Александр Терентьевич Матвеев – русский и советский скульптор, искусствовед; мастер и педагог, оказавший своим творчеством заметное влияние на развитие современного пластического искусства. Один из организаторов, идейных вдохновителей и активных участников многих творческих объединений первой трети XX века. Являлся профессором Академии Штиглица и Академии художест. В последней с 1932 по 1934 годы также занимал должность директора. Награждён званиями «Доктора искусствоведения» и «Заслуженного деятеля искусств РСФСР».
Александр Терентьевич родился в августе 1878 года в семье торгового служащего, в Саратове. В 1896–1899 учился в Боголюбовском рисовальном училище у В. В. Коновалова и Т. П. Сальвини-Баракки Параллельно посещал студию Коновалова при саратовском обществе изящных искусств. В 1899 поступил в Московское училище живописи, в качестве вольнослушающего ученика. Занимался под руководством С. М. Волнухина и П. П. Трубецкого. В 1900–1901 получил малую серебряную медаль и премию С. М. Третьякова за скульптурные этюды. В конце 1902 выбыл из Училища, не окончив курса и не получив звания художника.
В 1901–1905 работал в керамической мастерской С. И. Мамонтова «Абрамцево» за Бутырской заставой в Москве. Потом на стипендию фонда Е. Д. Поленовой уехал на обучение в Париж. После возвращения работал в Кикерине, под Петербургом, в художественно-керамических мастерских П. К. Ваулина и О. О. Гельдвейна вплоть до 1912 года. После вновь уехал за границу. В этот раз он путешествовал по Италии. Посетил Флоренцию, Рим, Неаполь.
После Октябрьской революции 1917 скульптор продолжал работать. Он входил в Коллегию по делам искусств и художественной промышленности, являлся членом комитета Союза деятелей искусств. В 1924 стал одним из учредителей объединения «Четыре искусства», а с 1926 был членом Общества русских скульпторов. В 1958–1959 в Москве и Ленинграде прошла персональная выставка Матвеева.
Знаменитый скульптор умер в октябре 1960 года в Москве. Он был выдающимся художником первой половины ХХ столетия, крупнейшим представителем символизма в скульптуре. Он выработал собственный пластический стиль, отличающийся плавностью, «текучестью» линий, кажущейся хрупкостью, зыбкостью форм и декоративностью. Матвеев стремился к гармонии, уравновешенности, синтезу с окружающей природой. Он считал, что искусство должно выражать вечную истину, которая выше земной суеты.
Произведения Матвеева находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее керамики и «Усадьбе Кусково XVIII века», ГМИИ им. А. С. Пушкина, Киевском музее русского искусства и других.