Масальское (Рождествено на Корожечне). Церковь Христорождественская расположена на левом берегу реки Корожечны на горе. Она с теплым приделом, с южной стороны – Рождества Пресвятой Богородицы. Вся каменная, самостоятельная. Построена в 1782 г. тщанием князя Михаила Михайловича Хованского. Престолов три: Рождества Христова, Рождества Пресвятой Богородицы и во имя св. и благоверного князя Александра Невского. Третий св. алтарь не составляет придела и не имеет отдельной крыши, а находится внутри трапезной части летнего храма. Устроен в 1899 г. на средства прихожанина, крестьянина дер. Лукьянова А. А. Шеина. Колокольня над папертью, в связи с храмом. Приход более известен под названием села Масальского, а не Рождествено, что на Корожечне. Небольшая часовня в каменном столпе ограды, на северо-восточном углу ограды. Ограда вокруг храма (140 саж. окружн.) вся каменная с железными решетками.
Церковной земли 39 десятин, церковный дом для жительства священника. Капитала церковного в билетах 559 руб. Прихожан 1034 муж. пола и 1207 жен. Дер. Коростылева в 3 верстах от села, а все остальные деревни не далее полутора верст.
В приходе земская школа одноклассная. Больница земская на 6 кроватей, квартира для фельдшера и акушерка при больнице, а для врача отдельный дом. Казенная чайная лавка. Все три здания принадлежат приходу, а содержатся от земства. Училище, больница и дом врача близ храма, а чайная поодаль. Штатный состав причта: священник, диакон и псаломщик. Причтового капитала в процентных бумагах 2349 руб.
«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.
На живописной береговой возвышенности реки Корожечны расположен храм села Масальского. Небольшая изящная церковь стоит на краю села, над пологим береговым склоном и видна с дальнего расстояния. Как практически вся территория Угличского края, эта местность имеет богатую историю, уходящую вглубь столетий. Исконное название села – Рождествено на Корожечне. Именно в таком качестве оно упоминается в большинстве источников.
Примечательно, что его владельцами были исключительно известные, знатные и родовитые люди – в данном обстоятельстве наблюдается интересная традиция. В начале XVII века «село Рожественское, на речке на Корожечне» принадлежало боярину Михаилу Глебову сыну Салтыкову. Возможно, вотчина была получена в конце XVI века, поскольку в Писцовых книгах он отмечен в чине окольничего – до пожалования в боярство (1601). М.Г. Салтыков был полководцем и дипломатом, участником многих событий периода Смуты, – в частности, прихода к власти Лжедмитрия I и заговора против него, избрания на русский престол королевича Владислава. В 1611 году перешел на службу к польскому королю Сигизмунду III, утратив прежние владения.
В 1619 году вотчина была пожалована стольнику князю Андрею Фёдорову сыну Литвину-Мосальскому «за московское осадное сидение королевичева приходу». Он принадлежал к числу Рюриковичей, потомков черниговских князей. Разные ветви князей Мосальских состояли на службе в Литве, Польше и России. Андрей Фёдорович тоже имел явную пропольскую ориентацию, был в числе тушинцев, присягнул Сигизмунду III, но, как видно, вовремя перешёл на нужную сторону. Осенью 1618 года он участвовал в обороне Москвы от войск королевича Владислава, за что и был награжден вотчиной, в которую помимо села входили деревни Хлудово и Лукьяново «на речке на Курге», Яковлево на берегу Корожечны. За долгую жизнь ему довелось возглавлять Пушкарский и Сыскной приказы, командовать полками в нескольких войнах, дослужиться до чина окольничего. А.Ф. Мосальский умер бездетным в 1664 году – с ним пресеклась одна из линий княжеского рода. Период его владения оставил особую страницу в истории села. Несмотря на то, что формально оно называлось Рождествено на Корожечне и позднее сменилось немало других владельцев, за селом закрепилось название – Масальское, обычно писавшееся через «а». По какой-то причине один из давних владельцев оставил по себе такую память.
Позднее село переходит в собственность князей Хованских – потомков литовского великого князя Гедимина, принадлежавших к числу наиболее привилегированных кругов княжеско-боярской аристократии, «родам первой статьи». В числе владельцев был Иван Иванович (1650-1726) – сын известного главы Стрелецкого приказа Ивана Андреевича Хованского «Тараруя», учинившего названное его именем восстание, казнённого в 1682 году. Далее вотчиной владели Михаил Иванович (1684-1735) и Сергей Михайлович (1721-1768). Первый был капитаном лейб-гвардии Преображенского полка, а второй упоминается в чинах поручика, титулярного советника. После кончины старшего брата владельцем села становится отставной поручик Михаил Михайлович Хованский (1710-1785), с чьим именем обычно связывается строительство каменной церкви. Помимо селений в состав вотчины входили рыбные ловли на реке Корожечне протяжённостью по обоим берегам 6 вёрст и 50 саженей.
