Мариинский дворец расположен в центре Санкт-Петербурга возле Исаакиевской площади и Синего моста. Сегодня это эклектическое здание стало объектом культурного наследия федерального значения, а также приняло в своих стенах Законодательное собрание города. Необычный фасад, роскошные обстановки, богатое историческое, политическое и культурное прошлое сделали Мариинский одним из самых интересных достопримечательностей Санкт-Петербурга.
Предыстория
Застройка участка начинается с середины XVIII в. В 1763 г. эти земли были переданы в дар Ивану Григорьевичу Чернышеву – флотскому генералу-фельдмаршалу – правящей императрицей Екатериной II. Входивший в круг особо приближенных лиц, он пользовался расположением царицы, носил титул графа и не нуждался в средствах. На полученном в Санкт-Петербурге участке он построил роскошный дворец.
Проект для строительства здания разработал Жан-Батист Валлен-Деламот в характерном для него русском классицизме с примесью барокко. После смерти графа дворец в Санкт-Петербурге унаследовал его сын – Григорий Иванович. Наследник вел разгульный образ жизни и быстро промотал отцовское наследство. Здание продали за долги Казенному Опекунскому Управлению, и длительное время сдавали в аренду.
Серьезной реконструкции дворец подвергся в 1824 г, когда в нем по приказу тогда еще князя Николая Павловича разместили школу Гвардейских прапорщиков. Для этого были полностью перестроены фасады, проведена перепланировка, уничтожена внутренняя отделка и лепнина, разобраны флигели. Руководил проектом перестройки дворца архитектор Александр Егорович Штауберт, который был хорошо известен своей любовью к классицизму.
Факт:
Государственное учреждение просуществовало в Санкт-Петербурге вплоть до 1838 г. Знаменито оно тем, что в нем учился известный русский поэт и прозаик Михаил Юрьевич Лермонтов.
Зарождение дворца
В октябре 1838 г. состоялась помолвка дочери Николая I – Марии с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским. Княгиня оказалась единственной из дочерей, кто наотрез отказался покидать Россию и Санкт-Петербург. Ее будущий муж – внук императора Наполеона – согласился остаться стране, принял православие и впоследствии стал родоначальником рода Романовских.
К свадьбе любимой дочери Марии Николай I решил выстроить на месте Гвардейской школы роскошный дворец, а государственное учебное заведение перевести в новое здание. С тех пор оно носило название Николаевское Кавалерийское училище, а бывшие классы пошли под снос. Ради строительства дворца дополнительно выкупили прилегающие участки в Новом переулке. Освободившаяся площадь, окруженная со всех сторон министерскими зданиями, и стала местом основания будущего княжеского дома.
Сложности строительства Мариинского
Новый участок оказался неправильной формы, к тому же окруженный плотной застройкой. Перед архитекторами встала непростая задача гармонично вписать дворец в заданное пространство, не навредив при этом внутренней планировке резиденции и облику Санкт-Петербурга. Изначально проект Мариинского хотели доверить Карлу Росси, но позже остановились на молодом и амбициозном Андрее Ивановиче Штакеншнейдере.
Факт:
Мариинский дворец стал первым крупным творением архитектора. Смелые проекты молодого зодчего пришлись по душе Николаю I и впоследствии принесли мастеру множество званий и наград.
Он предложил несколько революционных идей по перепланировке дворца. В результате полностью изменили интерьеры, на новое место перенесли парадную лестницу. Несущие конструкции изготовили из металла и кирпича, что позволило усилить здание и снизить пожарную опасность.
Дворец получил систему канализации, вентиляцию и водопровод. Для обогрева Мариинского использовались конвекционные отопительные системы – аммосовские печи – состоящие из комплекса дымовых, вентиляционных и жаровых каналов. Николай I проект одобрил. Закладка дворца состоялась 28 июля 1839 г.
Николай I тщательно следил за ходом строительства. Для этого была создана специальная надзорная комиссия, куда приняли известных архитекторов того периода – К.Росси и В.Стасова. В их обязанности входили контроль проводимых во дворце работ и отправка еженедельных отчетов царю. Кроме того Николай лично посещал стройку Мариинского.
Помимо самого дворца спешно возводились подсобные и хозяйственные помещения: кухни, конюшенный корпус, прачечные, сараи и складские постройки. Строительство помогло раскрыться множеству талантливых выпускников Академии Художеств Санкт-Петербурга. К работам среди прочих были допущены Август Ланге, ставший впоследствии профессором архитектуры, Лев Адамани и Владимир Шрейбер.
Николай I лично согласовывал все изменения в проекте, учитывая не только внешний вид, но и стоимость. Так, песчаные портики у боковых павильонов хотели заменить на кирпичные. Однако Штакеншнейдеру удалось отстоять свою идею, оптимизировав расходы.
