Часовня расположена в поле, на месте исчезнувшего поселения, является его последней сохранившейся постройкой. Относится к типу клетских культовых построек. Рублена из сосновых бревен, сохранились фрагменты наружной обшивки. Состоит из объединенных общей двускатной крышей молельного помещения, трапезной и сеней. Над сенями надстроена колокольня, в основании которой лежит рубленый с повалами восьмерик. Покрывает колокольню опирающийся на девять столбов шатёр, увенчанный главкой с крестом. В сенях расположена срубная лестница, ведущая на колокольню. С запада над входом в часовню консольно нависает навершие утраченной галереи. Часовня характеризуется уравновешенностью пропорций и своеобразными деталями. К числу достаточно редких конструктивно-декоративных решений принадлежат обвязка столбов яруса звона, представляющая в плане восьмиконечную звезду, и арочный проем дверей. Из декоративного убранства сохранились резные подзоры и причелины. Представляет историко-архитектурную ценность как пример традиционной заонежской часовни, выполненной с использованием своеобразных строительных приемов.
Источник: http://monuments.karelia.ru
Урочище Масельга затеряно в лесах материковой части юго-восточного Заонежья. Часовня занимает место в центре обширного открытого пространства, долгое время после исчезновения деревни использовавшегося как сенокосные угодья. Судя по старым картам, часовня стояла у перекрестка двух пересекающих деревню дорог.
Часовня представляет собой трехчастную равновысокую и равноширокую клетскую постройку, включающую молитвенное помещение (кафоликон), узкий безоконный притвор и просторные сени под общей двускатной крышей. Над сенями надстроена восьмигранная колокольня, основание которой рублено с повалом. Девятистолбный ярус звона колокольни завершен шатром с полицами, увенчанным главкой с крестом. Основной сруб и восьмерик колокольни обшиты. В целом уравновешенная по пропорциям, типичная для Заонежья по своей объемно-планировочной структуре часовня имеет ряд своеобразных деталей. Западный вход в часовню акцентирован арочным дверным проемом с двухстворчатыми дверями, за которым на продольной оси здания симметрично расположена широкая внутренняя лестница, первоначально имевшая с двух сторон ограждение из плоских дощатых балясин, близких по рисунку к классицистическим.
Впечатление от архитектурной представительности сеней дополнял необычный для таких помещений потолок по двум продольным прогонам и трем поперечным профилированным балкам с настилом из профилированных тесин «вразбежку». Перед наружным входом в часовню подземная галерея, по западному фасаду прорезанная тремя арками, единственная такого рода в Заонежье и Карелии в целом.
К числу достаточно редких конструктивно-декоративных решений принадлежит и обвязка столбов яруса звона колокольни, представляющая в плане восьмиконечную звезду, полученную путем взаимного наложения двух квадратов, развернутых под углом в 45° друг к другу. Ярус звона украшен тремя видами разных по рисунку резных подзоров — подполицами восьмерика и шатра и вставленными между оголовками столбов.
Первый исследователь часовни финский искусствовед Ларс Петтерсон, изучавший храм в 1943 году, выделяет в ее строительной истории четыре периода. Первый этап, когда была срублена двухчастная равновысокая и равноширокая часовня, включающая кафоликон и притвор, отнесен Петтерссоном предположительно к 1750-1780-м годам с учетом датировки храмовой иконы, принадлежавшей кисти известного в эти годы в Заонежье «кондопожского мастера». Второй строительный период связан с пристройкой сеней под один конек с существовавшим объемом и надстройкой над сенями колокольни и датирован концом XVIII — первой половиной XIX в. III и IV стр. периоды Петтерссоном не описаны и не датированы, но косвенно упоминается датировка входной галереи серединой XIX в.
Датировка возведения храма, данная Л. Петтерссоном, подтверждается совокупностью признаков, характерных для второй половины XVIII в. и бытовавших до середины XIX в. — первоначальные трехкосящатые окна в кафоликоне с гребнем и заплечиками на вершнике, с сопряжением косяков между собой «в ус» и под прямым углом с нижележащим бревном, и аналогичная по конструкции входная дверь в притвор. Но возможна и иная версия строительной истории часовни.
Более правомерным представляется отнесение строительства храма к концу XVIII — началу XIX в. Подтверждение тому — трехчастный план, включающий кафоликон, узкий темный притвор и просторные светлые сени. Обычно такая планировка возникала в результате пристройки к двухчастным храмам сеней, что, возможно, и вызвало предположение Л. Петтерссона о соответствующей реконструкции в первой половине XIX в. Однако, отсутствие конструктивных швов в продольных стенах, щипца над перерубом, отделяющим кафоликон от притвора, и врубка опорных бревенчатых стенок входной лестницы в сенях в западную стену притвора подтверждает единовременное строительство трехчастного основного сруба.
В пользу единовременного строительства молитвенного помещения и сеней говорят и одинаковые по типу трехкосящатые окна в обоих помещениях. Сказанное позволяет предположить, что в структуре плана часовни воспроизведено планировочное решение, получавшееся обычно путем пристроек и распространявшееся в Карелии преимущественно в XIX в. Правда, Л. Петтерссон упоминает применительно к часовне в Масельге о редко встречающемся способе стыковки пристроек с основным срубом, когда новые и старые бревна стыковались в чашах угловых врубок существующего здания, но наличие такой стыковки можно подтвердить только при разборке часовни. Поэтому изменять датировку памятника, принятую в официальных учетных документах, пока преждевременно.
Если верно, что часовня изначально была трехчастной, то надстроить колокольню над сенями могли в начале второй половины XIX в. Такая реконструкция датируется с учетом сочетания признаков, бытовавших до середины XIX в. (повал сруба колокольни и получивших распространение во второй половине XIX в., одинарные с брусчатой обвязкой угловые столбы яруса звона). В последней четверти XIX в., до 1890-х гг., выпилили стену, отделяющую молитвенное помещение от притвора, увеличили по высоте дверной проем между притвором и сенями, растесали окна кафоликона, обновили потолки во всех помещениях и полы в увеличенном молитвенном помещении, произвели наружную обшивку на кованых гвоздях. Наличие последних позволило уточнить верхнюю границу датировки третьей реконструкции.
Орфинский В. П., Гришина И. Е., Косенков А. Ю., Орлов А. В. Часовни в заонежских урочищах Масельга и Красная Сельга — памятники исчезнувшим деревням, 2017