В глубине участка под номером 8 за чугунной оградой стоит светлое трехэтажное здание с фигурным аттиком и изящной лепниной, известное как «Мариинское училище». Дом, и без того претерпевший массу изменений в ХХ веке, сейчас находится под угрозой сноса или глобальной реконструкции.
История участка начинается в XVIII веке, когда частью его владел Сергей Авраамович Лопухин, сын «думного дворянина» Авраама Никитича Лопухина и двоюродный брат царицы Евдокии, первой жены Петра Первого. В 1711 году владение переходит к его дочери Мавре, по мужу – графине Шереметевой, и остается в этом роду до 1750-х годов, до объединения участков. В непосредственной связи с Петром был и владелец другой части владения, Тимофей Надаржинский, духовник царя. Согласно исследованиям, о богатствах белого духовенства в России не слышали до начала XVIII века, а первым священником, чье состояние воистину поражало воображение, был как раз Надаржинский.
Объединенный участок в 1750-х годах приобретает Василий Михайлович Еропкин, президент Ревизион-коллегии, он и строит дом, находящийся в основе существующего ныне здания. Почти полвека спустя домом владел отец Екатерининского фаворита Платона Зубова, обер-прокурор Сената, запомнившийся современникам своим взяточничеством.
Акварель Д. Индейцева, написанная в 1850-м году изображает этот дом самым роскошным в ряду других зданий Софийской набережной. Таким он стал, вероятно, при своих последних частных владельцах Дурасовых. Трехэтажное здание украшено коринфским портиком, по сторонам которого стоят скульптуры. По этому штриху, повторяющемуся и в архитектуре Пашкова дома, можно предположить, что автором проекта был сосед Дурасова, архитектор Баженов.
Когда в 1860-м году Дамское попечительство о бедных начало подыскивать новое место для устроительства училища, лучшего дома и найти было нельзя. Мариинское училище, названное так в честь рано умершей дочери одной из попечительниц, открывает новую страницу истории дома.
В Мариинском училище девочки из бедных семей получали образование и профессию домашней учительницы – однако преподаватели здесь были несомненно высокого уровня: профессора Московского университета и – по музыкальной части – основатель консерватории Николай Григорьевич Рубинштейн. Семь лет преподаванию в Мариинском училище посвятил Сергей Васильевич Рахманинов. По воспоминаниям учениц, он держался замкнуто и строго на уроках – однако с большим удовольствием аккомпанировал хору училища, а в качестве подарка мог устроить фортепианный концерт. Специально для хора Мариинского училища Рахманинов написал шесть песен на слова Некрасова, Лермонтова и других поэтов. Метафизические связи с музыкальностью места подчеркивает и тот факт, что в домовой церкви училища венчался брат Чайковского. Значит, и Петр Ильич тоже не мог не посещать этого дома!
После революции здание прославилось больше в литературе и мемуарах, чем в музыке. Дом был передан 19-й школе имени Белинского (сейчас она находится в здании советской постройки в 3-м Кадашевском переулке), где учились дети из знаменитого Дома на набережной. Здесь прошли первые годы школьной жизни Юрия Трифонова, прекрасно описавшего школу и её учеников в романе «Дом на набережной». После войны в школе учился музыкант Андрей Макаревич, которому, в отличие от Трифонова, повезло её окончить, а в старших классах еще и повоевать с директором из-за длинных волос и одежды «под битника».
В 1970-х в здание переезжает «Моспроект-2», сотрудниками которой были известные реставраторы и историки Е.В. Трубецкая, А. А. Клименко, спасшие немало зданий от сноса.
В 2008 году дом Мариинского училища удалось отстоять: здание было приговорено к сносу. Сейчас на территорию вокруг дома претендует крупный гостиничный холдинг, планирующий перестройку дома 8 и новое строительство на месте домов 10 и 12. Несмотря на то, что проекта, одобренного Департаментом культурного наследия, так и не существует, здание «оцеплено» охраной и стягами фирмы Strabag, угробившей не одно старинное здание в Москве.
Материал с портала «Узнай Москву»