Свадьба княгини Марии состоялась 2 июля 1839 г. Тогда же дворец был торжественно преподнесен в дар молодой супружеской чете. Однако отделочные работы в здании по-прежнему продолжались, и молодым пришлось жить по другому адресу вплоть до 1844 г.
Завершение строительства
Только 25 января 1845 г дворец был официально принят комиссией и освящен. Сразу после торжественных мероприятий здание открыли для свободного посещения всем желающим, чтобы продемонстрировать уникальную отделку и новейшие коммуникации. Свое имя – Мариинский – дворец получил в честь дочери княгини Марии.
Однако сопутствующие работы по обустройству прилегающей территории и интерьеров все еще продолжались. К 1850 гг. дворец обзавелся домовой церковью. Иконостас специально для нее выполнил итальянский художник Козрое Друзи, бывший профессором Императорской Академии Художеств. Позже в 1858 г. добавили интерьерную роспись стен. Над ней трудился художник и иллюстратор князь Григорий Гагарин.
Факт:
Мариинский есть не только в России. Дворец с аналогичным названием находится в центре Киева возле Верховной Рады.
Настоящим украшением Мариинского стал Зимний сад с огромным 8-метровым фонтаном, тропическими растениями и экзотическими птицами. Современное отопление хорошо прогревало помещение и позволяло выращивать во дворце даже пальмы.
Новые владельцы Мариинского оказались тонкими ценителями искусства. Благодаря супругам во дворце была собрана уникальная коллекция художественных полотен Джованни Беллини, Рафаэля Санти, Антониса Ван Дейка и других мастеров, которые граф Лейхтенбергский привез с собой из Мюнхена. Позже собрание пополнилось работами российских художников: Айвазовского, Брюллова, Неффа и прочих. Всего галерея Мариинского насчитывала около 300 полотен и стала одним из выдающихся мировых собраний. Во дворце располагалась уникальная библиотека, которая насчитывала свыше 5000 томов, а также геологические и нумизматические коллекции, принадлежавшие герцогу.
Здесь также устраивались балы, концерты, проходили спектакли домашнего театра. На выступления приглашались профессиональные певцы и музыканты, а также любители. Среди почетных гостей значатся Петр Вяземский и Владимир Одоевский.
В его стенах Мария прожила вплоть до смерти мужа в 1852 г. Уже в 1853 г. она заключила морганатический брак с Григорием Строгановым. Ее семья такой выбор не одобрила, хотя после смерти Николая I союз все же признали официальным. Спасаясь от сплетен и пересудов, семья проводила много времени за границей. В Санкт-Петербург княгиня наведывалась крайне редко.
Вторая жизнь дворца
После смерти владелицы Мариинский продали в казну, что позволило наследникам рассчитаться с долгами. Стоимость здания оценили в 3 млн. рублей. После этого 14 июля 1884 г. император Александр III подписал указ о передаче Мариинского под резиденцию Государственного совета и Государственной канцелярии. Потребовалась новая перепланировка.
Над проектом переделки дворца работал Людвиг Людвигович Петерсон, автор охотничьего домика Александра III под Лугой, помещений Нарвской прядильной мануфактуры, ряда особняков и доходных домов в Санкт-Петербурге.
Важной задачей было сохранить отделку помещений Мариинского, переоборудовав их под нужды Государственного совета. Так, Танцевальный зал дворца превратился в кабинет министров. Столовая и гостиная отошли государственным департаментам. В библиотеке планировалось разместить приемную, а нижние этажи отдать Канцелярии.
Параллельно требовался общий ремонт здания. Необходимо было восстановить протекавшую кровлю дворца, подъездные дорожки, отреставрировать поврежденное внутреннее убранство. Отопительную систему Мариинского следовало заменить на более современную водяную, отремонтировать канализацию, водоснабжение и фасады.
В 1893 г. в здание провели электричество. Однако сам проект перепланировки уже имеющихся помещений дворца отвергли, а под нужды Государственного совета возвели отдельные корпуса.
В итоге измененный проект, предложенный уже Л. Бенуа и М. Перетятковичем, был одобрен 5 мая 1907 г. А 21 июля состоялась торжественная закладка нового здания Мариинского. Как и при первичном строительстве во дворце проложили самые современные коммуникации. Заслуживала внимания обновленная вентиляция, способная фильтровать, нагревать и даже увлажнять поступавший воздух. При этом за ненадобностью демонтировали зимний сад и уникальный фонтан. Первое государственное заседание совета во дворце состоялось уже в 1908 г.
Революция и советский период
Дворец использовался для заседаний вплоть до революции 1917 г. Позже его заняло временное правительство, а уже в ноябре здание перешло Совету народных комиссаров и Высшему совету народного хозяйства. После того, как большевистское правительство переехало в Москву, во дворце разместились красноармейские казармы.
