выстроенной на месте разрушенного храма. Белизна его стен, традиционный купол-луковичка и восьмиконечный крест радуют глаз, как приходящих к службе, так и проходящих, пока, мимо и стесняющихся заглянуть за церковный порог людей. Не мало предстоит работы в приходе. Нет еще красивого интерьера с иконами и необходимой утварью, просто и бесхитростно клиросное пение, но из глубины верующего сердца прихожане готовы каждому сказать: «Добро пожаловать в храм, построенный для вас, дорогие земляки».
взято: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/398