Богородице-Рождественская церковь в погосте Медуши стоит в густом лесу, посреди кладбища. Представляет собой весьма большое сооружение интересной архитектуры периода русского классицизма с активным применением белокаменных блоков. Белый камень и в кладке архитектурных деталей на фасаде, и в массиве основных нагруженных элементов конструкций. За счет красивых белокаменных вставок различного профиля в кирпич фасады имеют очень нарядный вид.
Внутри церковь поражает колоссальными масштабами основного объема, декорированного колоннами с хорами для певчих с двух сторон. На хоры ведут лесенки, устроенные в массиве стен. Мощный барабан ротонды с восьмью окнами и большие окна четверика заливают внутренний объем церкви потоками света. Пол выложен белокаменными плитами, которые однако на сегодняшний день вандально вскрыты по всему периметру.
Трапезная имеет сложную систему сводов, поддерживаемых колоннами.
Колокольня прекрасно гармонирует своим круглым ярусом звона с главной ротондой.
Церковь была окружена каменной оградой, от которой остались в основном руины. Сохранились главные восточные ворота и одна угловая башня.
Встреча с таким величественным архитектурным ансамблем в совершенно обезлюдевшей лесной местности производит неизгладимое впечатление. К сожалению, нынешнее состояние церкви аварийное, она находится в стадии активного разрушения и повреждения растительностью.
В конце 2005 года Владимирское Епархиальное управление обратилось в госорганы охраны памятников с запросом на разрешение консервационных и восстановительных работ по Богородице-Рождественской церкви в урочище Медуши Ковровского района. Тем самым в летописи истории церкви появилась строчка, означающая просвет надежды на восстановление после десятилетий разорения, гибельных разрушений, несчастий и вандализма.
Погост Медуши находится в 22 км к югу от Коврова. Прежде погост являлся центром Медушского стана, который существовал еще в 16 в. и входил в состав Владимирского уезда. В грамоте 1526 г. По разделу земель между Троице-Сергиевым монастырем и князем Иваном Михайловичем Мезецким в качестве свидетелей выступали медушские бортники Василий Медынцев, сын Филисов, и Дружина Павлов, сын Бобров. Недалеко от погоста проходила дорога из Владимира на Ярополч и Нижний Новгород. Название же свое Медушский стан получил в связи с наличием на его территории богатых бортных угодий, откуда мед доставлялся во Владимир и даже в Москву. Из окладных книг книг Патриаршего Казенного Приказа, хранящегося в Московском архиве Министерства Юстиции, видно, что в 1628 г. в Медушах существовала деревянная церковь в честь Рождества Пречистой Богородицы.
В 1778 г. при учреждении Владимирской губернии и наместничества земли Медушского стана разделили между Ковровским и Судогодскими уездами. Погост Медуши оказался в южной части Ковровского уезда, на самой окраине. Каменный храм строился с 1820 по 1854 гг. по завещанию помещика Григория Михайловича Дроздова тщанием его правнуков, поручиков Николая и Александра Ефимовичей Андреевых, а также прихожан. В 1833 г. был освящен основной престол храма в честь Рождества Пречистой Богородицы, а в 1854 г. было закончено строительство храмового комплекса, и освящены два придела в честь св. пророка Илии( празднование 20 июля) и св. мучеников Карпа и Папилы. Каменный храм представляет собой ротонду на четверике с двумя колонными портиками. Храм был выстроен из красного кирпича и оштукатурен. Небольшая по размерам колокольней выстроена в классическом стиле и увенчана высоким шпилем. При храме находилась могила праведника Карпа, подвизавшегося в вере и благочестии не позднее 18 . В честь соименного ему святого и был устроен придел. С западной стороны располагается старинное кладбище. Погост Медуши, или как писали на старых картах «Медусский» в 1861 г. вошел в состав Дмитриевской волости, которая в 1881 году была преобразована в Клюшниковскую. В Медушах проживало в 1859 г. — 21 человек, а в 1904 г. – 13. Но малонаселенный погост преображался в осенние дни.
6 сентября накануне престольного праздника Рождества Пресвятой Богородицы начиналась трехдневная Медушская ярмарка. На обширном пустыре к северу от храма ставились временные торговые балаганы и лотки. На ярмарку съезжались по нескольку тысяч человек, и товаров продавалось более чем на 10 000 рублей. Вторая однодневная ярмарка проходила 13 октября и была по размаху меньше предыдущей. Церковные документы: копии метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1829 г. и опись церковного имущества хранившегося в ризнице значилось: «Медуши погост при колодцах, в 52 верстах от губернского города и в 27 верстах от уездного города. Земли при церкви имеется 177 десятин, из коих усадебных 2 десятины, пахотной 30 десятин, 18 десятин смешанного леса, и 127 десятин неудобной земли. Дома у причта собственные». В 1854 г. помещиками Николаем и Александром Ефимовичами Андреевыми сооружена ныне существующая каменная церковь с таковою же колокольней. Храм в честь рождества Пресвятой Богородицы с приделами во имя Св. пророка Илии и Свв. мучеников Карпа и Паппилы ( праздн. 13 октября). С 1894 г. в деревне Клюшникове существует земская народная школа. Приход церкви погоста Медуши ныне состоит из прихожан помянутого погоста и деревень: Чурилово, Патрикеево, Дроздовка, Клюшниково, Сергеевка, Юшково, Слободка и Никитское. Всех дворов в приходе 247, душ мужского пола 606, и женского 704 души… Решением Ивановского облисполкома от 24 июля 1941 г. храм был закрыт и начал разрушаться.
