Масляная верховая набойка — достаточно распространённый способ декорирования тканей, известный, как минимум, с XVII века. Такая набойка заключается в нанесении при помощи набойных досок («манер») или трафаретов на ткань различных рисунков красками, в которых связующим компонентом для пигментов является масло растительного происхождения.
Технология набойки подробно описана у Н.Н. Соболева в работе «Набойка в России»:
«Подручный мальчик берет щеткой из горшка, равномерно растирает ее по сукну, лежащему в рамке (шасси). Набойщик набирает краску в форму, прижимает последнюю к сукну в разных направлениях, затем переносит форму на ткань, ставит по иголкам на определенное место, равномерно опускает на материю и ударяет по ней рукой или молотком, чтобы краска лучше перешла на ткань. Затем краска вновь набирается на форму, и набивка идет, постепенно заполняя наколотую на стол материю. Отпечатанный „стол“ откалывают от подстилки, подвешивают под потолок на особо устроенные жерди, которые называют „вешала“. Чтобы отпечатанная краска засыхала, не подтекая, в мастерской поддерживается постоянно довольно высокая температура.
На этом, собственно, и оканчивается процесс набивки. И в старину, когда набивали масляной краской, ткань, высохнув, шла в употребление.»*
В собрании Музея Ивановского ситца выявлено более 50 образцов тканей с верховой масляной набойкой.
Подробнее об этой коллекции можно прочитать в прикреплённых статьях:
1. Блавдзевич Ю. А. Коллекция тканей с верховой масляной набойкой Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д.Г.Бурылина//Искусство и традиции народов России. К 85-летию Отдела народного искусства Русского музея, 2023. С. 269-276.
Блавдзевич Юлия Андреевна — старший научный сотрудник Музея Ивановского ситца.
2. Смоленчук, Е. В. О технологическом подходе в исследовании коллекции тканей с верховой масляной набойкой из собрания Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д.Г.Бурылина // Журнал Института Наследия. 2023. Выпуск 4 (35). С. 13-19.
Смоленчук Елена Валериевна —
младший научный сотрудник Отдела научной реставрации предметов
декоративно-прикладного искусства Государственного научно-исследовательского института реставрации (Москва)
* Соболев Н.Н. Набойка в России. История и способ работы. М.: тип. т-ва И.Д. Сытина, 1912. С. 99.
https://www.booksite.ru/fulltext/naboika/index.htm
#литература_владимирскаягуберния
#ИГИКМ
#ремесло_владимирскаягуберния
#промыслы_владимирскаягуберния
#шуйскийуезд
Фото:
1. Набойка (переплет архивной книги) — льняная ткань с рисунком, нанесенным масляной краской. Наиболее ранние набойки — сажевые: на грубый холст наносилась черная краска из сажи на олифе. https://textilemuseum.ru/ru/
2. Часть подкладки от фелони; выбойка по домашнему холсту черной масляной краской со следами желтой расцветки. (ИОКМ3633)
3. Набойка черной и красной масляной краской по домашнему холсту. (ИОКМ3931/1)
4. Набойка масляной краской по грубому холсту. Россия. 1-я пол. 19 в. (ИОКМ 4126/1)