Светицховели, патриарший собор в Мцхете. Построен в 1010-29 зодчим Арсукидзе на месте первой в Грузии христианской церкви 4 века. Восстанавливался в 15 и 17 вв.
Грандиозное, возвышающееся над застройкой города, крестово-купольное сооружение.
Храм С в е т и — Ц х о в е л и — одно из самых почитаемых и прославленных культовых зданий Грузии.
Происхождение наименования «Свети-Цховели» (Животворящий столп) связано с преданием о принятии Грузией христианства. Согласно легенде, житель Мцхета, еврей по имени Элиоз, присутствовал при распятии Христа в Иерусалиме. Он вернулся домой с реликвией — хитоном Христа. Сестра его Сидония, уже принявшая христианство, встретила его и, прикоснувшись к хитону, умерла. Ее хоронили вместе с хитоном, оставшимся в ее руках. На могиле Сидонии выросло большое дерево — ливанский кедр.
Дальше легенда повествует о решении первого христианского царя Мириана воздвигнуть над могилой Сидонии церковь. Во исполнение его желания срубили дерево, выстругали семь колонн и приступили к строительству церкви. Шесть колонн было установлено, но седьмая не поддавалась — она повисла в воздухе. После того как просветительница Грузии св. Нина молилась всю ночь, этот столб встал «без прикосновения руки людской» и с него текло миро, излечивающее больных от тяжелых недугов. Отсюда и пошло наименование этого храма — «Свети-Цховели».
Недавние раскопки на территории храма позволяют восстановить контуры первой, выстроенной в IV веке деревянной церкви. Неглубокие ямы с остатками деревянных столбов весьма точно обрисовывают план церкви.
В V веке, при Вахтанге Горгасали, взамен этой первой христианской деревянной церкви воздвигли каменный храм, габариты которого, как и отдельные фрагменты, легко читаются и сейчас. Вставленные в подкупольные устои орнаментальные камни внутри храма, а также на редкость интересные скульптурные бычьи головы на восточном фасаде находят параллели в произведениях именно V века. Отмеченные выше раскопки вскрыли апсиду, древние колонны, импосты которых виднеются в раскрытых верхних частях устоев в северо-западной части храма. Храм Вахтанга Горгасали простоял до начала XI века, когда пришедшую в ветхость церковь перестраивают почти заново.
В 1010—1029 годах при каталикосе Грузии Мелхиседеке был построен новый патриарший храм, перенесший в дальнейшем немало разрушений и переделок, но в основном все же сохранивший до сегодняшнего дня свой первоначальный вид. На постройку собора Свети-Цховели были сделаны пожертвования не только церковью, но и правителями отдельных грузинских царств. Католикос добился вкладов и от византийских императоров.
В надписи на восточном и северном фасадах собора упомянут зодчий Арсукисдзе, строитель храма. Над центральной декоративной аркой северного фасада помещен рельеф с изображением руки, держащей угольник. Надпись, сопровождающая его, гласит: «Рука раба божьего Арсукисдзе, помяните». С этим связана популярная в народе легенда о том, что Арсукисдзе стал жертвой зависти. У него, обогнавшего в творчестве учителя, отрубили десницу.
В начале XI века было завершено строительство большой ограды с парадными, сложно архитектурно решенными воротами, на которых сохранилась строительная надпись инициатора и руководителя строительством Свети-Цховели упомянутого выше католикоса Мелхиседека.
В настоящее время эти ворота восстановлены и предстают перед зрителями во всем величии своего архитектурно-декоративного оформления.
Был построен и дворец, остатки которого раскрыты несколько лет назад.
Время постройки Свети-Цховели совпадает со значительным периодом истории Грузии, когда стремление к объединению страны в единое мощное государство создает все предпосылки для всестороннего развития грузинской культуры, искусства, архитектуры.
Как отмечалось выше, собор дошел до нас с переделками и изменениями. Свети-Цховели — немой свидетель превратностей истории. Храм разрушали и восстанавливали, следы чего и сейчас нетрудно обнаруживаются. Особенно пострадал храм в конце XIV века, при нашествии Тамерлана, по повелению которого были подрублены устои. Но памятник устоял. В XV веке, при царе Грузии Александре, он был капитально отремонтирован; следы ремонта особенно ощутимы в западной части постройки. Результатом ремонта является и сегодняшний вид барабана купола. В 1656 году вновь был восстановлен шатер купола. В 30-е годы XIX столетия, в связи с приездом на Кавказ императора Николая I, духовенство уничтожило уже обветшавшие к тому времени боковые арочные галереи, что во многом изменило внешний облик храма. В это же время были побелены внутренние стены храма, в результате чего погибли остатки сохранившихся древних фресок.
Ограда вокруг храма в основном выстроена при царе Ираклии II, в XVIII веке.
Кафедральный собор Свети-Цховели относится к постройкам крестово-купольного типа. Восточный рукав заканчивается полукруглой апсидой, остальные рукава прямоугольные. Купол опирается на четыре свободно стоящих столба и является ведущим элементом композиции. Несмотря на удлиненную ось с запада на восток, выражающую основную внутреннюю пространственную структуру храма, место купола отмечено паузой. В этом проявилась и традиционная «верность» грузинской архитектуры центрально-купольной теме, когда вертикальная подкупольная ось создает ощутимый акцент в пространственном решении всего сооружения. На уровне второго этажа вокруг западного рукава и по обе стороны апсиды имеются хоры, придающие высоким стенам определенную легкость.
