Матюшево – село в Сосновском районе. Согласно приказу департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 года № 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия» к объектам историко-культурного наследия была отнесена сельская Воскресенская церковь. Датировка объекта – 1839 год. По данным Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, приказ 5-ОД утратил силу 20 октября 2014 года приказом № 159. По данным, предоставленным Натальей Листвиной, церковь дошла до наших дней в руинированном виде.
http://www.gttp.ru/map_NN/sosnovsk.htm
Впервые в Писцовой Книге Дмитрия Лодыгина, Василия Полтева и дьяка Дементия Образцова 1621-23гг. («Материалы по истории Нижегородского края конца XVI-первой четверти XVII века», Сост. А.В. Антонов (отв.), А.А. Булычев, В.А. Кадик, С.В. Сироткин. — Москва, «Древлехранилище» 2015г.) дано описание села Матюшево. «Село Воскресенское, что в Матюшеве, монастырь на речке на Кишме, стоит на два усада, а в селе церковь Воскресения Христова да предел Введения Пречистые Богородицы, да Преподобного Михаила Малеина, древяна с папертью, верх шатром… да на колокольнице пять колоколов… да в селе же двор монастырский, а живут в нем старцы и детеныши для монастырские пашни. В селе 24 двора крестьянских и бобыльских».
Монастырь в Матюшеве являлся крупным землевладельцем «20 чети в поле». Земли монастырские «пашут детеныши и крестьяне сгоном». Кроме того, монастырь владел и лесными угодьями. В Платежных книгах с 1607 до 1646 года: «Матюшевские волости у Воскресенского игумена з братьею с пустоши Поповские з дровяного лесу оброку 2 алтына, пошлин полденьги». По Указу Государя Михаила Федоровича Романова и его отца святейшего Филарета Никитича патриарха Московского в 1622г. Матюшевский монастырь был записан в тарханную грамоту Дудина монастыря, но не в вотчину. «А по государеву указу игумену и братье тот матюшевский монастырь строить и братью кормить, а из окладу тот Матюшевский монастырь не выкладывать». По тарханной грамоте монастыри освобождались от уплаты налогов государству. Так как Матюшевский монастырь не вошел в вотчину Дудина монастыря, он должен был платить подати государству.
Наталья Гусева