Начиная с 1920-х гг. помещения переходили от одного ведомства к другому. В разное время в Мариинском располагался «Дом печати», «Трансбалт», «Севзапвод» и общежитие. В 1929 г. открылось отделение Промакадемии. Домовая церковь дворца была разрушена – росписи на стенах закрасили, а иконостас полностью уничтожили. Позднее в ее стенах разместили кинотеатр Исполкома Ленинградского совета.
Во время войны во дворце находился госпиталь для выздоравливающих. Одновременно с лечением бойцы обучались на пулеметчиков, минометчиков и проходили общий курс боевой подготовки.
В блокаду дворец сильно пострадал от бомбежек. Значительный урон получили фасады и внутренние помещения. В 1943 г. в задние попал фугасный снаряд и пробил стеклянную крышу Большого зала. От пожара пострадала не только отделка, но и инженерные коммуникации. В 1945-ом дворец занял Ленинградский городской совет, и помещения вновь перестраивались под новые нужды.
Полноценная реставрация проводилась в Мариинском в период с 1960 по 1970 гг. Тогда частично получилось воссоздать утраченные интерьеры дворца, в том числе домовую церковь и уникальные настенные росписи. Полностью восстановить храм удалось только к 1988г. Богослужения в нем возобновились в 1990 г.
Особую роль дворец сыграл в событиях Августовского путча 1991 года. В здании тогда находились члены ГКЧП и вокруг спешно возводились баррикады. После ареста его членов Мариинский до декабря 1993 г. принадлежал Петроградскому совету. Только в 1994 г. в нем состоялось первое заседание вновь образованного Законодательного собрания Санкт-Петербурга.
Начиная с 2010 г. во дворце снова возобновились реставрационные работы. На сегодняшний день Мариинский полностью восстановлен и остается местом заседаний городского Заксобрания Санкт-Петербурга. Как и прежде он неразрывно связан с политической жизнью города.
Архитектура дворца
Первое, на что обращают внимание посетители – несимметричная форма здания. Из-за сложного участка и плотной окружающей застройки левое крыло Мариинского длиннее правого. А то в свою очередь находится под небольшим углом к Вознесенскому проспекту.
Фасад дворца выполнен в популярном тогда стиле классицизма с элементами барокко и украшен скульптурными композициями. Его уникальность – в особом оформлении первого этажа плотно подогнанными неотесанными камнями. Сегодня рустовка встречается достаточно часто, но в XVIII в. Штакеншнейдер был первым в Санкт-Петербурге и всей России, кто предложил столь необычный способ облицовки.
Внутренняя отделка Мариинского
Значительные средства были потрачены на оформление залов и подсобных помещений дворца. Для проведения работ были приглашены знаменитые европейские архитекторы и художники, среди которых Антонио Виги, Федор Клагес, Давид Йенсен.
В отделке дворца использовался только мрамор и ценные породы дерева. Вся мебель Мариинского изготавливалась на заказ у лучших мастеров, включая Н. Тарасова. Основной целью архитектора было не только создать роскошную обстановку, но и сделать каждое помещение по-своему уникальным.
Парадный вестибюль
Это первый зал дворца, куда попадают посетители. Его украшают колонны из розового мрамора и огромные бронзовые канделябры под потолком. В 2007 г. там установили бюст хозяйки дворца – Марии Николаевны. Далее идет Парадная лестница, украшенная античными статуями.
Зал «Ротонда»
Круглый двухъярусный зал – центр всей архитектурной композиции Мариинского. Высота потолков здесь почти 17 м. Сверху он накрыт стеклянным куполом, в качестве освещения используется массивный фонарь. Как и вестибюль, Ротонда дворца украшена скульптурами и лепниной. Здесь можно увидеть статуи грифонов, роскошный паркет и знаменитые палисандровые двери, отделанные слоновой костью и перламутром. Практически полностью уничтоженные в блокадном пожаре, они были вновь воссозданы реставраторами по сохранившимся документам. В целом помещение дворца выполнено в духе Древней Греции.
Сегодня в нем устраиваются новогодние представления для малышей и проходят концерты. Это одна из лучших площадок Санкт-Петербурга. Такой выбор сделан не случайно – в просторном помещении великолепная акустика. А обширное пространство позволяет разместить значительное число публики. В свое время здесь проходили заседания Государственного совета, что нашло отражение в знаменитой картине Репина.
Множественные реставрационные работы позволили в точности восстановить изначальный облик Ротонды. Сегодня мы видим ее так, как и задумывал архитектор.
Помпейский (Квадратный зал)
Здесь господствует итальянский стиль, поскольку при его создании Штакеншнейдер вдохновлялся росписями дворца в Ватикане. Кроме того, он провел достаточно времени, занимаясь раскопками на развалинах Помпей, и был поражен высоким уровнем мастерства древних художников. Впоследствии они вдохновляли его на создание многих уникальных проектов.
