Мария Николаевна Романова и её вклад в развитие русского искусства #наша_династия@nabat_utrachennogo
Мария Николаевна была старшей дочерью и вторым ребёнком в семье великого князя Николая Павловича (Николая I) и великой княгини Александры Фёдоровны. Главной её заслугой можно считать её деятельность в период, когда она возглавляла Императорскую Академию Художеств: этот пост она занимала с 1852 по 1876 год.
На своём посту Мария Николаевна провела множество реформ и всячески способствовала развитию Академии Художеств. При ней в 1859 г. был принят новый устав, восстановивший преподавание общеобразовательных предметов. По пятницам в Академии устраивались рисовальные вечера, привлекавшие не только художников, но и широкий круг представителей артистического мира. В 1861 г. при поддержке президента была устроена выставка редких художественных произведений из императорских дворцов, целью которой был сбор средств на постройку приюта для неимущих художников.
При Марии Николаевне, с 1862 г. Академия стала с успехом принимать участие в международных и всемирных выставках. С 1861 по 1865 гг. шла перестройка помещений главного здания, перестановка и систематизация художественных коллекций, к которым в 1862 г. прибавился дар графа Н. А. Кушелева-Безбородко. Завещанное им великолепное собрание экспонировалось отдельно в помещениях за Голубым залом музея.
В 1869 г. Мария Николаевна назначила из своих средств ежегодную выдачу премий молодым художникам за лучшие работы на академических выставках. По ее ходатайству в 1871 г. из казны стали отпускать средства на поощрение художественной деятельности Академии.
Помимо доставшегося ей после смерти супруга ценнейшего собрания, великая княгиня и сама интересовалась коллекционированием, закупая живописные произведения в основном в Италии и Франции. После ее смерти, коллекция была разделена между наследниками от первого и второго браков. Также, согласно её завещанию, Академия получила значительную сумму для приобретения произведений, а также античный мраморный бюст, картины Я. Бассано «Св. семейство» и К. П. Брюллова «Итальянка, снимающая виноград».