Матвеев Николай Сергеевич
«Сумерки», 1891
Холст, масло. 51 x 68 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Во второй половине ХIХ столетия привлекательность жанра «в комнатах» стала видеться в его отъединенности от всего мира. Идеал интерьерного жанра теперь – это уютный маленький мирок. Некогда свободно льющееся пространство интерьера в творчестве Алексея Венецианова и его учеников сжимается до одной комнаты или даже до уголка этой комнаты. Интерьер становится более интимным и повествовательным. Завоевывает популярность мотив вечернего освещения. Вечером вокруг лампы или у камина, как на картине Н.С. Матвеева «Сумерки», собирается семья, люди жмутся друг к другу и к крошечному источнику тепла и света. В этом пятнышке света происходит диалог близких сердец, лица выхвачены светом, остальное тонет во мраке.
Вместе с тем интерьерный жанр не покидает ощущение хрупкости, ненадежности этого рукотворного уюта, его тепло подобно огоньку свечи, который в любой момент может задуть ветер. За окнами интерьеров второй половины ХIХ века все чаще завывают зимние вьюги, белеют снега. Интерьер с его сердцем – горящей лампой с цветным фонарем или потрескивающими в камине дровами – метафора огонька в ночи ледяной «пустыни мира».
«И вот опять зима как тут!
Морозы в комнату загнали
И долго выйти не дадут…
Придвинусь к милому камину
И с ним мою тоску-кручину
Как прежде стану разделять»
(Князь И.М. Долгорукий)
«На дворе сумерки. Злится вьюга, уныло завывает ветер. В камине потрескивают дрова, разливая в комнате приятную теплоту обстановки, располагая к мечтаниям и философствованию» – в этих словах Д.Н. Кайгородова выразились типичные «интерьерные» настроения времени.