Марчуги. Церковь Воздвижения Креста Господня.

Крестовоздвиженская церковь в селе Марчуги построена в 1768 г. на месте деревянной в родовом имении князей Пожарских тщанием А.М. Милославской. Храм кирпичный, на белокаменном известняковом фундаменте. В 1848 г. князем А.Б.Черкасским к храму были пристроены приделы — во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба и святителя Николая. В 1840-х гг. на средства князей А.Б. и М.Н.Черкасских была перестроена трапезная, а в 1858 г. — сооружена колокольня. Живопись на стенах и сводах — конца XIX в. В 1894-1895 гг. установлены новые деревянные резные позолоченные иконостасы, которые сохранились и поныне.
В годы гонений церковь не закрывалась, но настоятель ее — священник Михаил Взоров — был расстрелян в 1937 г. на полигоне Бутово.
http://www.vosvera.ru

Первоначальная деревянная церковь в селе Марчуги предположительно была построена в двадцатых годах XVII века. Писцовая книга отмечает наличие в селе деревянной церкви, освященной в честь праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.
В конце XVII века река Москва изменила свое русло и церковь, которая находилась на берегу, оказалась на острове. В 1768 году на новом месте «тщанием» вдовы лейтенанта флота А. М. Милославской (урожденной Пожарской) была построена кирпичная церковь существующая и поныне. Трапезная и приделы храма (один был освящен во имя святого Николая, а другой – во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба) были построены в 1848 году хлопотами гвардии полковника князя А. Б. Черкасского. А в 1858 году была построена каменная колокольня. В дальнейшем Крестовоздвиженскую церковь не раз перестраивали, достраивали, ремонтировали. В 1894-1895 годах проводился большой ремонт, во время которого в храме были установлены новые деревянные резные позолоченные иконостасы, которые сохранились и поныне.
Из инвентарной ведомости храма за 1913 год мы узнаем, что с 15 мая 1910 года здесь служил священник Михаил Пятикрестовский. Пришлось пострадать за Христа до смерти в годы репрессий и настоятелю храма священнику Михаилу Взорову. Он в возрасте 67 лет был расстрелян 31 октября 1937 г. на Бутовском полигоне. А в это время ключница храма Анна Жбанова пряталась с ключами от церкви в подполе у чужих людей больше месяца, тем самым внесла свою лепту в сохранение святыни. Церковь была спасена от разграблений, и на протяжении всего времени в ней проходили богослужения.
В послевоенные годы здесь служили отец Анатолий, священник Петр. В 1967 году, 14 мая, на приход направили молодого священника Александра Сайгушева. При его многолетнем служении были отремонтированы оконные переплеты, проведен водопровод, паровое отопление всего храма, в 1978 году построена котельная. В 2004 году был проведен газопровод.
Композиционное ядро здания составляет кирпичный храм типа «восьмерик на четверике» с двусветным основанием и граненной апсидой, наделенной сдержанной, несколько однообразной декорацией стиля барокко. Основным элементом убранства служат оконные наличники двух типов, сохранившихся в верхних ярусах. Нижние окна кардинально изменены вXIX веке. Квадратная четырехстолпная трапезная соединяет храм с шатровой столпообразной колокольней в четыре яруса. Стены храма плотно оштукатурены и побелены. Живопись на стенах и сводах — конца XIX в.
По материалам сайта прихода

