Медный всадник – памятник Петру Великому на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Скульптура из бронзы была открыта 18 августа 1782 года и является одним из символов Российской империи. Монумент стал значимым событием в мировой архитектуре, он расположен в центре исторической застройки Санкт-Петербурга. Его вес достигает восьми тонн, а высота превышает пять метров. Вокруг Медного всадника толпятся тысячи туристов, а среди новобрачных вошло в традицию возлагать цветы к ногам Петра Первого во время церемонии бракосочетания.
История создания
Екатерина Вторая мечтала об увековечивании своего предка в истории Российской империи, по ее приказу в 1766 году посланник царского двора Голицын в Париже заключил соглашение о сотрудничестве с известным скульптором Этьеном Фальконе. В том же году команда француза прибыла в Санкт-Петербург и начала работу по созданию этого исторического шедевра.
Выбор на Фальконе пал после рекомендации от Дидро, при этом он никогда не занимался монументальной скульптурой. Француз согласился на относительно скромный гонорар в 200 тысяч ливров, его конкуренты требовали значительно большую сумму. Так Фальконе вписал свое имя в историю, а работа затянулась на несколько лет из-за некомпетентности мастера в некоторых вопросах.
Большие проблемы возникли при выборе собственно самого постамента. После долгих поисков подходящий пьедестал был найден в пригородах города, был найден так называемый «Гром-камень». На него указал крестьянин Семен Вишняков, прочитавший заметку в местной газете.
Я полагал, что этот пьедестал будет сооружён из хорошо подогнанных частей, и модели всех профилей, которые я сделал, оставались довольно долго в моей мастерской, чтобы свидетельствовать, что монолитный камень был далёк от моих желаний. Но мне предложили его, я восхитился, и я сказал: привозите, пьедестал будет более прочным.
Фальконе про выбор в пользу «Гром-камня».
Вишняков получил премию от императрицы и стал одним из участников торжественного открытия. Операцию по перевозке начали зимой 1769 года, транспортировка затянулась на несколько месяцев и обернулась настоящей вырубкой близлежащих лесов – деревья использовались в качестве настила.
Интересный факт. Когда «Гром-камень», весивший почти 1600 тонн извлекли из земли, освободившийся котлован был заполнен водой. Новый водоем получил название Петровский пруд и в 2011 году получил статус охраняемого объекта.
Екатерина лично наблюдала за погрузкой камня и запретила мастерам обработку объекта, желая, чтобы он сохранил свой первозданный вид. Транспортировка стоила огромных денег и трудов, стала значимым событием в мировой истории, не имея аналога подобных операций в мире. Процессом руководил Маринос Карбури, он получил несколько государственных наград. На Сенатской площади «Гром-камень» был установлен в октябре 1770 года, на это событие пришли посмотреть тысячи горожан. В честь окончания транспортировки была выпущена специальная медаль, ею были награждены особо отличившиеся участники.
Отливка и установка монумента
Гипсовая модель была создана в 1769 году и стала предметом бурных обсуждений не только со стороны Екатерины, но и европейских философов, в том числе Дидро и Вольтера. Каждый из них внес весомый вклад в итоговую версию памятника, добавив несколько деталей. Конный памятник изображает Петра Великого в образе цивилизатора, а многочисленные мелкие детали только подчеркивают это.
Монумент мой будет прост. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения Народа… Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и, тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям.
Из личной переписки Фальконе и Дидро.
Так постамент олицетворяет многочисленные трудности, через которые пришлось пройти Петру перед началом модернизации страны. Особая роль принадлежит змее, опутавшей ноги лошади. Она является не только опорой для конной статуи, но и считается внешним врагом в лице Карла Двенадцатого, короля Швеции.
Интересный факт. Змея была отлита отдельно от конного памятника и выполнена российским мастером Федором Гордеевым.
Лавровый венок на голове Петра подчеркивает его роль в победе русского оружия над одной из самых сильных армий Европы того времени. Медвежья шкура, на которой восседает самодержец, показывает варварский образ нации, с большим трудом Романову удалось преодолеть сопротивление жителей против многочисленных реформ, направленных на модернизацию России.
Проблемы возникли при создании лица Петра Первого. Фальконе использовал в качестве натурщиков гвардейских офицеров, которые специально для мастера ставили коней на дыбы. Екатерина забраковала несколько решений француза и передала работу над проектом его помощнице 19-летней Мари-Анн Колло. Она придала лицу Петра черты мужественного человека с широко раскрытыми глазами, наполненными мыслью.
Интересный факт. Колло после отливки и одобрения со стороны Екатерины была принята в члены Российской Академии художеств и получила гарантированный пожизненный пансион.
Фальконе три года ждал прибытия в Россию профессионального литейщика, так как до этого самостоятельно никогда не занимался созданием подобных скульптур. Однако, прибывший Эрсман вскоре был уволен, а к работе были привлечены российские мастера. Первая отливка Медного всадника началась в 1775 году, но была неудачной – верхняя часть памятника получилась бракованной, работы были продолжены следующим летом.
Интересный факт. Во время процесса создания Медного всадника лопнула труба, а пожар смог остановить Емельян Хайлов. Он закрыл место прорыва своей одеждой и получил многочисленные ожоги рук, но сохранил большую часть статуи.