Храмы в это время почти всегда расписывались. Не был исключением и Свети-Цховели. Огромная фигура сидящего на троне Христа и архангелов в апсиде переписаны уже в XIX веке по старому контуру росписи XI века. По ним можно судить о масштабе и значительности первоначальной фресковой росписи, фрагменты росписи, сохранившиеся на стенах храма, выполнены позднее, после реставрационных работ XV века, в основном в XVI—XVII веках.
Греческая надпись подтверждает, что большая композиция на текст псалма «Всякое дыхание да славит господа» на южной стене в трансепте собора исполнена в XVII веке.
Эта композиция состоит из множеств сцен, открывающих зрителю полный сказочными существами и животными мир. Привлекает внимание группа девушек в белых головных уборах.
На юго-восточном подкупольном устое, с восточной стороны, сохранилась фреска с портретом поновительницы обрушившегося в 1656 году купола царицы Мариам, супруги царя Ростома. Царица изображена со своим сыном.
В интерьере храма привлекают внимание малая капелла в виде купольной церкви, напоминающая макет храма в Иерусалиме и построенная в XIII—XIV веках, и башнеобразное строение чуть дальше от подкупольного квадрата в юго-западной части церкви — престол, посвященный «святому древу животворящему». Надо предполагать, что этот престол раньше занимал центральное место, под куполом. Самый столб же при Мелхиседеке был окован золотом и серебром. Башнеобразное строение состоит из двух частей: верхняя с арочными пролетами покоится на кубе, составленном из глухих плоскостей стен. Стены сплошь покрыты росписью. Большая часть этой росписи выполнена художником Гульджаварасшвили в конце XVII века и отображает сцены обращения Грузии в христианство. Возникшее на грузинских традициях оригинальное решение цикла этих композиций вызывает особый интерес. Здесь мы видим первого христианского царя Мириана перед храмом Свети-Цховели, царицу Нану со свитой, вознесение «животворящего столпа», возвращение Мириана с охоты, распятие, около которого Элиоз с хитоном в руках, и другие эпизоды легенды.
Выделенные обрамлением отдельные сцены представляют как бы обособленные картины, на которых чрезмерно удлиненные фигуры, «миниатюрная» манера исполнения, старательно вырисованный, но сухо члененный архитектурный фон показывают, как чувствительна разница между монументальной живописью зрелого средневековья и этой отдаленной от нее на несколько столетий росписью.
Выстроенная из камня кафедра католикоса у юго-западного подкупольного устоя, согласно надписи католикоса Иоанна Диасамидзе, была расписана на переломе XVII—XVIII веков. В росписи обращает на себя внимание композиция «Сон Иакова» со спускающейся с неба на землю лестницей и сцена из легенды о хитоне господнем, связанной со строительством храма Свети-Цховели.
Невысокая алтарная преграда с глухим парапетом из резных плит с открытой аркатурой над ними установлена при последней реконструкции (1972) взамен многоэтажного резного иконостаса XIX века, ничего общего не имеющего с принципами оформления интерьера храмов в древнегрузинском зодчестве. Ограда повторяет композицию известной алтарной преграды храма в Спети и восстанавливает характер общего решения интерьера в храмах Грузии.
В храме сохранились многочисленные надгробия грузинского царского рода Багратиони. У алтарной преграды — могилы последних грузинских царей Ираклия II, Георгия X. Здесь же находится могила царя Вахтанга Горгасали.
Особое внимание уделяется оформлению фасадов. Декор становится неотъемлемой частью его архитектурного решения. Другими становятся масштабы орнаментального оформления и характер его.
Композиция фасадов Свети-Цховели решена приемами, типичными для грузинской архитектуры конца X и начала XI века. Декоративная аркатура — ведущая тема оформления фасадов; она связывает и художественно объединяет фасады в единое целое.
Спокойный, стройный объем всего сооружения оформлен разновысотными декоративными арками, которые создают определенный ритм, подчеркивая значимость отдельных объемов в общем построении масс.
Традиционная пятипролетная декоративная аркатура украшает восточный фасад. Образующиеся между закругленными в плане апсидами треугольные ниши вносят в общий плоскостной характер фасада живописность, в выявлении которой огромную роль играет солнечное освещение. Постепенно повышающиеся к центру арки обрамляют оконные проемы, резные рельефы и ниши. Вплотную приставленная к центральной арке веерообразная декоративная композиция включает двенадцать медальонов, в которых высечена строительная надпись с упоминанием католикоса Мелхиседека и архитектора Арсукисдзе.
На фасаде есть следы позднейших поновлений. Композиция из трех окон под самым карнизом — поздняя переделка. Явно не на своем месте находятся фигуры летящих ангелов под центральным окном. Бычьи головы там же являются фрагментами храма Свети-Цховели, выстроенного в V веке.
Храм богат декором, но он использован сдержанно и с большим художественным тактом. Карнизы, обрамления окон сплошь покрыты резным орнаментом. Орнамент рельефный, глубокий. Живописность линий, ярко выявленная светотень, объемные формы определяют характер декора. Для усиления впечатления архитектор применяет разноцветные камни. На общем желтовато-зеленоватом фоне высеченные декоративные элементы из камней винного, зеленого и желтого цветов создают привлекательные красочные акценты, придающие фасадам мажорное звучание. Поздние восстановительные работы во многом изменили характер южного и северного фасадов, но разделка стен аркатурой, орнаментированные обрамления окон и другие декоративные украшения гармонично сливаются в общее архитектурно-художественное оформление всего здания.
На западном фасаде выделяется богато украшенное окно. Вставки из темно-красных камней придают фасаду особую нарядность и привлекательность.
Н. Джанберидзе, К. Мачабели. «Тбилиси, Мцхета». М., «Искусство», 1981. Стр. 220-230.