Крестовоздвиженский каменный храм села Марчуги возник в 1768 году вместо ветхой деревянной церкви «во имя Воздвижения Честнаго Креста господня с приделом Чудотворца Николая». Храм перенял от старого и наименование главного престола с приделом Николая Чудотворца. Существует письменное упоминание, что уже в середине ХV века Марчуги назывались «село Марчуково». Принадлежало село Софье Витовтовне, вдове великого князя Московского Василия I (сына Дмитрия Донского), единственной дочери великого князя Литовского Витовта (в крещении — Александра) Кейстутовича. А где село — там и церковь. Церковь Божия тогда была деревянная, а сейчас — каменная. Сохранилась легенда, повествующая о побудительной причине построить каменный храм. Древний храм стоял тогда в излучине Москвы-реки. Весной в половодье, со слов старожилов, река прорвала основание речной излучины в наиболее тонком месте, и течение устремилось по новому руслу. Деревянная церковь практически оказалась на острове, отрезанной от села и всего прихода.
С течением времени ветхая деревянная церковь разрушилась разливами Москвы-реки, а местные жители и по сей день находят на берегу останки и черепки с прицерковного погоста. Промыслом Божиим благоустроителем, благоукрасителем каменной Крестовоздвиженской церкви села Марчуги в 1768 году стала вдова морского флота лейтенанта Анна Михайловна Милославская. В Экономическом примечании, в плане генерального межевания 1773 года указано, что в селе «две церкви, одна деревянная ветхая во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня с приделом Чудотворца Николая, другая каменная вновь построенная, которая ещё не освящена».
В ведомости о каменной церкви за 1817 год находим первое упоминание о приделе Чудотворца Николая. В ведомости о церкви за 1829 год сказано, что здание каменное, с такой же колокольнею, крыта железом, в твёрдости. Престолов в ней два: во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня и придел во имя Чудотворца Николая — оба холодные. В ведомости о церкви во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня в селе Марчуги за 1839 год записано, что в трапезе устроены два придела двух престолов во имя Святителя и Чудотворца Николая и преподобного Алексия человека Божия. Приделы не освящены из-за неустроения иконостасов. Приделы готовятся быть тёплыми.
В 1844 году гвардии полковник князь Алексей Борисович Черкасский пишет прошение в Московскую Духовную консисторию о разрешении ему разобрать тот небольшой придел и колокольню, а построить, по прилагаемому проекту в трёх чертежах, два новых тёплых придела. Колокола предлагается временно устроить на столбах. В случае недостатка церковных средств, он обязуется пополнить из своих собственных. Резолюция Митрополита Филарета №847: «Фев. 15. Дозволить построение приделов с тем, чтобы производство было согласно с проектом под наблюдением сведущего…»
Новая каменная трапезная с двумя тёплыми приделами при Крестовоздвиженской церкви была построена уже в 1848 году тщанием гвардии полковника и кавалера князя Алексея Борисовича Черкасского. В ведомости о церкви в селе Марчуги за 1848 год сказано: здание в твёрдости, колокола висят на столпах. Престолов в ней три: холодный во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня и два тёплых придела: с правой стороны во имя Святителя и Чудотворца Николая, с левой стороны во имя святых мучеников Бориса и Глеба. Церкви принадлежала тогда часовня в деревне Косяково. В советское время многие дела о храмах в архивах были уничтожены, что не позволило восстановить полноту сведений о происходящих событий и перестройках в дореволюционный период существования того или иного храма. Новая каменная колокольня при Крестовоздвиженской церкви села Марчуги была построена в 1858 году тщанием вдовы полковника, княгини Марии Николаевны Черкасской.
В ведомости о церкви за 1829 год сказано, что в приходе храма Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня всего 182 двора, в них проживает душ мужского пола — 1030, женского — 1157. В ведомости о церкви за 1839 год значится, что в приходе храма 182 двора, проживает в них душ мужского пола — 1227, женского — 1305. В приходе церкви: село Марчуги, сельцо Субботино и сельцо Вертячево.
В ведомости о церкви за 1848 год записано, что в приходе храма всего 274 двора, в них число душ: мужского пола — 1349, женского — 1271. Исповедная ведомость за 1865 год: в приходе храма находятся сельцо Городищи, село Марчуги малолетних князей Черкасских, деревня Глиньково, деревня Косяково, деревня Бельково, сельцо Субботино, деревня Вертячево. В ведомости о церкви за 1899 год упомянуты 46 десятин 100 квадратных сажен земли, 252 двора, 790 душ мужского пола и 857 женского. По исповедной ведомости 1757 года в причте храма пребывают священник, диакон и дьячок. Исповедная ведомость 1791 года инфоримрует, что в церкви Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня служат священник, диакон, дьячок, пономарь. С 1858 года псаломщик при церкви числится на дьячковской должности. Церковные старосты выбирались прихожанами на трёхлетие и утверждались московским епархиальным начальством. Так, Павел Гаврилов Садовников избирался на эту должность шесть раз с 1891 по 1909 год.
В 1937 году Крестовоздвиженскую церковь новая власть пыталась закрыть. Тогда в марчуговской церкви была старостой Анна Жбанова. Когда приехали представители из города с целью повесить на входную дверь свой огромный замок и отобрать ключи от храма, то встретили активное сопротивление от этой хрупкой женщины: «Стреляйте, но не отдам я вам ключи от нашей святыни! — таков был её ответ. Так и не отдала. Спустя время церковь всё-таки закрыли, но не на долго. К Пасхе, в 1944-м году Крестовоздвиженский храм вновь был открыт. В послевоенные годы здесь служили священники, отец Анатолий, отец Пётр и отец Александр (Сайгушев). В марчуговский храм постепенно свозили иконы и церковную утварь из закрытых храмов Воскресенского района.
В 2018 году Крестовоздвиженский храм в селе Марчуги отметил своё 250-летие. Благодаря помощи меценатов и благотворителей к юбилею в храме проведён ремонт и реставрация снаружи и внутри. Праздник 250-летия храма состоялся 29 сентября 2018 года. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Божественную литургию возглавил викарий Московской епархии епископ Зарайский Константин. Его Преосвященству сослужили благочинный церквей Воскресенского округа протоиерей Сергий Якимов, настоятель храмов округа. В иллюстрированном научном каталоге «Памятники архитектуры Московской области» (М.: Стройиздат, 1999) о Крестовоздвиженском храме села Марчуги сказано, что композиционное ядро здания составляет храм типа «восьмерик на четверике» с двухсветным основанием и гранёной апсидой, наделённой сдержанной, несколько однообразной декорацией стиля барокко. Основным элементом убранства служат оконные наличники двух типов, которые вверху. Нижние окна кардинально изменены в ХIХ и ХХ веке.
В 1898 году наружные стены оштукатурили цементом и окрасили. На куполах храма поставили «меднозлащённые» кресты (не сохранились). Несложные карнизы, закреплённые на угловых лопатках, испорчены более поздней штукатуркой. Квадратная четырёхстолпная трапезная соединяет храм с шатровой столпообразной колокольней в четыре яруса. Эти части памятника, несмотря на различие в характере детальной обработки, объединяются между собой общими чертами псевдорусского стиля. Интерьер здания строится на контрасте просторной, относительно низкой трапезной, перекрытой системой парусных сводов, и центрального, вертикального ориентированного пространства храма. На стенах и сводах — масляная живопись конца ХIХ века и второй половины ХХ века (частично утрачена). Иконостасы поставили новые деревянные резные позолоченные. Центральный — четырёхъярусный в 1896 году, в приделах — трёхъярусные в 1894 году. Утварь церковная и паникадила — того же времени (ХIХ века). Полы из метлахской заграничной плитки положены в 1901 году (в сохранности). Металлическая ограда церкви с кирпичным цоколем и столбами установлена в конце ХIХ — нач. ХХ века (от времени сильно порушилась, ныне отреставрирована).
Из книги: Протоиерей Алексий Крылов Крестовоздвиженский храм села Марчуги. 250 лет святыни Воскресенского края Подмосковья. — Воскресенск: «Серебро Слов», 2018

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?