Возмущенная долгим процессом создания объекта, Екатерина Вторая уволила Фальконе, при этом он забрал с собой всю техническую документацию. Фельтен завершил работу француза, а на торжественное открытие сам создатель приглашен не был. В городе прошел военный парад, за которым наблюдала с балкона здания Сената императрица Екатерина. По ее указанию под барабанную дробь с постамента была спущена ширма, а тысячи горожан пришли в неописуемый восторг при виде этого архитектурного шедевра. На гранитной глыбе по приказу Екатерины Великой высечено посвящение на двух языках, русском и латинском: «Петру I Екатерина II лета 1782».
Примечательно, что Фальконе настоял на отсутствии ограды перед памятником, но она все равно появилась по настоянию Екатерины. До наших дней она не сохранилась, но администрация Санкт-Петербурга задумывается о повторной установке забора – из-за варварского отношения многочисленных туристов происходит постепенный процесс разрушения постамента.
Реставрации объекта
Первая реставрация Медного всадника произошла еще в годы императорской России в 1909 году. Косметический ремонт позволил серьезно обновить внешний вид памятника, повторно к этому вопросу вернулись в 1976 году. Были использованы современные методы, произведено сканирование гамма-лучами. Внутрь памятника была заложена капсула с запиской о произведенной реставрации с газетой от 3 сентября 1976 года.
Интересный факт. В 1909 году были обнаружены микротрещины, через которые в Медный всадник попадала вода. При реставрации из памятника было извлечено почти 130 ведер жидкости.
Благодаря исследованию стало понятно, что постамент сможет прослужить еще долгое время, а отлитая из бронзы змея тоже считается точкой опоры. В 2003 году перед празднованием юбилея Санкт-Петербурга были произведены очередные реставрационные работы – скульптуру очистили от патины и установили небольшую ограду.
Ореол мистики вокруг памятника
Согласно распространенному поверью Медный всадник смотрит на своего вечного оппонента Карла Двенадцатого, похожий памятник которому находится в Стокгольме. Оба государя продолжают соперничать после смерти друг друга и продолжают заочную войну за выход к Балтийскому морю.
Широко распространена легенда о том, как призрак Петра поговорил с будущим императором Палом Первым за полтора месяца до появления самого памятника на будущем месте закладки.
Павел! Бедный Павел! Я тот, кто принимает в тебе участие. Прощай, Павел, ты снова увидишь меня здесь.
В жизни сына Екатерины это событие сыграло важную роль, будущий самодержец с трепетом относился к фигуре своего предка и вспоминал о нем перед своим убийством.
Во время вторжения Наполеона в 1812 году Александр Первый начал готовить эвакуацию северной столицы перед угрозой завоевания французами. Однако, призрак Петра запретил через майора Батурина перевозить его в Вологодскую губернию, преследуя военного на протяжении нескольких недель во снах. Александр, пораженный этим рассказом, отменил свое первоначальное решение, а город так и остался неприступен для армии захватчиков.
С тех пор видение Петра появляется перед местными жителями в самые сложные для страны события, предостерегая жителей о грядущей опасности. Примечательно, что сам памятник стал настоящим культурным шоком для местных старообрядцев, которые назвали Медный всадник «Всадником Апокалипсиса» из-за олицетворения уничтожения их культуры после введенных императором законов.
След в культуре
Образ Медного всадника прочно вошел в российскую литература девятнадцатого века, будучи упомянутым в нескольких произведениях авторов золотой и серебряной эпох русской культуры. Отдельно хочется отметить одноименную поэму Александра Сергеевича Пушкина. Благодаря этому произведению памятник получил свое современное название и стал олицетворять Санкт-Петербург. Герой поэмы видит в памятнике Петра виновника всех несчастий в своей семье и вступает с ним в открытое противостояние, что заканчивается для него печально.
Не обошли вниманием объект на Сенатской площади такие мастодонты российской литературы как Федор Достоевский, Даниил Авдеев и Андрей Белый. Большой след оставил Медный всадник в советской и российской нумизматике, было выпущено несколько коллекционных золотых монет. Почта России тоже активно использует образ Петра Великого, марки с его изображением были популярны в Советском Союзе. Символ Санкт-Петербурга часто можно увидеть в кинематографе, это касается не только документальных фильмов, но и многочисленных сериалов, где действие происходит в северной столице России.
В городских легендах Медный всадник стал защитником Санкт-Петербурга, город ни разу не был захвачен во время многочисленных войн. Отдельно хочется отметить события блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной Войны. Памятник не стали убирать с постамента, вокруг него были обложены мешки с землей и песком. Ни один снаряд и ни одна бомба не угодили в статую Петра Великого, что только укрепило статус Медного всадника как защитника города.
Адрес: Санкт-Петербург, Сенатская площадь. Памятник расположен в самом центре города и никаких проблем с логистикой нет. От ближайшей станции метро до Медного всадника можно добраться в течении 10 минут неторопливой походкой.
Идеальным временем для фотографирования объекта считается поздняя осень, когда в морозную погоду Медный всадник выглядит особенно внушительно и монументально. Стоит помнить, что летом из-за обилия туристов могут возникнуть проблемы при поиске подходящего ракурса для отличной фотографии.