«ДВОРЕЦ, В КОТОРОМ НИКТО НИКОГДА НЕ ЖИЛ»
Это великолепное произведение искусства. В нём прекрасно всё. Оно всегда заполнено экскурсионными группами. Но там не чувствуется жизни. По непонятным причинам этот дворец оказался никому не нужен. Именно поэтому Массандровским дворцом Александра III (как его принято называть) я и завершаю рассказ об Императорском Крыме и перехожу к Крыму дворянскому.
Ну а пока, Массандра.
Массандра была заселена таврами ещё в XIV веке. Греки построили на этом месте деревню Марсанда, а при ней храм во имя Рождества Иоанна Предтечи. Даже во времена хана Крым-Гирея, на руинах храма совершали богослужения.
После присоединения Крыма к Российской империи Массандрой владеет французский контр-адмирал Карл Нассау-Зиген, затем помещик Матвей Никитин, а в 1815 году имение покупает женщина с романтичной судьбой Софья Константиновна Потоцкая. Она мечтала основать там город и назвать его Софиополис. Но человек, который оказывал ей всяческую поддержку ( генерал-губернатор Новороссийского края дюк Арман де Ришелье), был вынужден оставить свой пост, а Софья Константиновна свои грандиозные планы. После смерти имение переходит в собственность её дочери Ольге Станиславовне Нарышкиной, которая перепродаёт его по документам Александре Васильевне Браницкой, а по сути её зятю Михаилу Семёновичу Воронцову.
Но строительством дворца начинает заниматься только его сын Семён Михайлович. В 1881 году он поручает французскому скульптору Этьену Бушену возвести дворец в стиле Людовика XIV, но в 1882 году из-за смерти владельца строительство прекращается. А в 1889 году имение приобретает Удельное ведомство для Александра III. Когда утверждают, что дворец построил Месмахер это не совсем так. По сути творили два талантливейших архитектора Максимилиан Егорович Месмахер и Оскар Эмильевич Вегенер.
Они трудились над перестройкой изначально аскетичного рыцарского замка с 1892 по 1902 годы. Стараясь не нарушать проект своего предшественника, они добавляют террасы, галереи, балконы, лестницы, чтобы увеличить изначально очень скромную площадь помещения. Специально для Александра III ванную комнату обкладывают голландской керамической плиткой, а для императрицы-обшивают панелями красного дерева. Но смерть Александра III приостанавливает строительство дворца, который остаётся без машинного отделения, обеспечивающего отопление, и в крымском климате начинает разрушаться. Тогда Месмахер испрашивает аудиенцию у Николая II. Он просит его в память об отце, дать закончить дворец. Новый император даёт своё согласие.
Впервые дворец строится без остановок. Заканчивают третий этаж. Наружные стены обкладывают метлахской плиткой светло-жёлтого цвета. Строят трёхъярусную башню, которую венчает золочёный двуглавый орёл. Кровлю делают фигурной. Резные окна, скульптуры в нишах, балюстрады придают зданию декоративно-живописный вид. В нише на втором этаже устанавливают статуи (29 фигур, изображающих философов и божеств). Во дворце искусно сочетаются детали средневековья и ренассанса, но первое, что бросается в глаза-это раннее барокко.
Опасаясь, что строительство снова прекратят, архитекторы, чтобы защитить своё детище от сырости обкладывают фундамент бетоном, обводят дренажной канавой и, наученные горьким опытом, в отдельном здании сооружают машинное отделение, обеспечивающее дворец отоплением и электричеством. Странное впечатление произвело на меня это здание при въезде в парк: витражи, керамическая плитка, майоликовые изразцы, живопись по стеклу, акварельные панно. Одним словом-модерн.
С какой тщательностью оформлялись внутренние помещения. Небольшая бильярдная с роскошным камином, в которой не играли в бильярд; столовая из светлых деревянных панелей, в которой не ели; шкафы из красного дерева с изящной росписью сложной техники,в которых не висела одежда. А ещё хрустальные люстры, зеркала в литых оправах, портреты членов царской семьи по стенам.
Вокруг дворца парк во французском стиле. Террасы, спускающиеся каскадом. Верхняя и нижняя-цветочные партеры, а средняя-бассейн. За террасами сенокосные луга, следом фруктовые сады. Декоративные вазы с цветами у дворца как-будто сторожили химеры, драконы и даже сатиры.
Регулярный французский парк переходил в пейзажный английский с можжевельниками, грабами, дубами, кедрами, соснами, лимонными, фиговыми и маслиновыми деревьями, среди которых причудливо вились дорожки.
Любой дворец или самый простой дом жив тогда, когда в нём живут. Дома обладают способностью помнить своих хозяев. Таков Ливадийский дворец, Дюльбер, Кичкине, Харакс. А Массандровский дворец-это, увы, мёртвая красота.