Матильда КШЕСИНСКАЯ о своей балетной школе

6 апреля 1929 года Матильда КШЕСИНСКАЯ дала первый урок в своей парижской студии танцев.

«С первого дня нашей эмигрантской жизни вопрос о хлебе насущном нас очень тревожил», — признавалась бывшая прима-балерина Мариинского театра и заслуженная артистка Императорских театров. Уроками танцев она рассчитывала зарабатывать на жизнь себе, мужу великому князю Андрею Владимировичу и сыну Владимиру («Вове»).
Кшесинская, никогда прежде не занимавшаяся ничем подобным, не была уверена в успехе своего начинания: «Что я умела хорошо танцевать, я знала, но сумею ли я преподавать танцы другим, я совершенно не знала и даже несколько сомневалась в этом. Но выбора не было, надо было на это решиться».

Осуществить свои планы Кшесинская намеревалась в Париже. А жила она с семьей после отъезда из России в 1920 году на юге Франции, в Кап-д’Ай. Поэтому первым делом необходимо было подыскать в столице не только помещение для будущих занятий, но и жилье. Это оказалось непростой задачей и потребовало немало времени.
После «нескончаемых» поисков «по всему Парижу» Кшесинская нашла студию в «недостроенном еще доме». Для ее обустройства «надо было заказать и установить палки для упражнения, провести электричество, окрасить стены и купить самую необходимую мебель». На всё это ушло два месяца. Что касается жилья, то Кшесинская остановила свой выбор на вилле «Молитор» — небольшом особняке с садиком в престижном 16-м округе.

Первой ученицей начинающей преподавательницы стала Татьяна Липковская, которая в списках учениц школы навсегда осталась под номером один. Кшесинская считала, что Липковская «принесла студии счастье» и называла её своим талисманом.

Поскольку время для начала занятий было выбрано не совсем удачное (обучение в существующих на тот момент студиях традиционно начиналось осенью), на первых порах занимающихся оказалось немного.
Но Кшесинская не опустила руки: «Свой второй учебный сезон я начала 3 сентября 1929 года. Число учениц стало быстро увеличиваться, хотя я никакой рекламы не делала. С первых уроков я поняла, что преподавать могу. Я сразу с этой задачей справилась, и дело быстро наладилось. Ученицы отлично меня понимали, схватывали то, что я от них требовала, и я почувствовала, что владею классом как самых маленьких, начинающих учениц, так и более старших».

С каждым новым сезоном количество желающих учиться у Кшесинской росло и к середине 1930-х годов перевалило за сотню. К слову, среди ее учениц были и младшие дочери Федора Шаляпина — Марина и Дасия.

Через год после открытия студии в ней побывала выступавшая в то время в Париже Анна Павлова, с которой Кшесинская когда-то танцевала на одной сцене.
«Я, конечно, предупредила моих учениц, что Анна Павлова будет в студии в такой-то день, чтобы все собрались ее встретить, — вспоминала Кшесинская. — Мне хотелось, чтобы мои ученицы, которым не пришлось видеть ее на сцене, видели бы ее у меня. Они ее встретили с цветами. Она просидела весь урок, а когда урок кончился, она меня расцеловала и сказала: «А я думала, что вы неспособны работать, что это только одно воображение, но теперь я вижу, что действительно можете преподавать»».
Это была последняя встреча двух знаменитых артисток.

На фото: М. Ф. Кшесинская (1872—1971) во время занятий в своей студии. Париж. 1935.

Подготовка публикации: Зеленая лампа, 06.04.2022

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?