Примерно в 1785 году в очередной раз происходит смена владельца. Новым хозяином села стал князь Александр Алексеевич Вяземский (1727-1793). Это был видный екатерининский сановник, действительный тайный советник, генерал-прокурор Сената. Занимая высокую государственную должность, был известен неподкупностью и принципиальностью, деятельно руководил ведомством юстиции, а также стал основоположником строгой финансовой отчётности. В первой половине – середине XIX века село принадлежало гвардии штабс-капитану графу Фёдору Степановичу Апраксину (1816-1858) – представителю ещё одной аристократической фамилии.
О храмах наиболее ранние сведения содержатся в Писцовых книгах Угличского уезда 1629-1631 годов: «…а в селе церковь Рождество Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа да тёплой храм Пречистыя Богородицы Курския, да предел мученика Христова Андрея Стратилата, древяны, клецки, а у Рождества Христова верх шатровой, а в церквах образы, книги и ризы, и колокола, и всякое церковное строение вотчинное». Неизвестно, когда и кем были основаны церкви, но придел Андрея Стратилата, очевидно, создал князь А.Ф. Мосальский в честь своего святого покровителя.
В середине XVIII столетия взамен исконно существовавших деревянных храмов возводится каменный. Церковь Рождества Христова «строением начата» в 1754 году по благословенной храмоздательной грамоте ростовского митрополита Арсения (Мацеевича). 5 сентября 1771 года священник Степан Иванов подал прошение епископу Афанасию об освящении тёплого придела Рождества Пресвятой Богородицы. Но, видимо, обнаружились какие-то препятствия – придел был освящён 24 мая 1775 года архимандритом Борисоглебского монастыря Венедиктом.
С течением времени завершается основной храм. В начале сентября 1787 года священник Кондрат Иродионов подал прошение архиепископу Арсению (Верещагину) об освящении престола и выдаче антиминса, поскольку «ныне и вышеписанная настоящая церковь всем приличествующим церковным благолепием убрана и украшена и к освящению состоит в готовности».
При рассмотрении дела в Духовной Консистории была подготовлена справка, где в числе прочего обозначено, что «при оной церкви приходских дворов при ревизии состояло 172. В них мужеска [пола] 684, женска 741, а обоего 1425 душ». По числу приходских дворов установлен состав причта – священник, диакон, дьячок и пономарь.
16 сентября 1787 года правящим архиереем дана следующая резолюция: «Показанную Рождественскую церковь, если никакого по освидетельствовании препятствия не окажется, мышкинскому протоиерею Илие по чиноположению церковному освятить. При том сказать поучительное слово. Именем Господним благословляю, для чего и выдать освящённый антиминс». 17 сентября была дана благословенная грамота.
Далее 22 октября протоиерей мышкинской соборной церкви Илия рапортовал архиепископу Арсению, что новопостроенная каменная церковь села Рождествена «что на Корожечне» Мышкинского уезда освидетельствована и поскольку «никаких неисправностей, противных правилам святых отец и указам, не оказалось и в утвари церковной, так же и в книгах недостатку не имеется» освящена 26 сентября 1787 года.
Из приведённых документов следует, что строить каменный храм начали в 1754 году ещё при Сергее Михайловиче Хованском. Основные строительные работы завершены до 1771 года, а далее постепенно создавалось внутреннее убранство, что также стоило немалых средств. Делами строительства в основном занимались священники Степан Иванов и Кондрат Родионов, но не вызывает сомнений, что немалое участие было проявлено владельцами вотчины – князьями С.М. и М.М. Хованскими. Несмотря на то, что село не являлось местом пребывания помещиков, инициатива строительства могла принадлежать им, и они оказали решающее влияние на облик храма. Несомненно, церковь строилась по качественному проекту, разработанному каким-то архитектором. На это указывают стилистически выверенные формы, сочетающие в себе элементы барокко и раннего классицизма. Для облика здания характерны крупные арочные окна, рустованные и гладкие лопатки, ступенчатые пояски, наличники с фигурными и геометричными деталями. При общем плоскостном исполнении пластика фасадов насыщенна и не лишена выразительности.
Можно заметить, что Рождественская церковь имеет некоторое сходство с храмом села Знаменского помещиков Тютчевых (1784). Очевидно, среди местных дворян бытовал проект, который воплощали в разных вариациях. При отличиях в деталях близка общая композиция, включающая число осей, одноглавый четверик с фронтонами, объём колокольни. Только Рождественская церковь получила крупный трёхчастный алтарь и тёплый придел, выступающий с южной стороны. Увеличена высота храмовой части, а колокольня завершена ярусом звона в виде восьмерика. Архитектура здания и особенно внутреннее убранство столь интересны, что заслуживают отдельного рассмотрения.
https://uglmus.ru/about/publics/strihi_k_istorii_s.masalakoe/