Период восстановления Богородице-Рождественской церкви начинается с обращения 24 августа 2006 г. Управляющего Владимирской РПЦ Высокопреосвещеннейшего Архиепископа Евлогия в Администрацию Владимирской области о передаче Владимирской епархии РПЦ здания Богородице-Рождественской церкви, которое было удовлетворено Распоряжением Директора Департамента Имущественных и Земельных Отношений Владимирской области А.В. Денисовым от 11 января 2007 г. Передаче предшествовало обследование зданий церкви (акт обследования 20.11.2005). Высокопреосвещеннийшим Архиепископом Евлогием церкви был дан статус подворья от Свято-Казанского скита, что в селе Акиншино. К осени 2006 г. был выполнен большой объем работ по восстановлению храма, в том числе был выстроен дом для причта, и 25 ноября в нем поселился первый насельник. Весной 2007 г. начинаются работы по восстановлению колокольни. На куполе был установлен шпиль, увенчанный крестом, восстановлены формы колонн в трапезной части храма, вставлены все окна, сделана бетонная стяжка основного купола и свода алтаря. Великим постом начинает воссоздаваться придел Карпа и Паппилы. 26 августа был освящен и затем установлен крест на главном куполе храма, 23 сентября восстановлен сам купол и окрашен. В 2009 г. была закончена внешняя отделка комплекса, а выполнены все кровельные работы. Планируется также начать посильный уход за территорий древнего кладбища.
Размещено по благословению отца Симеона, скитоначальника Свято-Казанского скита
23 декабря 1934 г. верующие погоста Медуши Ковровского района жалуются во ВЦИК, что РИК запрещает крестные ходы и посещения священника в праздники, верующие особенно подчеркивают, что эпидемий нет. В 1930-е гг. был 1 очень необычный вид источников средств для уплаты налогов за храм: т.к. верующие уплачивали ренту за землю не только под церковью, но и в ограде, то выраставшую там траву они косили и продавали. В декабре 1934 г. поступила жалоба из погоста Медуши Ковровского района: верующие 3 года исправно уплачивали ренту за землю под церковью и в ограде, но сельсовет скосил траву. 24 июля 1941 г. райисполком постановил закрыть Богородице-Рождественскую церковь в Медушах. (ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 697. Л. 172-173) // Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. — Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. С. 88, 106, 114.
В августе 2014 года в Медушах в течение нескольких часов был страшный смерч. С корнем повалена примерно третья часть деревьев на погосте. Также смерч вырвал крест с храма. Требуется посильная помощь по расчистке погоста от деревьев и по установке креста на храм. Желающих оказать помощь просьба приехать в Медуши или пишите на mns7676@mail.ru
В рамках проекта «Забытые уголки Владимирского края» кандидатом исторических наук Эллой Фроловой и журналистом и краеведом Николаем Фроловым подготовлена очередное издание о старинном погосте Медуши, расположенном посреди леса в нескольких километрах южнее трассы М-7 на границе Ковровского района. Этот погост еще в конце XIV столетия входил в одно удельное княжество вместе с Ярополчем-Залесским — предтечей нынешних Вязников и наряду с Ярополчем являлся одним из двух центров данного административно-территориального образования. Примечательно, что многие священники Медушского погоста так или иначе были связаны с Вязниковским уездом.
С 1820 по 1854 гг. долгих 34 года в Медушах строили сохранившийся до наших дней величественный Богородице-Рождественский храм. Его возводили при служивших там иереях Петре Васильевиче Пономареве и Луке Николаевиче Шелутинском.
П. В. Пономарев, окончивший в 1811 году семинарию во Владимире, до своего назначения в Медуши, более четверти века священствовал в Кинешемском погосте Вязниковского уезда (в вязниковском Заречье) и в селе Фоминки соседнего Гороховецкого уезда.
Л. Н. Шелутинский, сын дьячка села Шелутино Вязниковского уезда Николая Григорьева, в 1822 году закончил Владимирскую духовную семинарию и, женившись в 1826 году на 17-летней дочери медушского иерея Василия Иванова Татьяне получил по наследству место тестя и был рукоположен во священника к Богородице-Рождественской церкви. Служение его в Медушах продолжалось все время, пока шло строительство храма, но он так и не увидел его освящения – отец Лука Шелутинский скончался в возрасте 48 лет в 1848 году во время эпидемии холеры. Тогда же в конце 1840-х годов умер и отец Петр Пономарев. Оба пастыря были похоронены у медушской церкви.
Вплоть до холерного 1848 года причт в Медушах состоял из двух священников, диакона, двух дьячков и двух пономарей. В последующие годы происходило постепенное его сокращение, и с 1876 года там остались лишь настоятель и псаломщик.
