23 января — день памяти Анны ПАВЛОВОЙ (1881—1931).
«В январе 1931-го… я получила известие, что Анна Павлова опасно заболела в Гааге, — вспоминала прима-балерина Мариинского театра Матильда Кшесинская, выступавшая на его сцене в одно время с Павловой. — Ее постоянным врачом был доктор Залевский, который лечил и Андрея [Андрей Владимирович, великий князь, двоюродный брат императора Николая II, супруг (с 1921 г.) Кшесинской. — З. л.].
Дандре, муж Павловой, телеграфировал мне, прося отпустить доктора Залевского ввиду опасного положения Анны Павловой. Я не считала себя вправе отказать, тем более что Андрея лечили и другие доктора, и Залевский 20 января выехал в Гаагу на три дня. …Но несмотря на все принятые меры и приезд доктора Залевского, не удалось спасти Анну Павлову, которая 23 января скончалась.
…Прошло много лет с тех пор, и мне пришлось прожить в Лондоне три недели в гостях, как раз недалеко от того дома, где жила Анна Павлова. Проходя однажды мимо этого дома, я зашла в парк, окружавший дом, посмотрела на пруд, где некогда плавал красавец белый лебедь, с которым Павлова снята, зашла в дом, где жила, ходила и занималась наша Павлова, а потом пошла поклониться ее праху на местном кладбище, тут же недалеко.
Белая мраморная урна, высокая и стройная, как сама Павлова, хранит драгоценный пепел. Кругом всё только белые цветы — просят других не возлагать, написано на дощечке. Видно было, что чья-то очень любящая рука убирала цветы, все свежие и красиво расставленные. Пришла я сюда поклониться праху великой нашей русской артистки, имя которой не забывается во всем мире, где ее любили и ценили. Мне показали в Лондоне то место, где предполагали воздвигнуть ее памятник среди цветов и роз в одном из городских парков.
Когда я думаю об Анне Павловой, мне вспоминается рецензия Сергея Маковского по поводу исполнения Павловой роли Жизели [в балетной постановке, состоявшейся 9 мая 1930 года в театре Елисейских Полей, рецензия Маковского на которую была напечатана в парижской эмигрантской газете «Возрождение». — З. л.]: «Неотразимая, огненно гибкая, — пишет С. Маковский, — и легкая как пушинка, танцует Жизель Анна Павлова. Этим многое сказано. Анна Павлова никогда не изумляла техникой, она покоряла вдохновением. Ее не хотелось и прежде разбирать по косточкам…, хотелось только восхищаться ею, забыв о хореографических прописях, отдаваясь наваждению таланта Божией милостью»».
Подготовка публикации: ©Зеленая лампа, 23.01.2024