Собор построен в 1775 г., перестроен в 1903 г. Трехпрестольный: св. Троицы, иконы Божией Матери Тихвинской, св. Илиии. Закрыт в 1940 г. и использовался под производственные помещения. В 1994 г. возвращен епархии.
Браславский Л.Ю. Действующие храмы, часовни, монастыри Чебоксарской и Чувашской епархии: — Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2010
Первое упоминание о соборе относится к 1620 году. Тогда собор был деревянный. После большого пожара он сгорел. В 1726 году на свои средства верующие построили каменный собор с отапливаемым главным храмом. В 1775 году в храме было три престола: Живоначальной Святой Троицы, Тихвинской иконы Божией Матери, святого пророка Илии.
В 1903 году на средства прихожан собор был заново перестроен. Длина собора составляла 40,47 метра, наибольшая ширина 23,43 метра, высота до верхнего карниза достигала 7,45 метра. На соборе 5 больших глав и 3 малые над алтарями. Иконостас главного храма 4-х ярусный, длина 10,65 метра, высота 8,52 метра; придельные — 3-х ярусные, длина по 7 метров, высота 4,26 метра. При церкви была библиотека.
Колокольна была отдельная, 5-ти ярусная, высотой 29,69 метра. На колокольне была установлена одна большая глава. Внутри колокольни размещался храм. Размеры храма: длина 14,91 метра, ширина 8,52 мера. Иконостас имел длину 6,39 метра, высоту 7 метров. В 1895 году пристроена дощатая паперть длиной 4,87 метра, шириной 7 метров. Большой колокол имел вес 312 пудов (5122,845 кг). Клокольня не сохранилась. В 1935 году её разрушили и из кирпичей была построена городская баня.
Церковных школ при приходе три: церковно-приходская школа в ограде, открыта 1 октября 1884 года; школа грамоты в деревне Амачкино, открыта 12 октября 1896 года; школа грамоты в деревне Нерядово, открыта 10 октября 1895 года. Приходских поселений имелось три.
Штат причиа составлял: священник, диакон и псаломщик.
Часовня при церкви иконы Казанской Божией Матери. В приходских деревнях находилось четыре часовни — 2 каменные и 2 деревянные, не сохранились.
В 1940 году собор был закрыт. В последующем здание храма было использовано под пищекомбинат.
1994 год — начало деятельности по восстановлению прихода и собора.
http://svytotroizki.prihod.ru/
Ведомость церкви 4 класса Троицкой Чебоксарского уезда села Сундыря за 1847 год
1. Построена тщанием прихожан в семнадцатом столетии, но в котором году неизвестно.
2. Зданием каменная с таковыми же колокольнею и оградою, крепка.
3. Престолов в ней два: в настоящей холодной во имя Живоначальной Троицы и в приделе теплом во имя Тихвинская Божия Матери. Внутри колокольни устроена вторая церковь холодная, с престолом во имя Святого пророка Илии, твердая.
4. Утварью достаточная.
5. Причта состояло по штату издавна и ныне по новому штатному положению Святейшего Правительствующего Синода Высочайше утвержденному 22 день ноября 1845 года, состоит священник один, дьякон один, дьячок один и пономарь один.
6. Земли при сей церкви усадебной четверть десятины, пашенной и сенокосной тридцать три десятины, плана и межевой книги на оную не имеется и прихожане о истребовании оных, откуда следует, не пекутся, хотя им о сем Священноцерковнослужителями в следствии предписания Епархиального начальства в прошлом в 1828 году и объявлено, дела ни какого о сей земле не производится, священнослужители всею землей владеют сами, но пашенной земли не обрабатывают, а отдают ее в наем погодно посторонним лицам без законных на то актов с получением за оную по 110 рублей в год ассигнациями. По положению Государственного Совета в 6 день декабря 1829 года Высочайше утвержденному к сей церкви добавки земли нисколько не сделано и межевание не производилось.
7. Дома у священнослужителей собственные, деревянные, построены у священника на церковной площади, в у Дьякона с причетниками в плановых улицах на отведенной в 1834 году земскою полициею земле. На все таковые места имеется акт от 23 августа 1834 года за №307, Чебоксарским Исправником Ивановым на имя местного священника и Благочинного Самуилова в виде отношения данный.
8. На содержание священно-церковнослужителей по новому штатному положению получается с 1 мая прошлого 1845 года жалованья от казны по классу церкви со включением оклада на просфорню двести девяносто два рубля серебром. Содержание их достаточно.