В 1848 году настоятелем Богородице-Рождественской церкви в Медушах был назначен Дмитрий Спиридонович Покровский, прослуживший в этом погосте более 50 лет. Он происходил из старинного рода священно-церковнослужителей села Голышово, ныне исчезнувшего селения на территории Степанцевского МО Вязниковского района. Его дед Афанасий Андреев и отец Спиридон Афанасьев на протяжении нескольких десятков лет служили священниками в Покровском храме села Голышово. По наименованию сельской церкви сын священника Спиридона Афанасьева во время обучения в семинарии получил фамилию Покровский.
После окончания Владимирской духовной семинарии в 1848 году в числе лучших учеников, Дмитрий Покровский женился на 18-летней дочери медушского иерея Луки Николаевича Шелутинского Прасковье и 3 ноября 1848 года архиепископом Владимирским и Суздальским Парфением (Чертковым) был рукоположен во священника на место скончавшегося тестя.
При иерее Дмитрии Покровском был, наконец, окончен строительством и освящен каменный Богородице-Рождественский храм в Медушах. За время своего 52-летнего служения в погосте отец Дмитрий получил многочисленные награды от владимирских архиереев и епархиального начальства, а также от Святейшего Синода. Последней наградой стал наперсный крест от Св. Синода, пожалованный Д. С. Покровскому в феврале 1885 года.
Дмитрий Спиридонович был известен не только как заслуженный пастырь, но и как талантливый проповедник. К примеру, только за один 1873 год он выступил перед прихожанами с 16 проповедями собственного сочинения и с 70 проповедями, подготовленными по печатным материалам. С 1883 года медушский священник состоял членом специального церковного комитета для рассмотрения проповедей. Одновременно Димитрий Покровский был законоучителем в земской школе.
Любопытно, что именно священник Д. С. Покровский крестил 21 апреля 1897 года родившегося у уволенного в запас крестьянина приходской деревни Клюшниково Семена Венедиктовича и жены его Акилины Ивановны Шпагиных сына Георгия. Георгий Семенович Шпагин впоследствии получил всемирную известность в качестве конструктора-оружейника, творца знаменитого пистолета-пулемета ППШ, удостоенного звания Героя Социалистического труда.
Настоятелем Богородице-Рождественского храма в Медушах иерей Дмитрий Покровский оставался вплоть до своей кончины, последовавшей 13 февраля 1901 года. Похоронили 75-летнего батюшку у медушской церкви рядом с супругой и сыном Александром – бывшим послушником Московского Богоявленского монастыря, умершего 1 января 1881 года в возрасте 26 лет от неизлечимой тогда чахотки.
19 февраля 1901 года в погост Медуши был назначен новый священник – настоятель Никольского храма соседнего с Медушами села Алачино 36-летний Федор Васильевич Радугин. Сын священника, он в 1884 году закончил Владимирскую духовную семинарию, после чего 4 года учительствовал в народных школах. В марте 1889 года Ф. В. Радугин был рукоположен во священника к Никольской церкви соседнего с Медушами села Алачино, где и служил до перевода его в Медушский погост.
Во время служения в Алачине Федор Радугин построил и открыл в этом селе церковно-приходскую школу, где до 1901 года состоял законоучителем. В 1890 году архиепископ Владимирский и Суздальский Феогност (Лебедев) совершил ревизию церквей епархии,. Тогда же он посетил алачинский храм и остался очень доволен его состоянием. По итогам архиерейской ревизии священник Ф. В. Радугин получил от владыки Феогноста благословение. В последующие годы Федор Васильевич неоднократно удостаивался благодарностей владимирских архиереев, а в 1897 и 1903 годах архиепископом Владимирским и Суздальским Сергием (Спасским) был награжден набедренником и скуфьей.
В феврале 1901 года во внимание ревностного служения священника Ф. В. Радугина владыка Сергий (Спасский) перевел его на более богатый приход в погост Медуши. В мае 1914 года 50-летний иерей Богородице-Рождественской церкви Федор Радугин по представлению архиепископа Владимирского и Суздальского Николая (Налимова) был награжден камилавкой. Помимо этого, медушский настоятель имел медаль за труды в царствование Александра III и наперсный крест, установленный для иереев в царствование того же императора.
20 февраля 1930 года медушский священник Федор Васильевич Радугин был арестован по обвинению в антисоветской агитации и сослан на три года в Архангельск. По окончании ссылки батюшка возвратился в родную епархию. 8 октября 1937 года он, служивший священником в селе Золотая Грива Вязниковского района, был вновь арестован и на этот раз осужден к расстрелу. 17 ноября 1937 года 73-летний иерей Ф. В. Радугин был расстрелян в г. Иваново. Лишь 10 апреля 1989 года прокуратурой Владимирской области его посмертно реабилитировали.
Закрытый тогда же храм погоста Медуши длительное время постепенно разрушался, а сам погост прекратил свое существование. Его возрождение началось лишь в середине 2000-х гг. при поддержке благотворителей силами братии Мстерского Богоявленского монастыря. Теперь погост Медуши обрел статус архиерейского подворья.