Неофициально этот зал назывался Темным – в нем нет окон, а стены украшены яркими росписями. Поражает разнообразие живописи: от ковровых орнаментов, до арабесок на сюжеты произведений Пушкина и Жуковского. Потолок богато украшен лепниной и позолотой.
Овальный кабинет
Окна комнаты выходят во внутренний двор и на Вознесенский проспект. Здесь же пристроен небольшой балкон. По проекту Штакеншнейдера к нему ведет отдельный пандус, позволяющий подъезжать к кабинету на коляске. Мария страдала от болей в суставах ног, и долгий подъем по ступеням давался ей непросто. Именно поэтому император распорядился выстроить для нее спиральную лестницу без ступеней.
Там же располагалась балконная оранжерея, протянувшаяся вдоль фасада дворца до самого Зимнего сада с фонтаном. Своды были покрыты росписью, под потолком висели массивные хрустальные люстры. Сохранилась огромная печь, стилизованная под камин и украшенная мраморным панно. Сегодня она является главным украшением зала.
Голубая гостиная
Одно из самых больших и просторных помещений дворца делилось пополам тяжелыми занавесками, которые раздвигались по мере необходимости. Вдоль окон располагались камины, отделанные мозаикой. Часть служила гостиной, вторая поменьше – кабинетом хозяйки. Сегодня здесь находятся витрины с подарками Санкт-Петербургу от иностранных делегаций и в честь различных торжественных событий.
Красный зал
С Парадной лестницы можно попасть в бельэтаж, где располагалась приемная герцога. Помещение отделано красным искусственным мрамором, позолоченной лепниной и скульптурными деталями. Зал украшен двумя каминами из белого мрамора с рельефами. Из окон открывается прекрасный вид на Исаакиевский собор и памятник Николаю I.
Сейчас тут проводятся протокольные встречи депутатов Санкт-Петербурга с иностранными делегациями.
Белый (Танцевальный зал)
Его главное украшение – росписи Антонио Виги, поэтому в остальном убранство достаточно сдержанное. Пространство освещают массивные многоярусные хрустальные люстры, потолок украшен лепниной в виде розеток, листьев и побегов.
При Марии Николаевне здесь размещалось собрание картин, а сегодня проводятся конференции и депутатские слушания.
Помпейская галерея дворца
Объединяет Белый и Синий зал заседаний – бывшую библиотеку герцога. Изначально она задумывалась, как соединительный коридор, поэтому здесь нет такой роскошной отделки, как в других помещениях. Стены украшены орнаментами и пейзажной росписью. Несмотря на их плотность при Марии на стенах дополнительно висели художественные полотна Рафаэля, Рембранта, Тициана.
Дворцовая церковь
Изначально ее убранство было достаточно скромным – лаконичная роспись и сосновый иконостас. Впоследствии по распоряжению Марии Николаевны его заменили на мраморный. Стены покрыли масштабными росписями на тему Ветхого и Нового Заветов. Несмотря на то, что убранство было полностью утрачено, удалось очистить от штукатурки часть орнаментов и по ним восстановить былое великолепие церкви во время реставрации 1980-88 гг. Окончательно росписи восстановили к 2018 г. Также удалось воссоздать стеклянный купол с золотым крестом.
В настоящее время здесь проходят церковные богослужения силами клириков Казанского собора Санкт-Петербурга. Действует особое расписание.
Информационный центр
На первом этаже здания находится постоянная экспозиция, посвященная строительству и истории дворца, а также образованию Законодательного собрания. Здесь можно увидеть предметы искусства, книги, награды и личные вещи тех, кто так или иначе был связан с Мариинским. В центре установлен макет дворца. С его помощью легко оценить сложную планировку здания и асимметрию фасада.
Большой зал заседаний
В 1907-1908 гг. на месте Зимнего сада с фонтаном по проекту Леонтия Бенуа был выстроен зал заседаний Государственного Совета Российской Империи. Он увенчан куполом, где морально устаревшее стекло сегодня заменили стеклопакетами. Дополнительно установили несколько электроприводов, позволяющих затенить или наоборот открыть своды для солнечного света.
С 1994 г. здесь проводятся все основные заседания, и выступает с ежегодными посланиями губернатор.
Туристическая жемчужина Санкт-Петербурга
Сегодня Мариинский – это не только место заседаний городского Заксобрания Санкт-Петербурга. Здесь проводятся экскурсии для организованных групп по предварительному согласованию. Частные лица также могут оставить заявку на посещение дворца. Всем желающим доступны виртуальные экскурсии по Мариинскому. Просмотреть их можно на официальном сайте.