9. Здания, принадлежащие сей церкви есть: три небольшие каменные, в связи построенные кельи, у которых в пожаре 1834 года крыши, потолки, полы и сени сгорели и доселе не поправлены по неявке желающих поправить оныя прихожан собственным капиталом, церковную же сумму употреблять на сие воспрещено.
10. Расстоянием сия церковь от Консистории в 110 верстах, от Духовного Управления в 30, местный благочинный есть сей же церкви Священник.
11. Ближайшие к сей церкви суть: в оном же селе Казанская расстоянием в полуверсте, Царевококшайского уезда села Кокшайска Покровская в 5 и Чебоксарского уезда села Сотниково Введенская в 10 верстах.
12. Приписной церкви нет.
13. Домовой церкви в сем приходе ни у кого нет же.
14. Опись церковному имуществу есть, выдана в 1823 году от Чебоксарского Духовного правления, скреплена бывшим присутствующим Священником Евфимием Пальмовым, утверждена печатью онаго же правления, а написана в марте 1846 года.
15. Приходорасходныя книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью Чебоксарского Духовного правления даны: приходная 1842 года января 3 дня, а расходная 1823 года в маю месяце, ведутся исправно и хранятся в целости.
16. Копии с метрических книг с 1780 года хранятся в целости.
17. Исповедных росписей до 1816 года всех по порядку нет, а также за 1819, 1821 годы в наличии не имеется, а когда и кем они утрачены неизвестно, прочие же все по сей 1847 год хранятся в целости.
18. В обыскной книге выданной за шнуром и печатью Чебоксарского Духовного правления 1834 года в январе месяце и скрепленный присутствующим онаго правления Священником что ныне протоирей, Андреем Скарабевским, писанных листов 185, неписанных остается 13.
Чувашский Государственный Исторический Архив. Фонд 225, опись 1, дело 217; http://kazmariinsk.prihod.ru/sosednie_khramy_razdel/view/id/26817
Ведомость о церкви 4 класса Троицкой Чебоксарского уезда Мариинского Посада за 1862 год
1. Устроена тщанием прихожан в начале осмнадцатого столетия, но в котором году никакого сведения в церкви не имеется.
2. Зданием каменная, с таковою колокольнею и оградою, крепка. А ограда весьма ветха и частея с северной стороны на десять сажень в апреле 1859 года разрушилась. Посему случаю указом Казанской Духовной Консистории от 13 августа за №4216 приписано как сию ограду, так и каменные кельи разобрать до основания в 1859 году. Хотели разобрать только опасные места ограды на протяжении 35 сажень и две стены крайней к югу кельи, а прочее оставить до 1860 года. В сим году ограды нисколько не разбиралось, а две каменные кельи поправлены на кошельковую сумму с разрешения Епархиального Начальства, а по указу Казанской Духовной Консистории 19 сентября за №6273 обращены в квартиру священника по той необходимой крайности, что дом его 3 июля того 1860 года сгорел и жить ему было негде, ибо на полверсты от церкви все дома истреблены тем пожаром. По прошению местного священника и церковного старосты о дозволении устроить новую церковную каменную ограду на кошельковую и частью на пожертвованную сумму предписано представить смету чего будет стоить новая ограда. И смета представлена в Консисторию при рапорте от 31 мая сего года за №83.
3. Престолов в ней два, в настоящей холодной — во имя Живоначальной Троицы и в приделе теплом — во имя Тихвинской Божией Матери. Внутри колокольни устроена вторая церковь, холодная, с престолом во имя святого пророка Илии, твердая.
4. Утварью достаточна.
5. Причта состояло по штату издавна и ныне по штатному положению Святейшего Правительствующего Синода, Высочайше утвержденному в 22 день ноября 1845 года, состоит: Священник — один, Диакон — один, Дъячек — один, пономарь — один.
6. При сей церкви усадебной земли нет, пашенной тридцать десятин и сенокосной три десятины. Плана, межевой книги и никаких других документов на оную ни в подлинниках ни в копиях в церкви не имеется, и есть ли где-либо таковые документы, притчу неизвестно. Но по двум планам: первому на земли казенных крестьян бывого села Сундыря, переименованного в 1857 году в посад, который и теперь хранится в Сотниковском Волостном правлении; и второму, вновь составленному на местность под посад и выгон его, который хранится в Мариинской посадской Думе, оная земля значится отведенною для церковного притча и имеется в натуре со своими межами и межевыми столбами, на которых выклеймены буквы Ц.З., т.е. церковная земля. Сии межи межевые признаки, как пашенной так и сенокосной земли возобновлены с первого плана в 1847 году господином Чебоксарским уездным Землемером Овчинниковым. Дела о сей земле никакого не производится. Священноцерковнослужители всей землей владеют сами, но пашенной земли сами не обрабатывают, а отдают ее в наем погодно посторонним лицам без законных на то актов с получением за нее по 47 рублей серебром в год.
7. Домы у Диакона и причетников собственные деревянные, построены в плановых улицах на посадской земле, а потому ныне на общем праве граждан приобретены внесением в местную Думу посаженных денег, на что и выдана от оной Думы на каждое домовое место особая данная, а священник после пожара своего дома еще не построил и не имеет, а проживает в церковных кельях. Земля же для постройки его дома у него есть собственная.
8. На содержание священноцерковнослужителей по новому штанному положению получается в год от 1 мая прошлого 1845 года жалованья от казны по классу церкви со включением в оклады и на просфорню двести девяносто два рубля серебром, денежных доходов от прихода в сем году получено триста восемьдесят семь рублей, а хлебных доходов не имеется, содержание их достаточно.
9. Сей церкви принадлежит здание — две каменные в связи построенные кельи в 1860 и 1861 годах и превращенные в квартиру Священника по неимению у него собственного дома, о сем объяснение выше в 2-ом пункте.
10. Расстоянием сия церковь от Консистории в 110 верстах, местный благочинный есть сей же церкви Священник.
11. Ближайшие к сей церкви суть: в оном же посаде Казанская Богородицкая расстоянием в полуверсте, Царевококшайского уезда села Кокшайска Покровская в 5 и Чебоксарского уезда села Сотниково Введенская в 10 верстах.
12. Приписана к сей церкви кладбищенская Успенская , о которой ведомость на следующем листе, служение в ней бывает по просьбе желающих.
13. Домовых в сем приходе церквей ни у кого нет.
14. Опись церковному имуществу есть, выдана в 1823 году из упраздненного Чебоксарского Духовного правления, скреплена бывым присутствующим Священником Евфимием Пальмовым, утверждена печатью оного же правления, а написана в марте 1836 года.
15. Приходорасходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью бывого Чебоксарского Духовного правления, даны приходная 1842 года января 3 дня , а расходная в 1857 году, ведутся исправно и хранятся в целости.
16. Копии от метрических книг с 1780 года, хранятся в целости же.
17. Исповедных росписей до 1816 года всех по порядку нет, также за 1819 и 1821 годы в наличии не имеется, а когда и кем оные утрачены неизвестно, прочие же все от помянутого 1816 года по сей 1862 год хранятся в целости.
18. В обыскной книге, выданной за шнуром и печатью Казанской Духовной Консистории 1862 года января 30 дня и скрепленной присутствующим оной же Консистории Клинической Богородицкой церкви Священником Василием Ложкиным, писанных листов 10, а неписанных 287.
Ведомость о приписной Успенской церкви, сооруженной на кладбище при Мариинском Посаде, за 1862 год
1. Построена в 1857 году тщанием Мариинского Посада 3 Гильдии Купца Андрея Зиновьевича Майорова, а освящена 19 августа 1858 года.
2. Зданием каменная, крепка, при ней усердием того же Купца Майорова 20 августа 1858 года заложена и в сим 1859 году стройкою вчернь покончена каменная же колокольня.
Между оными церковью и колкольнею в прошлом в 1861 году иждивением Мариинского Купца Петра Егорова Майорова заложена с разрешения Епархиального Начальства теплая каменная церковь длиною на семи саженях с назначением в ней быть двум приделам: первому – во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, и второму – во имя Великомученика и Победоносца Георгия, в сем году вчернь стройкою кончена и покрыта железом.
З. Престол в ней один, во имя Пресвятыя Богородицы Честного ея Успения, холодная.
4. Утварью от храмоздателя снабжена достаточно.
5. Причта не положено и не имеется.
6. Усадебной и никакой другой земли при сей церкви не имеется же.
7. Домов для проживания священноцерковнослужителей, при ней также не имеется.
8. Содержание и охранение сей церкви на попечении храмоздателя Купца Майорова.
9. Зданий, принадлежащих сей церкви нет, кроме новой соснового леса сторожки.
10. Расстояние сия церковь от самостоятельной Троицкой Мариинского Посада около версты.
11. Опись церковному имуществу есть, составлена апреля 10 дня 1858 года за скрепою и печатию местного благочинного священника Михаила Самуилова.
12. Приходо-расходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатию Казанской Духовной Консистории даны в 1859 году, ведутся исправно и хранятся в целости.
http://kazmariinsk.prihod.ru/sosednie_khramy_razdel/view/id/26822